Цели государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Льготы, предоставляемые государством. Проблемы малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Содержание

1.Введение 2
2.Проблемы малого предприятия 3
3.Льготы 8
3.1 Инфраструктура программ поддержки малого бизнеса
3.2 Налоговые льготы 10
3.3 Льготы при выкупе арендуемых помещений 13
4.Государственная поддержка малого предпринимательства 15
5.Вывод 27
6.Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Экономике организации.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

За повышение  квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Более 30 городов  страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды  на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах  занятости действуют социально-деловые  центры, создающие новые рабочие  места посредством развития малых  предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное  предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая  система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций. 

Налоговые льготы

Налоги  являются важным барьером на пути к  развитию малого бизнеса.

На “первых парах” предприятие и так работает на погашение собственных затрат на открытие и на погашение издержек, но помимо этого ему нужно вносить свою “лепту” и в государственную казну. Налоги, непомерная и неподъёмная процентная ставка которых, может отбить желание у предпринимателя открывать свою фирму.

Для снижения налогового бремени и упрощения процедур налогообложения предусматривается разработка и введение в действие специальной части Налогового кодекса РФ, регламентирующей применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Переход на указанные системы налогообложения должен быть добровольным. Право определения порядка исчисления единого налога на вмененный доход должно сохраниться за органами власти субъектов РФ, однако Налоговый кодекс должен установить единые принципы расчета вмененного дохода по видам деятельности. 
Для повышения социальной защищенности работников малых предприятий предлагается ввести для всех субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев для малых предприятий соответствующее уменьшение по уплате налога с выручки или дохода. 
Концепция предусматривает также корректировку системы начисления и уплаты НДС
. 

Налогообложение субъектов малого предпринимательства  предусматривалось ст. 9 в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим законодательством, то в течение первых 4-х лет своей деятельности малые предприятия подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Могут быть установлены и другие льготы по налогообложению для субъектов малого предпринимательства, фондов, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также для предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Одной из льгот (ст. 10) являлась ускоренная амортизация  основных средств производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия.

Кредитование  малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Кроме фондов в  соответствии со ст. 12 Закона создаются  в России еще и общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, которые аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе: не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ; поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Это еще один посредник в системе кредитования субъектов малого предпринимательства, который еще раз аккумулирует свободные денежные средства, часть которых пойдет на содержание аппарата такого общества, на разного рода социальные выплаты.

Субъекты малого предпринимательства и страховые  организации, которые их страхуют, пользуются льготами (ст. 13), предусмотренными действующим законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации предусматриваются договором фонда со страховой организацией.

Поскольку малые  предприятия выпускают определенную продукцию, они могут выполнять  определенную долю государственных  заказов и заключать контракты  на поставку такой продукции. У субъектов малого предпринимательства может размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд конкретного вида продукции, которые каждое малое предприятие может получить на основе конкурса между малыми предприятиями (ст. 14). 

Льготы при выкупе арендуемых помещений

До 01 июля 2013 года установлен срок действия «льготной» приватизации, позволяющей субъектам малого и среднего предпринимательства выкупить арендованное имущество у государства по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком, без проведения торгов. 
Такое преимущественное право может быть предоставлено при одновременном наличии двух групп признаков. 
Первая группа относится к арендуемому объекту и включает следующие условия: - арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до 04.08.2008г. (до даты вступления в силу Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008г. № 159-ФЗ) в соответствии с договором или договорами аренды этого имущества; 
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); 
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества (в Санкт-Петербурге это 500 кв.м, в Ленинградской области – 2500 кв.м); 
- арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. 
 
Вторая группа признаков относится к статусу субъекта малого и среднего предпринимательства - арендатора, который должен отвечать следующим требованиям: - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 % (за отдельными исключениями, установленными федеральными законами); 
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий;  до 15 человек – для микропредприятий; 
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, а также за 2007 год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ для каждой категории субъекта малого и среднего предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственная поддержка малого предпринимательства                   

В течение 1990-х годов в Российской Федерации  в основном сформирована система  государственной поддержки малого предпринимательства. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Основные направления государственной политики определены в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2007).

Реализация  этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устранение имеющих место недостатков в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

  • несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие и государственную поддержку малого предпринимательства и сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений
  • нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
  • нескоординированность деятельности объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недостаточные объемы и качество оказываемых ими услуг

Данные  проблемы тесно взаимосвязаны между  собой. Их решение возможно посредством реализации комплекса мер нормативного, организационного, административного, экономического и правоприменительного характера, изложенных ниже.

1. Оптимизация критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства.

В современных условиях экономического развития России важную роль приобретает совершенствование нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства в части уточнения критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства, для развития которых оказывается государственная поддержка.

С учетом мнений по данному вопросу Минэкономразвития  России необходимо установить единый критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у него работают не более 99 человек. При этом целесообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых предприятий по численности занятых.

Необходимо  также соблюсти критерий независимости  субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в случае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Введение  новых критериев отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого предпринимательства требует дополнительной проработки на базе данных, полученных в результате сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

Вопрос  о включении в законодательство Российской Федерации понятия среднего предприятия должен рассматриваться  в совокупности с возможными правовыми последствиями введения такого понятия, и в первую очередь с точки зрения предоставления льгот и преференций.

В настоящее  время основной целью введения понятия  среднего предприятия может являться организация статистического наблюдения за их хозяйственной деятельностью. В этом случае к средним предприятиям должны быть отнесены предприятия с численностью не более 250 человек и с годовым оборотом менее 500 млн рублей. 
 
2. Совершенствование налогообложения, упрощение налоговой отчетности.

Информация о работе Цели государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Льготы, предоставляемые государством. Проблемы малого предприятия