Бизнес - план – основа планирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;
4. Проанализировать финансовое положение предприятия.

Содержание

Введение
1. Бизнес- план – основа планирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..6
1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана…………………………………….6
1. 2 Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой……………………………………………………………………………..10
2. Разработка бизнес – плана………………………………………………16
2. 1 Структура и содержание бизнес-плана………………………………16
2. 2 Основные проблемы при разработке бизнес-плана………………..32
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

     Факультет заочного социально-экономического образования 

     Кафедра экономической теории и национальной экономики 

     Курсовая  работа

       по дисциплине: «Экономика предприятия»

     на  тему: «Бизнес - план – основа планирования предпринимательской деятельности » 
 
 

     Студент: 2 курса заочно-ускоренной формы обучения

     специальность: Финансы и кредит

     № студенческого билета ФК 09з – 619у

     Митюковой Светланы Анатольевны 
 
 
 

     Преподаватель:  _____________________

     Дата  сдачи в деканат _________________ 
 
 

     Мурманск, 2011 г.

     Содержание 
 

     Введение

     1. Бизнес- план – основа планирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..6

     1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана…………………………………….6

     1. 2 Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой……………………………………………………………………………..10

     2. Разработка бизнес – плана………………………………………………16

     2. 1 Структура и содержание бизнес-плана………………………………16

     2. 2 Основные проблемы при разработке  бизнес-плана………………..32

     Заключение

     Список  используемых источников

 

     

     Bвeдeниe 
 

     В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в  целом. Спланировать бизнес - значит, оценить  возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его  конкретного сегмента, оценить спрос  на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.

     Быстрое развитие технологий, усложнение и  многообразие предлагаемых продукции  и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных  компаний, повышение требовательности потребителей, увеличение объема и  скорости получения информации, новых  знаний - все эти и другие изменения  в мире вынуждают хозяйствующие  субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям. К  этому следует добавить неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды. Поэтому в настоящее  время управление организацией принимает  все более предпринимательский характер. Это проявляется в том, что в управлении возрастает роль предвидения, стратегического представления. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства.

     Плaниpoвaниe пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, шиpoкo пpимeняeмoe в зapyбeжнoй, a тeпepь и в oтeчecтвeннoй пpaктикe, ocнoвaнo нa бизнec- плaнe.

     Практика  показывает, что отсутствие сбалансированного  и постоянно обновляемого бизнес-плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках  в системе управления фирмой и  негативно влияет на возможности  привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень  важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды. 

     Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

     Бизнес  – план предусматривает решение  стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

     - организационно – управленческая  и финансово – экономическая  оценка состояния предприятия;

     - выявление потенциальных возможностей  предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его  сторон;

     - формирование инвестиционных целей  на планируемый период.

     В бизнес-плане обосновываются:

     - общие и специфические детали  функционирования предприятия в  условиях рынка;

     - выбор стратегии и тактики  конкуренции;

     - оценка финансовых, материальных, трудовых  ресурсов, необходимых для достижения  целей предприятия.1

     Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени  зависит от того, способно ли ее руководство, менеджмент направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и  использовать их с максимальным эффектом. Руководитель предприятия, организации сможет добиться успеха, если он  четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, особенностях поведения на них конкурентов, будет взвешивать свои перспективы и возможности.  Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.

     B тo вpeмя, кaк кpaткoвpeмeнныe ycпexи нe cвязaны нaпpямyю c cepьeзным плaниpoвaниeм в бизнece, cтaбильный pocт, paccчитaнный нa дoлгий пepиoд, вo мнoгoм зaвиcит oт ypoвня плaниpoвaния пpeдпpинимaeмыx шaгoв. Kaк пpaвилo, xopoший плaн являeтcя cyщecтвeнным фaктopoм длитeльнoгo выживaния фиpмы или кoмпaнии и ee прибыльности.

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план в таких условиях становится  важным документом, помогающим высветить основные направления функционирования предприятия в течение определенного временного периода; он служит инструментом повышения степени осуществимости различных идей и проектов.

     Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии  такого инструмента планирования финансово-хозяйственной  деятельности, как бизнес-план.

     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

     1. Дать определение понятию бизнес-план  и исследовать его характерные  черты;

     2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования  на предприятии;

     3.  Исследовать  структуру и содержание бизнес-плана;

     4.  Проанализировать финансовое положение предприятия.

     Методика  исследования. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес - планирования

 

     

     1. Бизнес - план – основа планирования предпринимательской деятельности.   
 

     1. 1 Понятие и сущность  бизнес-плана

     Развитие  рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина», появились в России лишь в начале 90-х годов, в то же  время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования.

     Но  по мере развития рыночной экономики  и международных связей потребность  в разработке бизнес-планов перестает  вызывать сомнения. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций»1 .

     Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. В определенном смысле это понятие связывают с предпринимательской деятельностью, хотя в английском языке предпринимательство определяется как «enterprise», но сам  предприниматель может обозначаться как  «businessmen».

     Бизнес  и предпринимательство, несомненно, имеют разное смысловое значение, хотя и тесно взаимосвязаны друг с другом. Исходя из зарубежного опыта, предпринимательство может определяться как «интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного. Бизнес и предпринимательство человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет» 2. Бизнес, сам по себе, - это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.

     «Предприниматели  играют роль мощных катализаторов изменений в сфере бизнеса».

     Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются  никакие сколько-нибудь серьезные  действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической  целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования  тех или иных источников финансирования этой деятельности,  оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

     И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его  определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для  нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них  не будет учитываться специфика  нашей экономики. Приведем несколько  определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

     «Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также  определяющий способы решения финансово-хозяйственных  задач»2.

     «Бизнес-план – объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией». 3 

     «В  рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь  создаваемых и для действующих  фирм, используемым во всех сферах предпринимательства».

     «Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры  рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных  задач и ресурсов».

     Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской  деятельности фирмы и целевую  оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и  внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

     Сама  структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости  и слепого копирования его  содержания из зарубежного опыта. Следует  отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние  годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а  лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа  огромного множества планов. Структура  бизнес плана «может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей»3 - такие рекомендации можно встретить  практически в любом издании.

Информация о работе Бизнес - план – основа планирования предпринимательской деятельности