Бизнес-план предприятия, методика его разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Методологические основы планирования на предприятии. Место бизнес-плана в развитии предприятия 6
Технико-экономическая характеристика предприятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана 12
Анализ бизнес-плана предприятия 23
Выводы и предложения 39
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭКОН ПРЕД ВАРИАНТ 21 БИЗНЕС ПЛАН.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Бизнес планирование является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес плана позволит управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления. 

Максимально быстрая  и адекватная реакция на изменения  рынка, внутренней инфраструктуры позволит увеличить конкурентоспособность предприятия, и вывести его в лидеры в острой борьбе за потребителей. Такое возможно только при выполнении нескольких условий:

Инвестор и управляющая  команда реально подходит к оценке финансового положения предприятия, его фактического положения на рынке, а также способна отследить тенденции изменения ситуаций и выявить причины их появления;

Управляющая команда  видит перед собой цели, к которым  должно стремиться, четко осознает шаги, необходимые для их достижения;

Менеджмент активно  использует бизнес планирование при  разработке стратегии развития предприятия, постановке стратегических и текущих целей, умело выполняет контроль выполнения каждого шага намеченного ранее плана;

Инвестор и управляющая  команда понимают причины и суть процессов, которые происходят во внешней  среде, внутри компании, на рынке —  и готовы предложить им ответ.

Основа всех этих условий – бизнес планирование, и, как результат данного процесса, бизнес план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технико-экономическая характеристика предприятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана

Структура бизнес-плана.

Структура и содержание бизнес-плана строго не  регламентированы.  В  отличие оргтехпромфинплана   (плана    производственно-хозяйственной    деятельности предприятия) бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое  число  разделов. Он  ориентирован  на  достижение  успеха  главным   образом   в   финансово-экономической   деятельности.   Хотя    бизнес-план    не    имеет    строго регламентированных  содержания  и  структуры,  при  его  подготовке  следует обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По  содержанию,  внешнему  виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот  бизнес-план.  Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен  быть  разделен  на  главы  (разделы).  Первый  раздел (глава) - цели и задачи предпринимательского дела. Бизнес-план  должен  быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог  легко  отыскать  в  плане интересующие  его  разделы,  части,  пункты.   С   этой   целью   необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для  более  полного и  наглядного  восприятия  информации  рекомендуется  использовать  таблицы, схемы, диаграммы, графики.

3.  Следует  заручиться  объективной  оценкой  бизнес-плана.  Прежде   всего необходимо ознакомить с ним  всех  членов  предпринимательского  коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно  проверить  все  финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать  аудитор.

Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить  какой- либо ошибки в бизнес-плане.

 

4.  Необходимо  контролировать  распространение  бизнес-плана,  так  как  он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе  предпринимателя  или  группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае  при первом  знакомстве  с  потенциальным  инвестором  следует  представить   ему краткий  обзор  или  сводку   данных,   и   если   инвестор   выразил   свою заинтересованность, только в этом случае  можно  представить  ему  детальный план.

5. Оптимальным по структуре  и содержанию считается  бизнес-план,  включающий семь разделов (см. приложение).

Как  уже  говорилось,  бизнес-план  может  содержать  различное   количество разделов, приведем схему наиболее распространенного из них.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана  выглядит  следующим образом:

1.Резюме

2.Проектируемый продукт  или вид услуг

3.Конкуренция

4.Стратегия маркетинга

5.План производства

6.Финансовый план

7.Стратегия финансирования

Резюме.

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи  и  содержание плана  в  миниатюре.  Он  должен  быть   наиболее   четким,   лаконичным   и убедительным, так как ознакомление с ним  должно  дать  относительно  полное представление  о  содержании  всего  бизнес-плана.  Поскольку  этот   раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а  завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. В сводном разделе  бизнес-плана представлены:

. генеральная цель  проекта (сделки);

. краткая   характеристика   предпринимательского   продукта,   конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;

. пути и способы  достижения поставленных целей;

. сроки осуществления  проекта (сделки);

.  затраты,  связанные   с  его  реализацией;  ожидаемая   эффективность   и результативность;

. область использования  результатов;

. общие сводные показатели: объемы производства и  реализации  продукции  и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;

.  специальные  показатели:  качество  реализуемых  товаров  и  услуг,   их отличительные свойства, приспособленность  к  особым  вкусам  и  запросам потребителя,   срок   окупаемости   вложений,   низкая   степень   риска, гарантированность получения планируемого результата.

Проектируемый продукт или вид услуг.

В этом разделе бизнес-плана  должны быть зафиксированы:

.  наглядные   данные,   позволяющие   с   требуемой   полнотой   «осязать» предпринимательский  продукт  (опытный   образец,   его   характеристики, описания, модели и фотографии);

. сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он  будет удовлетворять:  прогноз  платежеспособного  спроса  на товар;

.   данные   о   регионе,   группах   населения,   организациях,    которые

 предпочтительно,  исходя из анализа  и   прогноза,  станут  покупателями  и

  потребителями товара;

. данные о динамике  ожидаемого потребления товара  по временным  периодам  с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре.

Результаты  прогнозно-аналитических  оценок  этих  параметров  включаются  в бизнес-план; прогноз цен,  по  которым  предполагается  реализовать  продукт предпринимательской  деятельности  (продукция,  товар,  работы,  услуги).  С учетом    высокого    уровня    инфляции    предвидение    цены     продукта предпринимательства   представляет   самый   трудный   элемент   составления большинства бизнес-планов.

Конкуренция.

В  данном   разделе   бизнес-плана   необходимо   охарактеризовать   внешнюю маркетинговую среду предприятия.

Прежде всего, следует объективно ответить на вопросы:

1.    Кто является крупнейшим  производителем аналогичных товаров.

2.    Как обстоят их дела:

. с объектами продаж;

. с доходами;

. с внедрением новых моделей;

. с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);

. много ли внимания и средств  уделяют они рекламе своих  изделий.

3. Что собой представляет продукция конкурентов:

. основные характеристики;

. уровень качества;

. дизайн;

. мнение покупателей.

4.     Каков уровень цен на  продукцию конкурентов.   В   общих   чертах (ориентировочно) их политика цен.

Однако следует оценивать конкурентов  предельно трезво,  в  противном  случае велик риск оказаться, с репутацией плохого предпринимателя

Стратегия маркетинга.

Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная  задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы  своего плана маркетинга  (этот  документ  используется  и  для  своего  внутреннего пользования).

Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.

К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров через собственные фирменные магазины; через оптовые организации.

2. Ценообразование методика определения цен на товары; ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

3. Реклама, методы организации рекламы; величина средств, необходимых для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж: за счет расширения сбыта; за счет новых форм привлечения покупателей.

5.  Организация  послепродажного   обслуживания  клиентов  (для   технических товаров):

. методы организации службы  сервиса;

. величина необходимых для этого  финансовых ресурсов.

6. Формирование общественного  мнения о фирме и товарах:  разработка  методик, позволяющих добиваться хорошей репутации  своих  товаров  и  самой  фирмы  в глазах общественности

7. В случае реализации  товара за рубежом  желательно  привести  сведения  об оценке  патентоведами  патентной  чистоты  этих   товаров   в   странах   их реализации.

План производства.

Главная  задача  данного   раздела   бизнес-плана   доказать   потенциальным партнерам реальность  производства  нужного  объема  товаров  и  в  заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Место  производства  товаров  на  действующем  или  на  вновь  создаваемом предприятии.

2.Необходимые для этого  производственные мощности и  их рост из года в год.

3.Где и у кого, на  каких  условиях  будет  закупаться  сырье,  материалы  и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть  ли  опыт  работы  с ними.

4.Предполагается ли  производственная кооперация и  с кем.

5.Возможно ли какое  либо лимитирование  объемов   производства  или  поставок ресурсов.

6.Какое оборудование  потребуется и где намечается  его приобрести.

Возможны ли при этом проблемы и какого рода.

Данные этого раздела  приводятся в перспективе на  2-3  года  вперед,  а  для крупных предприятий и на 4-5 лет.

При   этом   рекомендуется   составить   схему   производственных    потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:

.  откуда  и  как   будут  поступать  на  предприятие   все  виды   сырья   и комплектующих изделий;

. в каких цехах  и как они будут перерабатываться  в продукцию;

. как и куда эта  продукция будет поставляться с предприятия.

В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах  ресурсов,  необходимых для  осуществления  предпринимательского  проекта,  источниках  и   способах получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает:  материальные  ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);

. трудовые ресурсы;

. финансовые ресурсы  (текущие  денежные  средства,  капитальные  вложения, кредиты, ценные бумаги);

. информационные ресурсы  (статистическая, научно-техническая  информация).

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек  производства и ее динамика на перспективу.

Финансовый  план.

Анализируя отечественный  опыт по вопросам  составления  бизнес-плана,  можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее  разработанным  справедливо считается финансовый план. В этой связи подчеркнем,  насколько  велика  роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку  в данной главе  рассматривается  только  финансовый  аспект  его  составления, остановимся на изложении именно этой задачи.

Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате  всей  предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае  необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1.Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую  предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой  прогноз  на  три года вперед с разбивкой по годам:

первый год - данные приводятся помесячно

второй  год  -  данные  приводятся

поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2.Баланс денежных расходов  и поступлений.

Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования  денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации  данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для  определения общей стоимости всего проекта.

Информация о работе Бизнес-план предприятия, методика его разработки