Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка.
В большинстве случаев цена будет определяться не только стоимостью сырьевого набора, рассчитанного в калькуляционной карточке (хотя эта стоимость в определенной степени учитывается), но и с учетом других факторов.
Например, предприятие закупило дорогостоящее сырье, бухгалтеры-калькуляторы рассчитали по правилам калькуляции продажную цену на продукцию, но ее никто не стал покупать из-за дороговизны.
Поэтому главный фактор при определении цены - это наличие спроса на продукцию, а не стоимость входящего в нее сырья.
Однако отказаться совсем от калькулирования нельзя: периодически калькуляция все же составляется, чтобы на ее основе можно было, например, рассчитать уровень рентабельности выпускаемой продукции, это поможет и с выбором ассортимента выпускаемых блюд, вовремя обратит внимание на необходимость использования более дешевого сырья.
И хотя преимущества изложенного метода определения продажных цен на продукцию общественного питания очевидны, на практике многие организации общественного питания по-прежнему продолжают устанавливать продажные цены на основе калькуляции.
Рассмотрим пример заполнения калькуляционной карточки. Цифры примера взяты условно.
Перед составлением калькуляции необходимо точно знать ассортимент изготавливаемых блюд, нормы закладки каждого компонента в соответствии со Сборником рецептур, продажные цены на сырье.
Составление калькуляционной карточки производится в следующем порядке:
1) На основании Плана-меню определяется ассортимент блюд, на которые необходимо составить калькуляцию;
2) Определяются нормы вложения сырья на каждое отдельное блюдо;
3) Определяются продажные цены сырья, включаемые в калькуляцию.
Калькуляционная карточка может составляться на одну порцию, или на 100 блюд, в последнем случае продажная цена одной порции будет определена более точно. Рассчитав продажную цену какого- либо блюда, бухгалтер-калькулятор подтверждает данный расчет своей подписью, кроме того, правильность установленной цены заверяется подписями заведующего производством и руководителя организации.
Исчисленная в калькуляционной карточке продажная цена действует до изменения компонентов в сырьевом наборе и цен на сырьё и продукты.
Общественное питание является довольно сложным видом деятельности, ибо выполняет несколько функций: производство продукции, продажа продукции собственного производства и покупных товаров, а также организация их потребления. Достаточно сложным является и процесс ценообразования. Практика ценообразования российских предприятий далека от рыночной ориентации, что негативно сказывается на экономическом благополучии и выживании хозяйствующих субъектов.
Строительство, как одно из важнейших отраслей материального производства, играет важнейшую роль в формировании общественных затрат на единицу производимых материальных благ. В этом вопросе необходимо различать две важнейшие проблемы затрат на полученный результат. Во-первых, само строительство обеспечивает ввод в действие объектов, которые непосредственно служат удовлетворению потребностей населения - это жилье, культурно-бытовые учреждения, медицинские учреждения, т. е. то, что обеспечивает нормальное функционирование так называемой непроизводственной сферы. Эти объекты, как правило, финансируются из государственного бюджета, и любая экономия в строительстве указанных объектов означает экономию государственных средств, которые, в свою очередь, могут быть использованы на приращение строительства других объектов. В условиях повышенного внимания к проблемам социального развития общества, когда разработаны и утверждены комплексные планы социального развития на перспективу, особенно это касается решения жилищной проблемы, сокращение затрат на строительство становится близкой и понятной для каждого человека мерой.
Во-вторых, строительство обеспечивает ввод в действие промышленных объектов, которые становятся предприятиями, про изводящими материальные блага для удовлетворения потребностей людей. Поэтому затраты на строительство объектов, предназначенных для производства материальных благ, косвенно воздействуют на цены товаров, которые будут производиться на построенных объектах. Всякое сокращение затрат на строительство положительно будет влиять на будущие издержки производства товаров, производимых промышленными объектами, введенными в строй. Достаточно напомнить о структуре промышленно-производственных основных фондов, уровне амортизационных отчислений, чтобы понять, какое воздействие на уровень цен могут оказать рассматриваемые здесь факторы ценообразования. Промышленно-производственные основные фонды в форме зданий и сооружений составляют более 47% от всех промышленно-производственных фондов по всем видам и отраслям промышленности. Вот почему в качестве важнейших требований к экономической работе строительных организаций выдвигаются такие, как перестройка механизма формирования цен в строительстве, исключающая неоправданное увеличение материалоемкости на стоимость готовой строительной продукции, пересмотр сметных цен и расценок в капитальном строительстве с целью усиления их роли в повышении эффективности капитальных вложений и улучшении работы проектных и строительных организаций.[7]
Для того чтобы решать успешно эти задачи, необходимо учитывать специфику работы строительных организаций, ценообразования на продукцию, являющуюся результатом работы данной отрасли материального производства.
Плановое ценообразование в строительстве определяется такими особенностями функционирования строительных организаций, как длительность производственного цикла, характеризующегося всеми чертами индустриального производства, работой на заказ, вследствие чего цена на строительную продукцию в большинстве случаев определяется как индивидуальная цена каждого конкретного объекта.
Цена строительной продукции представляет собой денежную форму сметной стоимости (смета характеризует предельный размер затрат по строительству зданий и; сооружений). Эта цена определяется каждый раз заново и зависит в первую очередь от технического проекта, предусматривающего объем конструктивных архитектурных и других технический решений, от видов, характера и количества необходимых для строительства материально-технических ресурсов условий их поставки. На уровень строительных цен влияют и такие факторы, как природно-климатические, экономико-географические и др. Следствие всех этих различий в проектах - цена конечной продукции строительства каждый раз оказывается другой, строго индивидуальной даже при одних и тех же проектах.
Определение сметной стоимости строительства осуществляются на основе нормативов, исходя из которых исчисляется цена каждого компонента, входящего в сметную стоимость. Нормативы определяют сметные нормы расхода и денежных расходов на возведение объекта.
В строительстве часто устанавливаются не сами цены, а нормативы, на основе которых исчисляются цены каждого строящегося здания и сооружения. По этим нормативам определяются расходы на приобретение необходимых средств производства и рабочей силы, затраты на материалы, различную строительную технику, оборудование и инструменты, инвентарь, ставка заработной платы, нормы заготовительно - строительных расходов, плановые накопления и некоторые другие.
В строительстве цена готового объекта включает в себя себестоимость (сметную цену) и прибыль, которая образуется по нормативу планового накопления. Этот норматив установлен в размере 8% сметной стоимости (суммы прямых затрат и накладных расходов). Прибыль здесь называется плановыми накоплениями.
Есть и особенности в организации ценообразования в строительстве. Центральным органом планового ценообразования в капитальном строительстве в нашей стране выступал Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР), который осуществлял разработку сметных норм и цен по регионам и по соответствующим видам строительной продукции. Цены же на продукцию в виде сметной стоимости объектов определяет проектная организация, а утверждаются они ведомством заказчиком.
К особенностям ценообразования в строительстве можно отнести наличие двух основных его форм: наличие сметной стоимости и прейскурантных цен. Структура и процедура формирования сметной стоимости рассматривались выше.
Как правило, прейскурантные цены применяются при определении затрат на объекты массового жилищного и культурно-бытового, сельскохозяйственного и другого строительства, когда применяются типовые проекты; при отклонении от типовых проектов используется первая форма.
Прейскурантные цены в строительстве получили развитие в условиях массового типового проектирования и массового строительства по типовым проектам. Они сокращают затраты и время на строительство, поскольку существует готовая проектная документация; кроме того, в прейскурантах установлены твердые цены на конечную продукцию, цены, которые ускоряют заключение договора и проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком.
Прейскуранты дают возможность заказчикам выбрать такой проект строительства, который позволяет приспособиться к местным условиям, сообразуясь с финансовыми возможностями потребителя.
В этих условиях возрастает значение договорных смет и договорных цен в зависимости от качества строительной продукции. В правительственном постановлении по ценообразованию строительной продукции ставится задача: «Создать условия для широкого применения договорных сметных цен на готовые объекты и другую конечную строительную продукцию. Дифференцировать договорные цены в зависимости от качества строительной продукции».
Таким образом, ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так управлять ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи. В нашей стране в области ценовой политики еще не хватает необходимого опыта и знаний. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.
В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. В условиях постоянного усиления конкуренции фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.
Для проведения успешной ценовой политики фирма должна учитывать условия, в которых ей придётся действовать на рынке того или иного типа: характер ценообразования, особенность продукта, число предприятий, контроль рыночной цены предприятием, неценовая конкуренция, условия вхождения в отрасль, на рынок.
Проанализировав спрос, издержки, цены и товары конкурентов, предприниматель (предприятие) должен определиться с методом и целями ценообразования. Выбрав один из методов, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие на покупателя, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену, как со стороны покупателей, так и конкурентов.
В курсовой работе мы изучили механизм и способы ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка; рассмотрели сущность цен, выделили особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определили условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования предпринимателем.
1) Беляева И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2005. -176с.
2) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб., 2004. – 853с.
3) Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2007. – 352с.
4) Есипов В.А. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2008. – 480с.
5) Желтяков И.А., Маховикова Г.А. Цены и ценообразование. – СПб.: Питер, 2004. – 112с.
6) Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2007. – 656с.
7) Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. –СПб.: Питер, 2005.
- 448с.
8) Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия).-М.: Экономистъ, 2007. – 240с.
9) Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие. –М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 252с.
10) Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М., 2005. – 223с.
11) Шелдрейк Дж. Теория менеджмента.- СПб.: Питер, 2007. – 352с.
12) Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – М., 2000. – 262с.
Приложение 1
Выбор между стратегиями проникновения на рынок и «снятия сливок»[8]
Определяющий фактор | Проникновение на рынок | «Снятие сливок» |
Задача | Сохранение доли рынка в долгосрочном периоде Сознательный риск | Получение высокой прибыли в краткосрочном периоде Неприятие риска |
Спрос | Эластичность цен Сегментов рынка немного | Жесткость цен Большое количество сегментов рынка |
Конкуренция | Предотвращение появления на рынке новых конкурентов Низкие барьеры на входе на рынок | Допущение новых конкурентов Высокие барьеры на входе на рынок |
Товар | Имидж не играет особой роли Длинный жизненный цикл товара | Имидж престижного товара Короткий жизненный цикл товара |
Цена | Давление на цены — тенденция к их снижению Необходимость быстрой реакции | Цены поддерживаются на одном уровне Отсутствие давления на цены |
Мероприятия по продвижению | Покупатели знакомы с товаром | Неизвестный товар |
Распределение | Уже существующая система | Незнакомые каналы распределения |
Производство | Экономия в больших масштабах Эффект кривой опыта Значительные инвестиции | Экономия в малых масштабах Эффект кривой опыта незначителен Низкий уровень инвестиций |
Финансы | Медленная окупаемость | Быстрая окупаемость |