Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы показать что это за проблема, какими способами она решается и какие предприятия уже столкнулись с проблемой банкротства.
Работа разделена на три главы. Первая глава посвящена раскрытию самого понятия банкротства: как оно возникает, какие виды банкротства бывают и какими методами нужно бороться с этой проблемой.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Несостоятельность (банкротство) предприятия: основные понятия и сущность. 5
1.Понятие банкротство. 5
2.Факторы банкротства предприятий. 8
3. Критерии банкротства. 11
4. Основные направления предотвращения банкротства. Антикризисное управление. 15
ГЛАВА 2. Процедуры банкротства предприятий. 19
1. Признание предприятия банкротом в арбитражном суде. 19
2. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства. 22
ГДАВА 3. Банкротство как проблема кризисной России. 27
1. Банковский кризис. 27
2. Кризис на рынке мяса. 29
3. Будущие банкроты. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34
Где IIA – итог второго раздела актива баланса «Оборотные активы»; VIП – итог шестого раздела пассива баланса «Краткосрочные пассивы»; VIС – сумма следующих статей шестого раздела пассива баланса: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления», «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Таким образом, при расчете коэффициента ликвидности фактическая стоимость находящихся на балансе предприятия оборотных средств относится к наиболее срочным обязательствам предприятия.
Коэффициент обеспеченности предприятия собственными средствами определяется по формуле:
2
Где IVП – итог четвертого раздела пассива баланса «Капитал и резервы»; IА – итог первого раздела актива баланса «Внеоборотные активы».
Для того чтобы признать
структуру баланса
После определения критического значения обоих указанных выше коэффициентов или одного из них рассчитывают коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Он рассчитывается за шесть месяцев по формуле:
Где Клф – коэффициент ликвидности на конец отчетного периода; Клн – коэффициент ликвидности на начало отчетного периода; Клнорм – нормативное значение коэффициента ликвидности, установленное в размере 2; Т – отчетный период в месяцах.
При значении коэффициента восстановления платежеспособности больше 1 за шесть месяцев признается, что у предприятия имеется реальная возможность восстановить платежеспособность.
Если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности за три месяца по формуле:
3
Значение коэффициента утраты платежеспособности больше 1 за три месяца свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.
Если имеются основания
признать структуру баланса
При расчете указанных выше коэффициентов принимается во внимание задолженность государства перед предприятием. Для этого суммарный объем кредиторской задолженности корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из сумм дебиторской и кредиторской задолженности.
Сумма платежей по обслуживанию
задолженности государства
Z = ∑ [Pi * ti * Si * 100/360],4
Где Z – сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Pi – объем государственной задолженности по i–му исполненному в срок обязательству государства; ti – период задолженности по i–му неисполненному в срок обязательству государства; Si – учетная ставка ЦБ РФ на момент возникновения задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности учетом своевременности погашения государственной задолженности рассчитывается по формуле:
5
Корректировка коэффициента ликвидности позволяет оценить роль государственной задолженности в банкротстве предприятия. Если значение скорректированного коэффициента равно или больше 2, то признается, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью перед ним государства.
Рассмотрение процедуры
банкротства позволяет сделать
вывод, что она может состояться
только в рамках единой методологии
финансового обеспечения
В большинстве развитых стран потенциальные банкроты выжимают из деловой среды задолго до официального обретения ими этого статуса.
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее, в условиях планово-распределительной экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.
В нашей стране мониторинг осуществлялся на основании распоряжений Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999г. «О введении мониторинга финансового состояния организаций у учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:
Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
Разработкой мероприятий по переводу предприятия в новую траекторию развития, выхода его из предкризисного и кризисного состояния занимается антикризисное управление. В условиях предкризисного и кризисного состояния антикризисное управление осуществляется в рамках общепринятого управления, нацеленных на выход из создавшегося кризисного состояния, а в условиях банкротства оно работает в системах санации и внешнего управления.
Банкротство является сильным основанием для прекращения деятельности предприятия. Его последствия болезненно сказываются как на его собственниках и кредиторах, поскольку они лишаются всех своих вложений, так и на обществе, так как его члены теряют рабочие места – источники своего существования, а государство налоговую базу обложения, что в конечном итоге создает социальную напряженность в обществе. Поэтому общество заинтересовано в проведении различных мер по предотвращению банкротства либо по смягчению его последствий, если оно неизбежно. Все это также является предметом антикризисного управления.
Оно осуществляется в рамках полового поля, регулируемого многими нормами материального и процессуального права. Наличие подобных правовых актов улучшает хозяйственную среду за счет ликвидации по единым правилам несостоятельных и неконкурентоспособных предприятий, а также установления определенных гарантий для защиты прав и имущественных отношений кредиторов и социальной защиты работников. Защита прав кредиторов оказывает стабилизирующее влияние на кредитно-финансовые отношения, так как она создает уверенность у кредиторов в возврате своих кредитов, может быть, даже и не в полном объеме.
Вместе с тем особенность этого правового поля состоит в том, что оно как бы разделяет антикризисное управление на две составляющих: одно, когда оно проводится в рамках внесудебных процедур, а второе – в рамках судебного разбирательства.
В первом случае предприятие-должник может договориться со своими кредиторами об отсрочке или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или уменьшение долга, тогда предприятие продолжает свою производственную деятельность. По договоренности с кредиторами предприятие-должник может добровольно объявить о своей ликвидации на условиях, установленных законом о несостоятельности.
Во втором случае решение о признании предприятия-должника банкротом осуществляется арбитражным судом. Это решение основывается на заявлении самого должника, его кредиторов или прокурора.
Существуют определенные
процедуры признания
Под несостоятельностью
(банкротством) понимается признанная
арбитражным судом или
Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.
Лицом, назначенным арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий является арбитражный управляющий.
Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо:
Арбитражным управляющим не могут быть назначены:
Арбитражный управляющий имеет право:
Арбитражный управляющий обязан: