Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:31, курсовая работа
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
1.Введение 2
2.Проблемы малого предприятия 3
3.Льготы 8
3.1 Инфраструктура программ поддержки малого бизнеса
3.2 Налоговые льготы 10
3.3 Льготы при выкупе арендуемых помещений 13
4.Государственная поддержка малого предпринимательства 15
5.Вывод 27
6.Список литературы 28
Основным направлением налоговой реформы должно стать снижение налоговых ставок до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.
Безусловно, сферу малого и среднего бизнеса должна регулировать система налогообложения, предусматривающая максимально возможное упрощение исчисления налогов, сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства.
Действующая
с 1 января 2003 года система налогообложения
малого бизнеса (26.2 «Упрощенная система
налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности»)
не в полной мере отражает интересы малого
предпринимательства. Имеются существенные
ограничения, связанные с применением
упрощенной системы налогообложения.
3. Упрощение доступа к финансовым ресурсам.
Развитие
системы финансово-кредитной
В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям.
- разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.
В соответствии со статьёй 103 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 г.» предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерацией для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования поддержки малого предпринимательства.
Реализация
данного направления
Принимая во внимание необходимость контроля со стороны государства за целевым использованием средств, привлекаемых под государственную гарантию Российской Федерации, целесообразно в качестве уполномоченного банка определить банк с государственным участием.
Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. При отборе и сопровождении проектов целесообразно использовать систему государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. На указанных принципах в настоящее время базируются схемы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, реализуемые в ряде субъектов Российской Федерации с использованием средств соответствующих бюджетов.
Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.
- развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь микропредприятий и начинающих предпринимателей.
Реализация
данного направления
Принятие в 2001 году Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» послужило положительным импульсом в развитии этой системы. В настоящее время наблюдается рост числа кооперативов. Ряд региональных фондов поддержки малого предпринимательства также реализует программы предоставления микрозаймов за счет собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств международных финансовых организаций.
Банк России утвердил положение «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», определяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности таких, как выдача банковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.
3. Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.
В рамках «Проекта поддержки предприятий» Всемирного банка частично осуществляется финансирование предприятий малого бизнеса. Основная цель проекта — поддержка реструктуризации российских предприятий путем прямого предоставления долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов. Доля израсходованных средств займа на финансирование предприятий малого бизнеса составляет около 4,7 млн долл. США, или 9,4% от общей суммы займа.
Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Европейским банком реконструкции и развития осуществляется в рамках проекта«Фонд поддержки малого бизнеса». За период с 1994 года по настоящее время, по данным ЕБРР, за счет средств Фонда было профинансировано более 80 тыс. проектов на общую сумму 800 млн долл. США в 105 крупных и малых городах регионов Российской Федерации через систему уполномоченных банков, включая Сбербанк России и КМБ банк.
В 2002 году в рамках программы поддержки российского микрофинансового сектора, реализуемой на средства USAID (Американское агентство международного развития) и направленной на дальнейшее развитие российских микрофинансовых организаций как института, активно содействующего развитию малого предпринимательства в Российской Федерации, был создан Российский микрофинансовый центр (далее — РМЦ). Планируется предоставить до сентября 2006 года 25—30 грантов российским микрофинансовым организациям на общую сумму более 4 млн долл. США. По оценкам, это позволит за проектный период увеличить число клиентов МФО на 4200 человек, выдать более 5000 займов на сумму около 3 млн долл. США.
Продолжается сотрудничество с Фондом Евразия, который поддерживает проекты, направленные на улучшение практики ведения бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса. Всего с 1993 по 2003 год Фондом Евразия поддержаны около 1000 проектов, направленных на развитие частного сектора в России, на сумму более 28 млн долл. США.
Таким
образом, международная финансовая
помощь оказывает существенное влияние
на развитие малого предпринимательства
в Российской Федерации. Вместе с явными
позитивными для российских предпринимателей
сторонами деятельности упомянутых организаций
необходимо отметить ряд проблем:
недостаточное знание иностранными партнерами
условий и специфики ведения бизнеса в
России
относительно невысокое представительство
российских специалистов в реализации
программ
отсутствие в отдельных случаях понимания
со стороны региональных и местных властей
Региональное и отраслевое распределение иностранной помощи неравномерно, большую ее часть получают центральные и северозападные регионы, а также Уральский регион.
Взаимодействие
между российскими
Следует отметить, что на основе данных, представленных международными финансовыми организациями, можно оценивать абсолютный объем финансовых средств, направленных на развитие частного сектора, в том числе малого предпринимательства в Российской Федерации. Отсутствие дополнительных данных и главным образом единой методологии в подходах по их использованию не позволяют в настоящий момент говорить о таких важных показателях, как вклад этих проектов в качественный и количественный рост малых предприятий, совершенствование их отраслевой структуры, увеличение числа рабочих мест, влияние объемов кредитов и инвестиций на рост ВВП.
4. Развитие инновационного предпринимательства.
Малое
инновационное
Несмотря на рост инфраструктурных элементов технопарков и инновационно-технологических центров, число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одна из основных причин этого — отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.
В России, обладающей значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одна из основных причин — сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4—5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 70 до 82%. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России.
Исследования, проведенные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия кредитования (16%).
Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдерживающие развитие инновационной деятельности:
В этой связи для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.
Вновь
созданные молодые