Бизнес - планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является создание бизнес плана кофейни.

Задачей данной работы является изучение бизнес-плана во всех литературных источниках, дать характеристику бизнес-плана, его значение, проанализировать содержание бизнес-плана и, на основе изученного, разработать свой бизнес-план.

Предметом курсового проекта является организация бизнес-планирования на предприятии.

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определённый целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Общая концепция бизнес-планирования…..……………………………..…4

1.1 Определение и классификация бизнес-планов..………………………......4

1.2 Объективная необходимость планирования бизнеса ………………….....9

1.3 Принципы планирования в организации ……………………..…...….......13

2. Структура и содержание бизнес-плана.............…….………………….......19

3. Бизнес-план организации кофейни....………………………………………24

Заключение………………………………………………………….…………..30

Список использованной литературы………….…………………………...….32

Работа содержит 1 файл

мой курсяк 3 курс 1 семестр.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО                             ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

Экономический факультет 

Кафедра Экономики  и управления предприятием 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экономика и организация производства»

                  

на тему «Бизнес - планирование на предприятии»                                                                  

                       

Дневное отделение 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

3 курса 3 группы                             ________________  А.А. Фесенко

                                            (подпись, дата)

Научный руководитель

 ст. преподаватель                         _______________  Е.М. Исаева

                                            (оценка, подпись, дата) 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Воронеж 2009

        • СОДЕРЖАНИЕ
       

      Введение…………………………………………………………………………3

      1. Общая концепция  бизнес-планирования…..……………………………..…4

      1.1 Определение  и классификация бизнес-планов..………………………......4

      1.2 Объективная необходимость планирования бизнеса ………………….....9

      1.3 Принципы планирования в организации ……………………..…...….......13

      2. Структура и содержание бизнес-плана.............…….………………….......19

      3. Бизнес-план  организации кофейни....………………………………………24

      Заключение………………………………………………………….…………..30

      Список использованной литературы………….…………………………...….32 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение

             

            Планирование  является важнейшей частью любого бизнеса. В условиях рыночной экономики чтобы успешно заниматься бизнесом, избежать неудач и провалов, надо, прежде всего, вникнуть в смысл предпринимательской деятельности, а для этого ее необходимо спланировать.

            Целью данной работы является  создание бизнес плана кофейни.

            Задачей данной работы является изучение бизнес-плана во всех литературных источниках, дать характеристику бизнес-плана, его значение, проанализировать содержание бизнес-плана и, на основе изученного, разработать свой бизнес-план.

             Предметом курсового проекта является организация бизнес-планирования на предприятии.

            Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определённый целей.

            В условиях рыночных отношений предприятия  и организации остро нуждаются в совершенствовании форм и методов работы. Для решения вопросов, связанных с обоснованием перспектив развития предприятий и организаций, возможности получения банковских кредитов, осуществления структурной перестройки производства, создания условий для организации более эффективной работы необходимо в совершенстве владеть методикой составления бизнес-плана. Именно бизнес-план является основным документом в партнерских отношениях с позиции выгодности и стабильности сотрудничества.  
       
       
       
       
       

      1.Общая концепция бизнес-планирования

      1.1 Определение  и классификация бизнес-планов

          

            Бизнес  – это не только сама экономическая  деятельность, это еще и стиль  поведения, и образ действия в  условиях экономики рыночного типа. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательство имеет мало чего общего с планированием. Согласно мнению некоторых публицистов, план несовместим с рыночной экономикой. Между тем, за исключением варианта директивного, насильственного, спущенного плана, противопоставление плана и рынка лишено логики и смысла. Внутрифирменное планирование в малом бизнесе на уровне отдельных хозяйственных ячеек, самопланирование не по указу сверху, а в силу необходимости чрезвычайно распространены в рыночной экономике, составляют ее неотъемлемую часть.

            Практически не обходиться без планирования и солидный бизнес. Каждая бизнес-операция нуждается в построении программы ее поведения с рассмотрением всех этапов и процедур ее осуществления, согласованием целей и ресурсов, составлением баланса доходов и расходов. Если бизнесмен проводит ряд операций, связанных друг с другом, то надо планировать их совместно, во взаимодействии. В этом случае планируется уже вся предпринимательская деятельность как непрерывный процесс. При осуществлении крупных продолжительных операций и, тем более, масштабных экономических проектов, сулящих значительную прибыль, предварительная разработка плана действий становится непременным условием обеспечения надежности получения желаемого результата.

            Планы проведения предпринимательских операций и осуществления деловых проектов в зарубежных практике именуют бизнес-планами. С начала 1990-х годов этот термин стал применяться и в России.1

              В узком смысле, бизнес-план – это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что прибыль от вкладываемых в конкретный предпринимательский проект денег будет, по крайней мере, не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора.

            В широком смысле, бизнес-план – это  инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству компании более точно определять вклад менеджеров в достижение целей компании.

            Ни  один серьезный проект не рассматривается, не утверждается и не осуществляется без экономического обоснования  и программы мероприятий по его  осуществлению. С известной степенью условности допустимо утверждать, что бизнес-план также сочетает экономическое обоснование бизнес-операции и программу ее проведения.

            В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь  быстро и адекватно реагировать  на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

            - администрация и инвестор правильно  оценивают реальное финансовое  положение предприятия и его  место на рынке;

            - существуют конкретные цели к  достижению которых должно стремиться предприятие;

            - планируется и выполняется каждый  шаг по достижению этих целей;

            - администрация предприятия и  инвестор понимают суть процессов  происходящих на рынке, во внешней  среде и внутри самой организации.

            Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей. 
           Внешние цели, для которых составляется бизнес-план – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. 2 
           Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.  
            Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения. 
              Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. 
              Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

            В западных компаниях бизнес-план в  последние 10-15 лет используется не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа корпоративного планирования.

            Таким образом, в соответствии с целями бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае – других. Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.

            В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.3

            В реальной жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

            - полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов; 

            - концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;

            - бизнес-план компании - изложение  перспектив развития компании  на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения  перед советом директоров или  собранием акционеров с указанием  основных бюджетных наметок и  хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;

            - бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

            - бизнес-план как заявка на кредит – для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;

            - бизнес-план как заявка на грант – для  получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона и общества в целом от выделения средств и ресурсов под данный проект.

            - бизнес-план развития региона  (страны) – обоснование перспектив  социально-экономического развития  региона и объёмов финансирования, соответствующих программ для  органов с бюджетными полномочиями.

                        Бизнес-план составляется для достижения целей компании, поставленных ее самостоятельно для улучшения своей деятельности. 
       
       
       
       
       
       
       

      1.2 Объективная  необходимость планирования бизнеса 

            В своё время классики менеджмента (Файоль А., Акофф Р., Ансофф И.) обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными манёврами,  несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел или краха.4

            Как показала практика, применение планирования создаёт следующие важные преимущества:

            - делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

            - проясняет возникающие проблемы;

            - стимулирует менеджеров к реализации  своих решений в дальнейшей  работе;

            - улучшает координацию действий  в организации;

            - создаёт предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

            - увеличивает возможности в обеспечении  фирмы необходимой информацией;

            - способствует более рациональному  распределению ресурсов;

              - улучшает контроль в организации.

            Нельзя  рассчитывать, что планирование приведёт к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идёт. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошёл этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

            Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, проведённое  английским специалистом по планированию Р.Финном. Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах: как крупных, так и мелких, как высоко, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследования приведены в таблице.5 

            Таблица 1- Оценка применения планирования

      Последствия применения планирования Продолжительность опыта планирования (в годах) Число фирм (случаев)
      < 2 2-5 6-10 >10
      Крупный успех 0 0 3 3 6
      Успех 3 13 19 19 54
      Ограниченный  успех 0 19 16 5 40
      Неудача 0 0 0 0 0
      Число фирм (случаев) 3 32 38 27 100
       

            Как видно, ни одна из фирм не связала применение планирования с неудачами в своей  деятельности. Можно предположить, что отдельные неудачи всё-таки были и скрываются они в строке «ограниченный успех».

            Таблица показывает:

            - успех приносит долговременный  опыт планирования (по крайней  мере, такой опыт, который превышает  2 года), то есть серьёзный и  настойчивый подход к применению  бизнес-планирования;

            - планирование в большинстве случаев  не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);

            - в целом планирование создаёт  скорее преимущества, чем отрицательные  эффекты, даже если определить  ограниченный успех как относительную  неудачу, положительные последствия  относятся к отрицательным как 60(6+54) к 40(40+0) случаям.6

            Планирование  помогает ответить на следующие важные вопросы:

      1. Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия её деятельности?
      2. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

              Известно, что успехи в мире бизнеса решающим образом зависят от трех элементов:

        • понимания общего состояния дел на данный момент
        • ясного представления того уровня, которого необходимо достичь
        • планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

            Бизнес-план помогает решать эти задачи. Он включает цели, стоящие перед фирмой, как  ближайшие, так и перспективные; оценку текущего момента, преимущества и слабости бизнеса, а также анализ рынка и данных о клиентах. Кроме того, в бизнес-плане содержится информация о возможностях рынка, его сильных и слабых сторонах и подробности функционирования фирмы в этих условиях. Наконец, в нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

            Бизнес- планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных  фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для  их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

            Один  из «отцов» современного менеджмента  А.Файоль отмечал: «Управлять – это  предвидеть», а «предвидеть –  это уже почти действовать».7

            Планирование  – это не просто умение предусмотреть  все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.

            Преимущества  планирования проявляются в долгосрочной перспективе. Фирма не может полностью  устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения. Также большое значение имеет и реализация, осуществление задуманного, степень проработанности бизнес-плана. «Стратегическим становится вопрос о том, есть на предприятии основы регулярного менеджмента или их нет. Если их нет – тогда планирование сводится к интуиции, а развитие компании становится непредсказуемым, т. е. неуправляемым. Если же основы есть, тогда мы говорим о планировании в том или ином его качестве. В качестве, которое можно повышать эффективность и как следствие конкурентоспособность компании».

            Применение  планирования не может принести отрицательных результатов, а наоборот способствует развитию фирмы в том направлении, которое она задает сама. 
       
       
       

      1.3 Принципы планирования в организации 

                  Принципы планирования определяют  характер и содержание плановой  деятельности в организации. Правильное  соблюдение принципов планирования  создаёт предпосылки для эффективной  работы фирмы и уменьшает возможность  отрицательных результатов планирования. А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость и точность. Позднее И.Ансофф обосновал ещё один ключевой принцип планирования – принцип участия.

            Принцип единства (холизма) предполагает, что  планирование в экономической организации  должно иметь системный характер.

            Понятие «система» означает:

            - существование совокупности элементов;

            - взаимосвязь между ними;

            - наличие единого направления  развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

            Элементами  планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в неё, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между  подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений.

            Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.

            Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:

            - деятельность ни одной части  организации нельзя планировать  эффективно, если такое планирование  не связано с плановой деятельностью  отдельных единиц данного уровня;

            - всякие изменения в планах  одного из подразделений должны  быть отражены в планах других  подразделений.

            Таким образом, взаимосвязь и одновременность  – главные черты координации  планирования на предприятии.

            Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Бизнес-планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

                 Выгоды реализации принципа участия  заключаются в следующем:

            Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Он получает более обширную и объективную информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

            Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

            В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают  себя, как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

            В-четвёртых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые  часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.8

            Если  организация невелика, система участия  в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.

            Практическое  участие коллективов работников в планировании может быть организовано в рамках таких структур как «кружки  качества».

            «Кружки качества» возникли в начале 60-х годов в Японии как реакция на посредственный уровень японских товаров. Говорят, что до второй мировой войны слова «сделано в Японии» означали дешевые и низкокачественные товары. Эта ситуация напоминает сегодня положение в китайском, а отчасти, и в молодом российском бизнесе. Кружки качества были введены для осуществления внутреннего контроля за качеством, то есть контроля со стороны самих рабочих, без внешнего давления на них для решения этой проблемы.

            Кружок  качества представляет собой небольшую (6-10 человек) группу работников одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем» связанных с их работой. В современных условиях сфера деятельности кружков качества гораздо шире, чем это обозначено в их названии.

            Обсуждение  стратегии контроля за качеством в кружках дополняется изучением наиболее важных вопросов повышения общей производительности фирмы. Работники привлекаются   к   коллективному   анализу   инновационных,   технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новаторства и творческого поиска в решении основных задач деятельности фирмы.

            Иногда  собрания кружков проводятся на добровольной основе, в нерабочее время. В некоторых  случаях руководство компаний самостоятельно организует деятельность кружков качества и разрешает проводить их в рабочее время, а участие в собраниях после завершения рабочего дня оплачивается как сверхурочные.

            В крупных компаниях для организации  партисипативного планирования могут  быть рекомендованы более жёсткие, вертикально построенные структуры, которые позволяют осуществлять прямую и обратную связь между  всеми уровнями организации.9

            Смысл принципа непрерывности заключён в том, что:

            - процесс планирования на предприятиях  должен осуществляться постоянно  в рамках установленного цикла;

            - разработанные планы должны непрерывно  приходить на смену друг другу. 

            Второе  из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определённой части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

            - неопределённость внешней среды  и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой  постоянную корректировку ожиданий  фирмы относительно внешних условий  и соответствующее исправление  и уточнение планов;

            -  изменяются не только фактические  предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

            И наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлечённость работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.

            Принцип гибкости позволяет менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

            Для осуществления принципа гибкости планы должны осуществляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно включают резервы, иначе называемые надбавками безопасности или финансовыми подушками (амортизаторами).

            Однако  существуют определённые пределы резервов планирования:

            - резервы, заложенные в показателях,  не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

            - слишком низкие пределы влекут  за собой слишком частые изменения  в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

            С финансовой точки зрения обеспечение  принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причём уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим  риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по её прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования.

            Придание  гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

            Всякий  план должен быть составлен с такой  степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы  неизвестностью. Другими словами, планы  должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия фирмы.

            Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено  ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений  деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

                  Знание и правильное соблюдение  принципов планирования позволяет  фирме получить следующие выгоды:

            Таблица 2 – Принципы планирования

      Название  принципа Выгоды, получаемые фирмой при соблюдении принципа
      1. Единства Планирование  приобретает системный характер.
      2. Участия  1) процесс обмена  внутрифирменной информацией облегчается

      2) повышается  мотивация каждого работника

      3) повышается профессионализм персонала

      3.Непрерывности Обеспечивается  постоянная вовлечённость работников фирмы в плановую деятельность
      4. Гибкости Адаптация к  внешним и внутренним условиям
      5. Точности Появляется  возможность количественно оценить  прибыли и убытки.
       

            Таким образом, соблюдение принципов планирования, определяя характер деятельности фирмы, позволяют  ей не только избежать отрицательных  результатов планирования, но и извлечь  значительные выгоды.

      2. Структура и содержание бизнес-плана. 

            Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, при его составлении не соблюдается определенная форма. Каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

              Так, например, бизнес-план производственного  предприятия будет существенно  отличаться от бизнес-плана торговой  структуры, бизнес-плана отделения  банка или предприятия сферы  услуг.

            Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

            Как правило, бизнес-план включает в себя следующие разделы:

      1. титульный лист;
      2. резюме;
      3. информация о предприятии;
      4. описание продукта или услуги;
      5. маркетинг и сбыт;
      6. производственный раздел бизнес-плана;
      7. организационная структура и управление;
      8. оценку рисков реализации проекта;
      9. финансовый план;
      10. приложения к бизнес-плану.

            На  титульном листе обычно отражают следующую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя и телефон директора предприятия, суть проекта (очень кратко), общая стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не более 25 строк.

            Во  втором разделе даётся краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трёх-четырёх страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить успех реализации идеи в глазах инвестора. Инвестор должен «загореться» идеей, почувствовать существенную выгоду конечных результатов предпринимательства.

            Третий  раздел бизнес-плана посвящается описанию истории создания предприятия, области деятельности и анализу работы предприятия за предшествующий период (если таковой имелся). Здесь указывается структура организации, правовая форма организации бизнеса на предприятии, даётся информация об учредителях, о партнёрах и поставщиках. В этом разделе также отражается информация о месте нахождения фирмы, какие имеются в её распоряжении помещения, здания и сооружения, арендованные они или в собственности, нужна ли реконструкция или ремонт.

            Далее излагается информация о товаре: название продукта (услуги), сферу его применения, технические характеристики, патенты, сертификаты, разрешительная документация, сравнение с уже существующими продуктами (услугами), правила эксплуатации и т.п. В описании акцент, естественно, делается на то, что данный продукт лучше, чем у конкурентов, и чем именно лучше. Приветствуются фотографии продукции, схемы и чертежи, результаты опросов потенциальных потребителей.

            В разделе маркетинга и сбыта должно быть убедительно доказано, что реализация товара глубоко продумана и не встретит серьёзных затруднений. Здесь анализируется предполагаемый рынок сбыта продукции (услуг), дается характеристика потенциальных потребителей, а также конкурентов и их продукции (иногда оценка конкуренции выделяется в отдельный раздел). В этом разделе отражается перечень мероприятий, связанных с логистикой товара, о таре, упаковке, транспортировке и т.д. Рассказывается о рекламных акциях, направленных на привлечение внимания к данному продукту.

              В разделе о производственном плане требуется привести аргументы, доказывающие продуманность производственного процесса по всей технологической цепочке от поставок сырья, оборудования, энергоресурсов до обеспечения экологической и технической безопасности. Немаловажным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.

            В разделе, посвящённом организационному плану, раскрываются основы правовой формы функционирования предприятия. Наряду с формой собственности указываются пайщики, принадлежащие им доли, количество выпущенных акций и их распределение среди акционеров в порядке открытой подписки. Обычно в этом разделе приводится информация о членах совета директоров, о лицах, обладающих правом подписи финансовых документов, о распределении обязанностей между членами высшего административного персонала. Также он содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда персонала. 10

            Очень важным является раздел по обоснованию разумности допустимых уровней предпринимательских рисков. Предпринимательские риски весьма разнообразны, и их совокупное воздействие на результаты деятельности фирмы оценить сложно. Для решения этой задачи часто риски подразделяются на общие и простые.  Общий риск проекта понимается как составленный из множества простых риска: технических, управленческих, финансовых, экологических, политических, международных. Как правило, общий риск оценивается в баллах по специально разработанной для этих целей методике.

            Финансовый  раздел дает представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. Он включает информацию о плане доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товара в течение определённого времени его жизненного цикла, о балансе доходов и расходов по отдельным товарам (если их несколько), о рентабельности и сроке окупаемости проекта. Все расчёты в финансовом разделе должны подтвердить, что начиная с некоторого уровня производства товара его выпуск будет приносить прибыль.

            Завершающим этапом этого раздела является оформление инвестиционного предложения. Инвестиционное предложение – это анкета установленной формы, в которой инициатор проекта излагает основные сведения, способные заинтересовать инвестора и убедить его в целесообразности вложения капитала. В этой анкете указываются основные сведения об инициаторе проекта (фамилия, почтовые реквизиты фирмы, юридический статус компании, её организационно-правовая форма), краткая характеристика объектов капиталовложений, финансовые ожидания (доходность капиталовложений, срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли за время жизненного цикла товара), а также другие необходимые инвестору сведения. Инвестиционное предложение направляется инвестору вместе с бизнес-планом для ознакомления и принятия решения по участию или неучастию в реализации воздвигнутой предпринимательской идеи.

            Итоговый раздел приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.

             

            При разработке бизнес-плана, его разделов логично использовать существующие программные продукты, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов. Из известных программ опытные бизнес-проектировщики выбирают или Project Expert (производитель - фирма "Проинвест консалтинг"), или "Альт-Инвест" (фирма "Альт"), или "Аналитик" (фирма "Инэк").

            Таким образом, бизнес-план должен быть краток, но в тоже время включать все основные детали и факты. Излишняя объемность плана затрудняет понимание идей, излагаемых в нем. Необходимо предоставлять заказчику ту информацию и документацию, которая ему нужна и полезна. Причем информация должна быть преподнесена в четкой и понятной форме, поэтому бизнес- план структурирован и разбит на отдельные разделы, это позволяет заказчику выбрать, что ему необходимо прочитать.11 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      3. Бизнес-план  организации кофейни. 

            Резюме

            Цель  проекта - создание нового предприятия общественного питания (кофейни) путем учреждения общества с ограниченной ответственностью с тремя учредителями. Планируется, что в кофейне будет производиться и реализовываться разнообразная кулинарная продукция. В ассортименте кофейни будут представлены не только десерты, но и пицца и лёгкие закуски. В ассортимент напитков будут входить несколько видов кофе, чая, также алкогольные напитки и сигареты.

            Кофейня рассчитана на одновременное обслуживание 40 человек, будет располагаться в черте Воронежа. Предполагается взять в аренду  помещение 150кв.м. Договор аренды предусматривает выполнение ремонта помещения на сумму 1мил. руб. и ежемесячную арендную плату в размере 150 тыс. руб. Договор заключается сроком на семь лет.

            Также для организации работы кофейни закупается оборудование, мебель, набирается персонал.

              С учетом дохода – от 300-500 тыс. руб. в месяц и рентабельности- до 60%. проект окупится в срок от 1 года.

            Описание  продукта или услуги

            В меню будет представлено 15 видов  десертов, 3 вида пиццы и 3 вида бутербродов. Ассортимент кофе включает: капучино, эспрессо, латте, американо, мокко и 5 видов эксклюзивных кофе. Чай на выбор в чайниках черный, зеленый, всего 10 видов продукта. Остальные напитки и продукция:

            Ассортимент сигарет

      Наименование Ассортимент, количество видов Количество Цена  за единицу, руб. Общая стоимость, руб.
      Сигареты 10 По 1 блоку 400 4000
      Сигары 10 По 20 штук От 200 4000
      Кальян 2 По 1 штуке 1000 2000
      ИТОГО       10000
       

            Ассортимент спиртной продукции

      Наименование Ассортимент, количество видов Количество  бутылок в сутки Цена  за 1 бутылку, руб. Средняя стоимость, руб.
      Вино 6-8 5 700 25500
      Коньяк 6 6-8 1000 3600
      Мартини 3 6 500 9000
      Аперитивы 4 6 500 12000
      ИТОГО       102500
       

            Маркетинг и сбыт

            Преимущества  компании связаны с широким ассортиментом продукции, а также предоставлением дополнительных услуг (изготовление на заказ, продажа на вынос, промоутерские акции).

            Рекламная деятельность будет осуществляться посредствам:

        • предоставления скидок
        • проведение рекламных акций
        • реклама в СМИ
        • установка рекламных указателей, а также штендеров со сменными табло.

            Ценовая политика ориентирована на потребителей со средним уровнем дохода. В силу того, что предприятий подобного  типа в выбранном районе нет, и  ниша, на которую будет ориентировано  кафе, практически свободна, серьезной конкурентной борьбы не предполагается. 

              Производственный  план

              Кофейня рассчитана на одновременное обслуживание 40 человек. При открытии кофейне необходимо закупить следующее оборудование:

              Оборудование

      Наименование Количество, шт. Стоимость, руб.
      Барная  стойка 1 210000
      Кофе-машина 2 32000
      Кассовый  аппарат 1 1000
      Кофемолка 1 1500
      Взбивальная машина 1 2300
      Плита 1 1500
      Посудомоечная машина 1 2000
      Холодильник 3 10000
      Столы 20 210000
      Диваны 40 500000
      Стулья 8 10000
      Чайный набор, 10 в уп. 10 7000
      Кофейный  набор, 10 в уп. 10 7000
      Чайник 8 8000
      Набор посуды (столовые приборы), 20 в уп. 20 4000
      Кондиционер 2 60000
      ИТОГО   1066300
       
       

              Продолжительность работы по обслуживанию одного клиента  кофейни:

              Производственный  процесс

      Наименование операций Продолжительность операций, мин
      Прием заказа 3
      Приготовление 1 чашки чая или кофе 5
      Приготовление десертов 20
      Оформление  и выдача заказа 5-6
       

            Планируется, что кофейня будет работать с 10 до 24 ч, т.е. 14ч. Персонал будет приходить в 9 ч утра для уборки и подготовки рабочих мест и работать по двое суток через двое при 40-часовой рабочей неделе.

            Организационная структура и управление

            Учредителями  общества с ограниченной ответственностью в соответствии с учредительным  договором выступают:

            А.А. Фесенко - 80% суммы заявленного уставного капитала;

            Е.А. Фесенко - 10% суммы заявленного уставного капитала;

            Т.С. Забоева - 10% суммы заявленного уставного капитала.

            Средства  у участников имеются в наличии.

            Количество  работников:

            Персонал 

      Должность Численность персонала
      Повар 6
      Охранник 4
      Бармен 3
      Помощник 2
      Официант 6
      Уборщица 2
      Администратор 2
      Шофер-грузчик 1
      ИТОГО 26
       

            Средняя заработная плата принимается равной 5000 руб/чел/мес. Всего: 130000 руб.

            Налог: ЕСН в Пенсионный фонд  РФ с  заработной платы- налог с заработной платы, руб. (26%), или 33800 руб. Всего: 163800 руб.

            Финансовый  план

            Расчеты произведены исходя из средних цен  на материалы и товары у предполагаемых поставщиков на момент разработки бизнес-плана, в рублях.

            В кафе предлагается стандартный ассортимент кондитерских изделий, напитков и алкогольной продукции. В продажу продукция поступит с наценкой 100-200%.

            Общие затраты на кафе в  первый нерабочий  месяц

      Источник  затрат Величина  затрат, руб.
      Ремонт 1000000
      Машина, оборудование 1066300
      Реклама 160000
      Аренда 150000
      ИТОГО 2376300
       

            Затраты на оформление разного рода документов (сэс, пожарная охрана, согласование наружной рекламы и т.д.) составят 12-25 тыс. рублей.

            ВСЕГО за первый месяц: затраты = 2376300+25000=2401300 руб.

            В следующий месяц затраты на продукцию будут уменьшаться, а выручка расти. По расчетам наша выручка должна составлять от 300-500 тыс. руб. в месяц и рентабельности- до 60%. проект окупится в срок от 1 года, с учетом проведенного анализа рынка. Анализ говорит о том, что сегмент, на который ориентирована деятельность создаваемого кафе, на сегодняшний день, в данном районе города практически свободен, что позволяет рассчитывать на то, что продукция создаваемого предприятия будет пользоваться устойчивым спросом, с тенденцией роста по мере развития деятельности и расширения номенклатуры оказываемых услуг.

              
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Заключение 

            Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности  и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой управленцев (менеджеров). Письменное изложение бизнес-плана делает процесс его разработки более эффективным, а сам план - систематизированным и сжатым.

            Овладение искусством разработки бизнес-плана  необходимо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин:

            - во-первых, новые экономические условия  требуют новых предпринимателей  и дают им возможность попытаться  реализовать свои «предпринимательские  наклонности». Однако многие из  этих людей никогда не руководили  каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;

            - во-вторых, меняющаяся хозяйственная  среда ставит и опытных руководителей  предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной ему борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же, старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования и, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужим деньгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и т.д.);

            - в-третьих, бизнес-план является  связующим звеном между организатором производства и инвестором.

            - в-четвертых, бизнес-план позволит, прежде всего, отчетливо увидеть  перспективы своего бизнеса, оценить  существующую экономическую ситуацию  и возможности, определить эффективные  направления развития компании  и все необходимые  действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

            - в-пятых, бизнес-план будет служить  стандартом, с которым  будут  сверяться результаты практической  деятельности по его реализации  , и будут вноситься необходимые коррективы в эту деятельность. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей. Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных рабочих заданий на первый год работы предприятия.

            Таким образом, значение бизнес-планирования для экономической деятельности предприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений.

            В данной работе были рассмотрены понятие, принципы и структура бизнес-плана, а также построен реальный бизнес-план открытия кофейни.

            Таким образом, цель курсового проекта, заданная в начале, считается достигнутой в полной мере.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Список  использованной литературы 

            
      1. Райзберг  Б.А. Экономическая энциклопедия для взрослых / Б.А. Райзберг. — М.: АЗОТ «Нефтехиминвест», 1995: С.302
       
            
      1. Головань  С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие / С.И. Головань .— Ростов н/Д: Феникс, 2002 .— (Учебники, учебные пособия) .— Библиогр.: с. 315-316 .
       
            
      1. Бухалков  М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направлениям и специальностям / М.И. Бухалков .— 2-е изд. — М.: С.127
       
            
      1. Горохов М.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги / М.Ю. Горохов — М.: Филинъ, 2002 С.202.
       
            
      1. Владимирова Л.П.. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.П. Владимирова — М.: Дашков и К, 2003 .С.198.
       
            
      1. Пелих А.С. Бизнес-план, 7-е изд. / А.С. Пелих — М., 2003.

       

      1. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова – М.: Омега, 2008, С7-38, С41-68.
       
            
      1. Халтаева  С.Р. Бизнес-планирование: Учебное пособие / С.Р. Халтаева, Яковлева И.А. – 2007,С71.
       
            
      1. Кузнецов  А.И. Технология бизнес-планирования / А.И. Кузнецов, И.Н. Омельченко – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана,2005. С.117-119.
       
            
      1. Козлов  М.А. Неустранимые ошибки планирования. Материалы круглого стола /М.А. Козлов - The Chief. -  2005. - №3.
       
            
      1. Ансоф И.О.. Стратегическое управление / При содействии Э. Дж. Макдоннелла .— СПб.: Питер Ком, 2002 .С.117-120.
       
       
       
            
      1. Попов В.М. Бизнес-планирование: Учебник для  студ. вузов, обучающихся по экон. специальностям / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева и др.; Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова; Рос. экон. акад. им. Плеханова .— М.: Финансы и статистика, 2003 .С. 131
       
            
      1. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование / К.В. Пивоваров .— 2-е изд. — М.: Маркетинг, 2002 .С.317-320.
       
            
      1. Ильин, Анатолий Игнатьевич. Планирование на предприятии: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. специальностям и направлениям / А.И. Ильин .— 3-е изд. ,стер. — Минск: Новое знание, 2002 . С.430-435.
       
            
      1. Информационный  портал: Идеи бизнеса в интернете – http://www.businessinternet.ru/

Информация о работе Бизнес - планирование на предприятии