Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1Фискальная политика Кредитно-денежная политика
2Монетаризм
3Антиинфляционная стратегия и тактика
4 Макроэкономические факторы инфляции и регуляторы инфляции
5Особенности антиинфляционного процесса в Р Таджикистан
6Основные направления анти

Работа содержит 1 файл

Абдурахим курсовая работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правительства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства являются не компенсации роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.

    Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике центрального банка. Поучителен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (центрального банка) США (ФРС).

    ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег:

    а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, ФРС продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства - правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, ФРС покупает у банков такие бумаги;

    б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;

    в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 3 до 18%) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.

    Таким образом, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.

    Сначала выясним те условия стабильности денежного обращения в масштабе национальной экономики, нарушения которых вызывают инфляцию.

    Стабильность  денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые образуют так сказать “кровообращение” национального хозяйства: потока товаров и услуг и потока денег.

    Такое равенство четко обозначил американский экономист Ирвинг Фишер в формуле 

    Д ´ О = Ц ´ Т, 

    где Д - предложение денег (или масса  денег в обращении);

    О - скорость обращения (сколько раз  за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки - переходит из рук в руки);

    Ц - средняя цена типичной торговой сделки;

    Т - количество реализуемых товаров  и услуг. Как же обеспечивается указанное  в формуле равенство обмена товаров  и денег?

    Стабильность  денежного обращения достигается  совершенно по-разному в условиях двух эпох - золотого стандарта и современных денежных средств. Рассмотрим эти различия подробнее.

    В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечивалось как бы “автоматически”. Тогда в товарно-денежном обращении исправно действовал стихийный рыночный механизм, который регулировал действия продавцов и покупателей.

    Как правило, в обращении постоянно  находилось нужное для торговых сделок количество золотых монет. Когда  у покупателей и продавцов появлялось излишнее количество денег, то оно переходило в разряд сокровищ. Если же деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, то они извлекались из мест накопления и поступали в обращение.

    При золотом стандарте инфляция была редкостью - при каких-то экстремальных  условиях (например, во время войн), а цены стабильны в течение длительного периода. Например, в США цены на потребительские товары в 1905 г. были на уровне 1860г.

    При отсутствии инфляции у людей складывалась адекватная (соответствующая) экономическая  психология. Вот та модель поведения покупателей, которая способствовала поддержанию равновесия величин товаров и денег:

    когда начиналась инфляция цен, то люди были уверены, что это - временное явление, а поэтому переставали покупать вздорожавшие товары;

    излишнюю  часть золотых монет население  обращало в сокровище;

    в результате уменьшались размеры спроса, а это приводило к превышению предложения товаров по сравнению со спросом. При таком соотношении товаров и денег цены снижались до прежнего уровня.

    Совершенно  иные процессы в области денежного  обращения наступили после упразднения золотого стандарта. В эпоху современных денежных средств уже нет прежнего автоматического поддержания равновесия потоков товаров и денег. Наоборот, характерной стала нестабильность денежного обращения.

    Особенно  велики были темпы инфляции во время и сразу после мировых войн. Так, в Австрии (1921-1922 гг.) максимальный месячный подъем цен достигал 134%. Из-за этого в пивных барах посетители заказывали сразу две порции пива, ибо цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось.

    Не  приходится удивляться, что в условиях постоянной инфляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый “сдвиг” в психике, который назван адаптивным (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) инфляционным ожиданием. С этим связана новая модель поведения покупателей:

    потребители твердо верят в тенденцию роста  цен;

    люди  сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить  потери от инфляции);

    спрос еще больше превышает предложение. Тем самым покупатели провоцируют (подстрекают) рост цен. В итоге потребители не уменьшают, а в конечном счете увеличивают собственные потери от инфляции.

    Подъем  цен, вызванный увеличением массового  спроса, называют инфляцией спроса.

    Однако  современные “сдвиги” в экономической  психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.

    Что же это за факторы нестабильности денежного обращения? Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к рассмотренной формуле товарно-денежного обращения. В ее левой стороне указано предложение денег (Д · О), а в правой - спрос на них (Ц · Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег?

    Экономисты-теоретики  разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.

    Одну  позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:

    а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег в обращении (в этом существо так называемой количественной теории денег);

    б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);

    в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.

    Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются несимметричными, Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы. Однако эта часть должна быть уравнена с правой частью формулы.

    Другую  позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:

    а) цены благ зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;

    б) цена является денежным выражением стоимости  товара;

    в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.

    Данные  взгляды тоже несимметричны, поскольку  учитывают только правую часть указанной  формулы. При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных вещей (правой части) от количества денег (от левой части).

    Сравнение противоположных взглядов позволяет  прийти к заключению:

    нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную  правомерность двух рассмотренных позиций;

    каждая  теоретическая позиция не отражает всей истины;

    для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег, и на стороне спроса их.

    Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.

    А. Внутренние факторы:

    а) государство, как правило, превышает  свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);

    б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать  возрастающие нужды государства;

    в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности  должников возвратить долги).

    Б. Международные факторы:

    а) государство увеличивает свой внешний  долг (берет взаймы иностранные валюты);

    б) банки ведут обмен иностранных  валют на национальную валюту (это  предполагает дополнительный выпуск денег).

    Таким образом, главным виновником инфляции является государство и подчиненные ему финансовые учреждения.

    Теперь  выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.

    А. Внутренние факторы:

    а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и добиваются этого;

    б) военные расходы государства  обычно ведут к превышению спроса денег над их предложением;

    в) увеличение размеров долгосрочных капитальных  вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой  отдачи от затраченных денег,

    Б. Международные факторы:

    а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, ввозящей из-за границы вещественные условия экономического роста;

    б) структурные кризисы в мировой  экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;

    в) войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.

    Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.

 

Литература  
1. Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (об инфляции в 2003 году) // Бизнес и банки. - 2004. - 1. - С. 17.  
2. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М.: ИНФРА-М, 2004.  
3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, 2004.  
4. Маевский. С.А. Экономический рост, инфляция и мировая статистика. - М.: ИНФРА-М, 2004.  
5. Никитин. Н.С. Экономические теории и инфляция. - М.: ЮНИТИ, 2004.  
6. Павловский С.К. Инфляция в России: победа или поражение // Финансовая Россия. - 6. - 2004. - С. 17.  
7. Пугачев В.К., Пителин А.О. Российская инфляция, трактовка, моделирование, методы борьбы. - М.: Экономика, 2005.  
8. Раяская Н., Сергиенко Я. Исследование инфляционных процессов в 2003 году // Вопросы экономики, 2004. - 1. - С. 44.  
9. Сажина М.А. Основы экономической теории. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.  
10. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист, 2002. - 9. - С. 29-32  
11. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист, 2002. - 8. - С. 31-33.  
12. Долан Э, Линдсей Д. Макроэкономика. - СПб, Питер, 2003.  
13. Инфляция и антиинфляционная политика в России./Под ред. Красавиной Л.Н. - М.: ЮНИТИ, 2003.  
14. Курс экономической теории./Под ред. М.Н. Чепурина. - Киров: КГУ, 2003.  
15. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России.// Деньги и кредит, 2003. - 5. - С. 23-27.
Список литературы. 
Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. Т. 1. – М, 1996. 
– СПб, 1996. 
Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М. Н. Чепурина. – Киров, 1997. 
Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М. М. Загорулько. – М. , 1997. 
Протас В. Ф. Макроэкономика. Структурно-логические схемы: Учеб. пособие. –. , 1991. 
Введение в рыночную экономику: Учеб. Под ред. А. Я. Лифшица, И. Н. Никулина. – М. , 1994. 
Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. – 1998. –№ 1. , Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. – 1995. –№ 3. 
– 1995. –№ 1, 2, 3. 
Шенаев В. Н. Особенности инфляционного процесса в России. // Деньги и кредит. – 1995. –№ 2. 
Денежно-кредитная политика: прогноз на 1998 год. // Деньги и кредит. – 1997. –№ 12. 

Информация о работе Антиинфляционная политика государства