Бизнес-планирование и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание

1. Структура организации (предприятия), ее элементы……………………....2
2. Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования………...8
3. Практические задания…………………………………………………………….15
4. Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по экономике.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

            Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание. 

            Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения.          Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения. 

            В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием. 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

2. Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования.

                  Бизнес - план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

                  Бизнес - план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес - план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес - план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес - план инструмент самообучения.

                  Основной целью разработки бизнес - плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес - плана должны отразить другие цели:

             1) социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг,

оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно - технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

                  2) повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, техника - технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

                  3) иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

             Или, например:

             1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

             2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или созданияновой;

             3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.

                Основной центр бизнес - плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

                 1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

             2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбытапродукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

                 3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

            4) проанализировать материальное и финансовое положение

фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

             5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес - плана.

             В современной практике бизнес - план выполняет пять функций.

             - Первая из них связана с возможностью его использования для

      разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

             - Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

                  - Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой – либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить

     требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес - плана.

             - Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес - плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

             - Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс

     составления бизнес - плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

             Подготовка и эффективное использование бизнес - плана имеет

первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес - план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес - планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.

                  Наряду с внутрифирменными функциями бизнес - планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.       Совокупность долгосрочных бизнес - планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

                 Таким образом, в наибольшей степени бизнес - план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации ново производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

             В рыночной экономике существует множество версий бизнес - планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес - планов в зависимости назначения: по бизнес -  линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

             Существуют два основных подхода к разработке бизнес - плана.

             Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес - план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес - плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес -плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.   Разработчиками бизнес - плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы.   При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

                  В зарубежной практике принято, что разработка бизнес - планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.

             В бизнес - плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес - плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно - производственной структуры фирмы, в частности для

обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.     Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы - партнеры осуществляют общее финансирование.

 

2.1 Типы бизнес-планов.

            В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

·          - производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

·            - инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

·            - бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

·           - бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

                  Успехи производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес - планирования, которое включает определения перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого». Производственное бизнес-планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.

             Производственное бизнес-планирование выступает как заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов и объема работ, а также методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Производственное бизнес-планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего предприятие желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Производственное бизнес - планирование основывается на комплексном анализе результатов деятельности предприятия за предыдущие временные периоды и направлено на эффективное использование 

 

2.2 Структура бизнес-плана.

                   Структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы, активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспективами роста предприятия.

Информация о работе Бизнес-планирование и его структура