Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.
Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности
1.1 Сущность и функция цены --------------------------------------------------------- 6
1.2 Место и роль цен в управлении предприятием -------------------------------- 8
1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям ------------- 10
1.4 Сущность и значение ценовой политики предприятия --------------------- 15
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, классификация цен на его товары и услуги
2.1 Визитная карточка исследуемого предприятия ------------------------------ 17
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия --------------------- 18
2.3 Классификация цен на продукцию предприятия ---------------------------- 21
Глава 3. Методы расчёта и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия
3.1 Ценовая стратегия предприятия ------------------------------------------------- 23
3.2 Методы ценообразования
3.3 Стратегия ценообразования
3.4 Расчет цены на продукцию предприятия
3.5 Влияние различных факторов на цены продукции предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют
а) оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
б) Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют её фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
в) Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
г) Розничные цены, по которым торговые
организации реализуют
д) Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
е) Тарифы на платные услуги населению;
ж) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементом цены и их уровне.
Основу цены продукции составляет её себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре цен занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
Налог на добавленную имеет очень широкую базу обложения. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции то производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
2) В зависимости от сферы
а) Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
б) Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
в) Цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
г) Регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенные регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулировании цен.
3) В зависимости от территории действия различают:
а) Единые или поясные цены
б) Региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
газ природный (кроме реализуемого
населению и жилищно-
продукция ядерно-топливного цикла;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
продукция оборонного производства;
драгоценные металлы и сплавы;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
В компетенции органов
газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
оплата населением жилья и коммунальных услуг.
4) В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
а) Цену "франко-склад поставщика";
б) цену "франко-станция отправления";
в) цену "франко-склад потребителя".
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
5) По времени действия цены подразделяются на:
а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
в) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
6) Цены, используемые в статистике
а) текущие;
б) средние;
в) сопоставимые;
г) неизменные.
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
1.4. Сущность и значение ценовой политики предприятия
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию. Отсутствие четко определенной ценовой политики вызывает неопределенность в принятии решений в этой области различными службами предприятия, может привести к несогласованности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
I. Постановка целей ценообразования:
1) Долгосрочные цели
а) обеспечение сбыта (выживаемости) продукции;
б) максимизация прибыли;
в) удержание рынка.
2) Краткосрочные цели
а) удержание рыночной ситуации;
б) уменьшение влияния изменения цен на спрос;
в) сохранение существующего лидерства в ценах;
г) Ограничение потенциальной
д) повышение имиджа предприятия или продукции;
е) стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке.
II. Определение спроса.
Закономерности спроса анализируют с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициента эластичности по цене.
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара.
III. Оценка издержек
Для осуществления обдуманной ценовой политики необходимо проанализировать уровень и структуру издержек.
IV. Анализ цен и товаров конкурентов
Проводиться путем проведения социологических и маркетинговых исследований (опрос покупателей, изучение ценовых каталогов, прессы (специализированных журналов "Монитор", "Снабженец"), обзор Интернет).
Предприятие объективно оценивает свои позиции и корректирует цену.
V. Выработка ценовой стратегии. (Все 13 видов ценовой стратегии описаны в пункте 2.1.4.2 "Стратегии ценообразования").
VI. Выбор метода ценообразования. Методы ценообразования описаны в пункте 2.1.4.1 "Методы ценообразования".
VII. Установление окончательной цены. Выбрав из перечисленных методик наиболее подходящий вариант, фирма может приступить к расчету окончательных цен.
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, классификация цен на его товары и услуги
2.1 Визитная карточка исследуемого предприятия
ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга специализируется на выпуске мучных кондитерских и макаронных специализируется изделий с начала XX века.
В настоящее время на предприятии можно купить широкий ассортимент короткорезанных макаронных изделий, более 25 видов пряничных изделий, 36 видов печенья, вафельные торты, вафли, бисквитные рулеты.
Макаронные изделия
Так же дипломами "100 лучших товаров России" отмечено качество печенья сахарного, вафельной продукции.
Пряник "Сувенир" является лауреатом конкурса "100 лучших товаров России" 2000г.
Высокое качество выпускаемой продукции подтверждается высокими оценками дегустационного конкурса V-го Всероссийского научно-промышленного форума "Россия единая", где из семи видов представленной продукции четыре получили золотые медали и три серебряные.
Продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга знают в Москве, Магадане, Чите, Иркутске, Набережных Челнах, Туле и др. регионах. Генеральный директор ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" - Шиков В.Н., 1953 года рождения, образование высшее, владелец 35622 обыкновенных акций предприятия.
2.2 Технико-экономическая
Ниже приведены показатели, которые наиболее точно дают характеристику ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга. Таблицы разработаны таким образом, что показатели 2005 года ставятся в сравнение с показателями 2004 года (таблица 1), а показатели 2006 года ставятся в сравнение с показателями 2005 года (таблица 2), такой способ наиболее точно отражает эффективность работы данного предприятия и указывает на потенциал роста.
Таблица 1
Показатели |
2004 год |
2005 год |
% отклонения |
1. Объем реализации |
147544 тыс. руб. |
136870 тыс. руб. |
7,8 |
2. Объем товарной продукции |
148817 тыс. руб. |
137226 тыс. руб. |
8,4 |
3. Себестоимость продукции |
139224 тыс. руб. |
127209 тыс. руб. |
9,4 |
4. Фонд оплаты труда |
19625 тыс. руб. |
21856 тыс. руб. |
10,2 |
5. Средняя месячная зарплата |
7602 тыс. руб. |
8794 тыс. руб. |
15,7 |
6. Прибыль от реализации |
8329 тыс. руб. |
9661 тыс. руб. |
13,8 |
7. Производительность труда |
625 тыс. руб. чел./год |
591 тыс. руб. чел./год |
5,8 |
8. Рентабельность |
6,0% |
7,6% |
21,0 |
9. Численность работников |
238 чел. |
232 чел. |
2,6 |
Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги