Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать что это за проблема, какими способами она решается и какие предприятия уже столкнулись с проблемой банкротства.
Работа разделена на три главы. Первая глава посвящена раскрытию самого понятия банкротства: как оно возникает, какие виды банкротства бывают и какими методами нужно бороться с этой проблемой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Несостоятельность (банкротство) предприятия: основные понятия и сущность. 5
1.Понятие банкротство. 5
2.Факторы банкротства предприятий. 8
3. Критерии банкротства. 11
4. Основные направления предотвращения банкротства. Антикризисное управление. 15
ГЛАВА 2. Процедуры банкротства предприятий. 19
1. Признание предприятия банкротом в арбитражном суде. 19
2. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства. 22
ГДАВА 3. Банкротство как проблема кризисной России. 27
1. Банковский кризис. 27
2. Кризис на рынке мяса. 29
3. Будущие банкроты. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Работа содержит 1 файл

банкротство.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Где IIA – итог второго раздела актива баланса «Оборотные активы»; VIП – итог шестого раздела пассива баланса «Краткосрочные пассивы»; VIС – сумма следующих статей шестого раздела пассива баланса: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления», «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Таким образом, при расчете коэффициента ликвидности фактическая стоимость находящихся на балансе предприятия оборотных средств относится к наиболее срочным обязательствам предприятия.

Коэффициент обеспеченности предприятия собственными средствами определяется по формуле:

2

Где IVП – итог четвертого раздела пассива баланса «Капитал и резервы»; IА – итог первого раздела актива баланса «Внеоборотные активы».

Для того чтобы признать структуру баланса неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным, коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода должен быть менее 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами – менее 0,1.

После определения критического значения обоих указанных выше коэффициентов  или одного из них рассчитывают коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Он рассчитывается за шесть месяцев по формуле:

Где Клф – коэффициент ликвидности на конец отчетного периода; Клн – коэффициент ликвидности на начало отчетного периода; Клнорм – нормативное значение коэффициента ликвидности, установленное в размере 2; Т – отчетный период в месяцах.

При значении коэффициента восстановления платежеспособности больше 1 за шесть месяцев признается, что  у предприятия имеется реальная возможность восстановить платежеспособность.

Если коэффициент текущей  ликвидности больше или равен 2, а  коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности за три месяца по формуле:

3

Значение коэффициента утраты платежеспособности больше 1 за три месяца свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.

Если имеются основания  признать структуру баланса неудовлетворительно, но выявлена реальная возможность у предприятия восстановить платежеспособность в установленные сроки, принимается решение об отсрочке на шесть месяцев признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – банкротом.

При расчете указанных  выше коэффициентов принимается  во внимание задолженность государства перед предприятием. Для этого суммарный объем кредиторской задолженности корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед  предприятием дисконтируется по ставке ЦБ РФ на момент возникновения задолженности, что является индексацией бюджетного финансирования, учитывающего уровень инфляции через ставку рефинансирования. Формула для расчета:

Z = ∑ [Pi * ti * Si * 100/360],4

 

Где Z – сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Pi – объем государственной задолженности по i–му исполненному в срок обязательству государства; ti – период задолженности по i–му неисполненному в срок обязательству государства; Si – учетная ставка ЦБ РФ на момент возникновения задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности учетом своевременности  погашения государственной задолженности рассчитывается по формуле:

5

Корректировка коэффициента ликвидности позволяет оценить  роль государственной задолженности  в банкротстве предприятия. Если значение скорректированного коэффициента равно или больше 2, то признается, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью перед ним государства.

Рассмотрение процедуры  банкротства позволяет сделать  вывод, что она может состояться только в рамках единой методологии  финансового обеспечения предпринимательской деятельности, адекватной условиям рыночной экономики.

4. Основные направления предотвращения банкротства. Антикризисное управление.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты выжимают из деловой среды задолго до официального обретения ими этого статуса.

Мониторинг  управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Объективная необходимость  применения мониторинга в этой области  диктуется тем, что применяемые  ранее, в условиях планово-распределительной экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

В нашей стране мониторинг осуществлялся на основании распоряжений Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999г. «О введении мониторинга финансового состояния организаций у учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

  1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
  2. Государственное регулирование, включающее:
    • Правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
    • Налоговое регулирование;
    • Реструктуризацию – очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа;
    • Обучение арбитражных управляющих;
    • Финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;
    • Социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся  в создании рабочих мест для них, переподготовке, выплате пособий;
    • Методическое обеспечение проведение диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
  1. Система государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование.
  1. Принципы управления банкротством, к которым относятся:
    • Создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
    • Уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
    • Предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
    • Введение системы безопасных мер при банкротстве
    • Создание мер для возрождения бизнеса;
    • Защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его разрыва;
    • Сохранение перспективы предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
    • Защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
    • Справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.

Разработкой мероприятий  по переводу предприятия в новую траекторию развития, выхода его из предкризисного и кризисного состояния занимается антикризисное управление. В условиях предкризисного и кризисного состояния антикризисное управление осуществляется в рамках общепринятого управления, нацеленных на выход из создавшегося кризисного состояния, а в условиях банкротства оно работает в системах санации и внешнего управления.

Банкротство является сильным  основанием для прекращения деятельности предприятия. Его последствия болезненно сказываются как на его собственниках и кредиторах, поскольку они лишаются всех своих вложений, так и на обществе, так как его члены теряют рабочие места – источники своего существования, а государство налоговую базу обложения, что в конечном итоге создает социальную напряженность в обществе. Поэтому общество заинтересовано в проведении различных мер по предотвращению банкротства либо по смягчению его последствий, если оно неизбежно. Все это также является предметом антикризисного управления.

Оно осуществляется в  рамках полового поля, регулируемого многими нормами материального и процессуального права. Наличие подобных правовых актов улучшает хозяйственную среду за счет ликвидации по единым правилам несостоятельных и неконкурентоспособных предприятий, а также установления определенных гарантий для защиты прав и имущественных отношений кредиторов и социальной защиты работников. Защита прав кредиторов оказывает стабилизирующее влияние на кредитно-финансовые отношения, так как она создает уверенность у кредиторов в возврате своих кредитов, может быть, даже и не в полном объеме.

Вместе с тем особенность  этого правового поля состоит  в том, что оно как бы разделяет  антикризисное управление на две  составляющих: одно, когда оно проводится в рамках внесудебных процедур, а второе – в рамках судебного разбирательства.

В первом случае предприятие-должник может договориться со своими кредиторами об отсрочке или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или уменьшение долга, тогда предприятие продолжает свою производственную деятельность. По договоренности с кредиторами предприятие-должник может добровольно объявить о своей ликвидации на условиях, установленных законом о несостоятельности.

Во втором случае решение о признании предприятия-должника банкротом осуществляется арбитражным судом. Это решение основывается на заявлении самого должника, его кредиторов или прокурора.

Существуют определенные процедуры признания предприятия  банкротом. С этими процедурами  мы ознакомимся в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Процедуры банкротства предприятий.

1. Признание предприятия банкротом  в арбитражном суде.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная  должником не способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Лицом, назначенным арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных полномочий является арбитражный управляющий.

Арбитражным управляющим  может быть назначено арбитражным  судом физическое лицо:

    • Зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
    • Обладающее специальными знаниями и действующее на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве. Такое лицо обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде и известить об этом государственный орган;
    • Не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов;

Арбитражным управляющим  не могут быть назначены:

    • Лица, осуществлявшие ранее управление делами должника;
    • Лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц;
    • Лица, имеющие судимость;

Арбитражный управляющий  имеет право:

    • Созывать собрания и комитет кредиторов;
    • Обращаться в арбитражный суд;
    • Получать вознаграждение;
    • Привлекать для осуществления своих полномочий иных лиц на договорной основе;
    • Подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении своих обязанностей;

Арбитражный управляющий  обязан:

    • Принимать меры по защите имущества должника;
    • Анализировать финансовое положение должника;
    • Анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника его положение на товарных рынках;
    • Рассматривать заявленные требования кредиторов;
    • Осуществлять иные функции;

Информация о работе Банкротство предприятий