Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:24, курсовая работа
Описание работы
Одной из главных проблем российского бизнеса по-прежнему остается высокая монополизация рынков. Россия развивается как страна сверхкрупного и в основном сырьевого бизнеса. В нашей стране до сих пор не получил достаточного развития конкурентный рынок, который должен состоять из сотен тысяч малых, средних и крупных компаний, являющихся основой любой развитой мощной экономики, главным показателем ее состояния, который определяет динамику её роста, её конкурентоспособность и что важно для устойчивости демократических процессов, - развитие среднего класса.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..4 1 Классические теории о рынке и его структуре……………………….5 1.1 Понятие рынка………………………………………………………..6 1.2 Структура рынка……………………………………………………...7 1.3 Показатели рыночных структур……………………………………10 2 Анализ и оценка барьеров входа на рынок…………………………..11 2.1 Нестратегические барьеры входа фирм на рынок…………………12 2.2 Стратегические барьеры входа фирм на рынок……………………18 2.3 Барьеры развития малого и среднего бизнеса в российской экономике…………………………………………………19 2.4 Пути и способы преодоления барьеров…………………………… 21 2.5 Оценка степени преодолимости барьеров……………………..........30 3 Расчетная часть. Основные проблемы развития российского бизнеса……………………………………………………….32 Заключение …………………………………………………………………35 Список литературы………………
защита национального
производителя путем реализации новой
таможенно-тарифной политики:
упрощение
системы импортных таможенных пошлин
– введение пяти групп товаров с единой
ставкой таможенного обложения внутри
каждой группы. При этом пошлины должны
возрастать по мере продвижения по технологической
цепочке (первые две группы – беспошлинно):
сырье, лицензии, информационные товары
и услуги; инвестиционные товары (оборудование,
средства производства); продовольственные
товары и промежуточное сырье; потребительские
товары; предметы роскоши и подакцизные
товары;
с целью стимулирования
развития переработки сырья – установление
экспортных пошлин на сырьевые товары
и товары первого уровня переработки (круглый
лес, металлы, основные виды минеральных
удобрений) путем использования механизма,
действующего для нефти и нефтепродуктов;
помощь бизнесу
в обеспечении доступными инвестиционными
ресурсами и оборотным капиталом:
придание
Центральному банку в законодательном
порядке, помимо чисто финансовых задач,
функции финансового содействия экономическому
росту. Стимулирование кредитной активности
банков через максимальное развитие системы
рефинансирования;
создание
пулов взаимного гарантирования, когда
ЦБ принимает на себя обязательства предоставлять
любому из участников пула кредит под
залог активов из заранее сформированного
пулом списка, причем участники пула берут
на себя консолидированное обязательство
обратной покупки залога у ЦБ в случае
непогашения кредита участником-заемщиком;
развитие
системы существующих и вновь создаваемых
государственных финансовых институтов
развития – Банка развития, Федерального
и региональных инвестиционных фондов,
региональных гарантийных агентств и
др.;
стимулирование
развития фондового рынка через отмену
налога на дивиденды на акции, купленные
в результате первичного размещения. Увеличение
присутствия на фондовом рынке институциональных
инвесторов (пенсионных фондов, страховых
компаний). Развитие инфраструктуры фондового
рынка – создание центрального депозитария,
консолидация профессиональных участников
рынка;
внесение
поправок в Налоговый кодекс, частично
освобождающие от налогообложения доходы,
направляемые в негосударственные пенсионные
фонды (с целью ускоренного развития НПФ
как важнейших источников «длинных денег»
в экономике).
Снижение
административной нагрузки на бизнес
как со сторон налоговых, так и других
административных органов.
Инновационно-промышленная
политика
Промышленная
политика – это составная часть государственно-экономической
политики, направленная на стимулирование
развития отраслей, регионов и проектов,
способных оказать кумулятивное воздействие
на другие секторы экономики и привести
к росту предложения отечественных товаров
и услуг, диверсификации экономики и быстрой
модернизации основных фондов, решению
социальных проблем.
Для придания
промышленной политике системного характера,
прежде всего, необходимо:
определить
основные направления промышленной политики.
Большинство предварительных оценок свидетельствует
о том, что на настоящем этапе «точки роста»
в российской экономике следует, в первую
очередь, искать на следующих направлениях:
- переработка
сырья (нефте- и газохимия, глубокая лесопереработка);
- наукоемкие
отрасли и военно-промышленный комплекс,
включая космическую, авиационную и судостроительную
промышленность;
- жилищное
строительство и жилищно-коммунальное
хозяйство, имеющие не только важное социальное
значение, но и способные стать мощным
стимулом роста десятка смежных отраслей;
- агропромышленный
комплекс (природно-климатические ресурсы
России позволяют ей стать мировым лидером
в сфере производства зерновых и продукции
животноводства);
- развитие
транзитного потенциала между Европой
и Юго-Восточной Азией, которое будет способствовать
не только получению дополнительных доходов,
но и ускоренному развитию регионов Восточной
Сибири и Дальнего Востока;
приступить
к реализации конкретных проектов в рамках
промышленной политики, используя инструменты
софинансирования государством инвестиционных
проектов через систему государственных
финансовых институтов развития, использование
механизмов государственно-частного партнерства
на основе ФЗ № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях», создание новых территориально-производственных
комплексов, развитие региональных и локальных
промышленных кластеров, предоставление
преференций субъектам промышленной политики,
например:
- в качестве
основной преференциальной меры можно
использовать инструменты амортизационной
политики, введение поощряющей ставки
амортизации до 150% от стоимости вновь
приобретенного оборудования с применением
ускоренной амортизации;
- полное или
частичное освобождение от уплаты отдельных
видов налогов для вновь создаваемых предприятий
(налоговые каникулы и кредиты), введение
гарантий от увеличения налогового бремени;
- софинансирование
государством через систему государственных
финансовых институтов развития проектов
по расширению существующих территориально-производственных
комплексов;
- введение
дополнительных льгот по налогу на имущество
на вновь приобретаемое оборудование.
Развитие
инфраструктуры
Отдельным
важным направление экономической политики
государства является развитие инфраструктуры
и, прежде всего, в виде государственных
и частно-государственных инвестиций
в энергетику и энергосберегающие технологии,
транспортную сеть и современную систему
коммуникации и связи. Важным направлением
является развитие жилищно-коммунального
хозяйства.
Вместе с
тем, при реализации программ развития
инфраструктуры, особую сложность представляют
высокие коррупционные риски и неэффективность
системы управления этими проектами. К
тому же, в результате жесткой бюджетной
политики, правительство в последние годы
недофинансировало это направление, что
привело к возникновению практически
по всем направлениям кризисной или предкризисной
ситуации.
В настоящее
время ситуация меняется, в правительстве
приходит понимание необходимости инвестиций
в инфраструктурную сферу, реализации
масштабных инфраструктурных проектов.
Модернизация
системы управления
Успех новой
экономической политики зависит от эффективности
и адекватности системы государственного
управления. Массированные государственные
и частные инвестиции, необходимые для
реализации новой экономической политики,
создают значительный риск коррупции
и неэффективного использования средств.
Поэтому необходимо внедрение новых современных
некоррупционных методов управления.
Сегодняшнее состояние государственного
аппарата на всех его уровнях препятствует
успешному внедрению таких методов.
Один из вариантов
изменения системы государственного управления
предложен в статье Б.Титова, И.Пилипенко,
А.Данилова-Данильяна «Проблемы развития
российской экономики». Авторы предлагают
начать с системы управления отдельными
направлениями национальных проектов
и проектами в рамках инновационно-промышленной
политики – «Целевыми проектами». «Каждый
целевой проект должен реализовываться
по методологии проектного управления,
иметь четко обозначенные цели, план, ориентированный
на ясный результат, поддающийся исчислению
в конкретных показателях; хорошо обозначенный
набор мер и инструментов, сетевые сквозные
графики, порядок финансирования, управленческий
центр во главе с проектным управляющим,
ответственным за конечный результат».[5;32]
Каждый целевой
проект должен реализовываться под контролем
государства и общества. Для организации
управления, на тендерной основе должны
быть привлечены профессиональные российские
и зарубежные управляющие компании.
Новая система
управления целевыми проектами станет
центром развития новых, эффективных методов
управления и послужит толчком к переходу
всей системы управления экономики страны
на новые прогрессивные принципы.
Предлагаемая
программа модернизации экономики потребует
значительных финансовых и организационных
ресурсов. В то же время нельзя допустить
потери макроэкономической стабильности
и не подвергать риску дестабилизации
бюджетную систему.
Финансирование
программы может осуществляться за счет
следующих источников:
эффективного
бюджетного планирования, прекращения
раздувания государственного аппарата,
рационализации военных расходов, снижения
коррупции при расходовании бюджетных
средств, резкого роста эффективности
управления накопленными резервами;
привлечения
частных (российских и иностранных) инвестиций,
в том числе под гарантии правительства;
выпуска и
размещения государственных ценных бумаг,
как на международном, так и на внутреннем
рынке.
2.5 Оценка
степени преодолимости барьеров
При оценке
степени преодолимости барьеров входа
на рынок могут быть использованы следующие
критерии:
своевременности;
вероятности;
достаточности
входа на рынок новых субъектов.
Своевременными
считаются лишь такие варианты входа на
рынок, которые могут быть осуществлены
в пределах двух лет с начала предварительного
планирования до реализации значительного
воздействия на рынок. Значительным воздействием
на рынок может считаться воздействие,
при котором достигается реальное уменьшение
показателей рыночной концентрации и
соответственно ослабляется возможность
каждого субъекта рынка односторонне
воздействовать на него.
Вероятным
считается вход на рынок, если он выгоден
при ценах, которые предположительно будут
действовать на рынке в соответствующий
период времени, а их уровень будет гарантирован
объемами поставок товара участниками
рынка.
Вход на рынок
считается достаточным, если он осуществляется
в масштабах, обеспечивающих сохранение
и развитие конкурентных отношений между
участниками рынка.
В мировой
практике для определения уровня входных
барьеров применяют следующие статистические
показатели:
норма входа
фирм в отраслевые рынки:
Нвх=Мв/Мв+д,
(1)
где Мв
– число вошедших за год на рынок фирм;
Мв+д – общее число действующих на рынке
фирм на конец года;
норма проникновения
новых фирм на действующий рынок:
Нпр=Q
в/Q в+д,
(2)
где Q в
– объем выпуска (продаж) вошедших на рынок
фирм;
Q в+д – общий объем выпуска продукции
на рынке.
3 Расчетная
часть. Основные проблемы развития российского
бизнеса
Таблица 3
– Доля секторов экономики России в рейтингах
400 крупнейших компаний, % 2003-2005 годы
2003
2004
2005
Сырьевые
отрасли*
48,1
48,9
49,3
Машиностроение
7,7
7,0
6,1
Электроэнергетика
8,4
6,8
5,9
Другие отрасли
промышленности
9,5
7,7
4,8
Транспорт
10,8
9,1
8,4
Розничная
и оптовая торговля
2,2
6,5
7,8
Банки
4,1
3,6
4,4
Связь
3,9
4,3
4,3
Другие отрасли
5,3
5,8
9,6
*В сырьевые
отрасли включены: нефтяная, нефтегазовая
и угольная промышленность; черная и цветная
металлургия; лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность.
Из таблицы
видно, что среди сверхкрупных компаний
доминируют сырьевые, причем их доля в
объеме производства в 2003-2005 годах постоянно
увеличивалась. Малый бизнес производил
только 17% и создавал около 25% рабочих мест
в стране. Одним из главных недостатков
российской экономики является недостаток
конкуренции. «Исследования показали,
что 20,2% российских фирм вообще не ощущали
конкуренции, и еще 13% российских предприятий
ощущали ее только со стороны зарубежных
компаний» (Б.В.Кузнецов Влияние конкуренции
и структуры рынков на развитие и поведение
промышленных предприятий: эмпирический
анализ.) Высокая концентрация производства
и отсутствие конкуренции говорит о том,
что на пути роста массового конкурентного
рынка в России стоит немало барьеров.
В соответствии
с исследованием Всемирного банка, проведенным
в 2007 году, среди таких барьеров на первый
план выходят проблемы экономического
характера.
Таблица 4
– Основные проблемы развития российского
рынка