Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:57, доклад
Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.
Установив
объем таких специфических
Эластичность
и темпы роста
спроса
Характеристики спроса также формируют рыночные структуры и могут создавать барьеры для входа в отрасль. Они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначении цены.
Уровень концентрации находится в обратной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, т. е. чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.
Ценовая
эластичность спроса ограничивает превышение
цены над предельными затратами, доступное
для фирм, действующих на рынках с несовершенной
конкуренцией. Если спрос неэластичен,
фирмы могут увеличить цену по сравнению
с затратами в большей степени, чем в условиях
эластичного спроса. Кроме того, чем ниже
эластичность спроса, тем легче для доминирующей
фирмы одновременно и ограничивать вход
в отрасль, и получать экономическую прибыль.
Иностранная
конкуренция
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли, монопольной власти рыночных агентов и ограничивающего степень несовершенства рынка. Высота барьеров для входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры для входа в отрасль для зарубежного конкурента. Этот вид барьеров находится в ведении государства, а не фирм, а его высота выбирается из соображений общественного благосостояния.
Следует обратить внимание на особенности измерения благосостояния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего "мира", а можно ограничиваться масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния.
Импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского излишка, с другой - к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы. Существует возможность, что увеличение благосостояния вследствие повышения импортного тарифа - за счет роста прибыли отечественного производителя - перевесит сокращение потребительского излишка вследствие роста цены. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таким
образом, с точки зрения благосостояния
в национальной экономике общество
в целом может быть заинтересовано
в ненулевых барьерах на пути иностранной
конкуренции. Подробнее эти вопросы будут
рассмотрены в специальном разделе, посвященном
внешней торговле и государственной внешнеторговой
политике в условиях несовершенной конкуренции
на мировом рынке.
Результаты
эмпирических исследований
барьеров для входа
в отрасль
Эмпирические исследования барьеров для входа на рынок в современной теории фокусируют внимание на изучении двух аспектов:
-
влияние барьеров для входа
на масштаб и скорость
- влияние барьеров для входа на размер экономической прибыли фирм, действующих на рынке.
Основной
целью анализа служит сравнительная
характеристика значения разных типов
барьеров для экономики в целом,
а также для различных
Одно из первых исследований зависимости прибыли на доллар акционерного капитала от различных факторов, отражающих высоту барьеров для входа на рынок, было проведено У. Командором и Т. Вильсоном для 41 отрасли США. Их анализ показал, что важнейшим фактором, повышающим прибыль на доллар акционерного капитала, является рост доли расходов на рекламу в выручке фирмы. Гораздо слабее прибыль на доллар акционерного капитала зависела от величины капитала и еще слабее - от темпов роста спроса.
Д. Орр на основе анализа 71 отрасли промышленности Канады, где стимулом для входа новых фирм служила высокая доходность, показал, что основными факторами, дестимулирующими вход, служат (по мере убывания влияния): концентрация продавцов, уже действующих на рынке; абсолютная величина капитала; высокая доля расходов на рекламу в объеме выручки; показатель отраслевого риска; высокая доля расходов на НИОКР в выручке. M. Портер (США) указал различия факторов, определяющих величину показателя прибыли на капитал, для фирм, являющихся лидерами в определении цены или объема продаж и для фирм-аутсайдеров, "соглашающихся с ценой" лидера.
Для фирм-лидеров была установлена положительная зависимость прибыли на капитал от концентрации и от дифференциации продукта и не установлена зависимость от объема использования капитала и темпов роста спроса; для фирм-последователей ("соглашающихся с ценой") установлена положительная зависимость прибыли на капитал от объема использования капитала и от капиталоемкости продукции.
Информация о работе Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка