Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 13:09, курсовая работа
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
ВВЕДЕНИЕ
1Фискальная политика Кредитно-денежная политика
2Монетаризм
3Антиинфляционная стратегия и тактика
4 Макроэкономические факторы инфляции и регуляторы инфляции
5Особенности антиинфляционного процесса в Р Таджикистан
6Основные направления анти
ВВЕДЕНИЕ.
Наиболее общее, традиционное определение
инфляции - переполнение каналов обращения
денежной массой сверх потребностей товарооборота,
что вызывает обесценение денежной единицы
и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение
каналов денежного обращения обесценивающимися
бумажными деньгами нельзя считать полным.
Инфляция, хотя она и проявляется в росте
товарных цен, не может быть сведена лишь
к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных
сферах рыночного хозяйства. Инфляция
представляет собой одну из наиболее острых
проблем современного развития Российской
экономики. " 2) Словарь банковско-биржевой
лексики определяет инфляцию как "чрезмерную
экспансию денежной массы, сопровождаемую
ростом цен и сокращением спроса. " 3)
"Инфляция - чрезмерное увеличение количества
обращающихся в стране бумажных денег,
вызывающее их обесценение," - так описывает
этот термин толкователь русского языка
С. И. Ожегов.
Суммируя все эти, в общем-то идентичные,
определения, можно сказать, что инфляция
- это денежный феномен, выраженный в устойчивом
и непрерывном росте цен, вызванном избытком
денежной массы в обращении. Иными словами,
эта проблема возникает в ситуации, когда
кассовая наличность предпринимателей
и потребителей (предложение денег) превышает
реальную потребность (спрос на деньги).
Очевидно, что в таком случае субъекты
хозяйственных отношений постараются
по возможности избавиться от возникших
избытков денег, увеличивая свои расходы
и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет
расширение спроса, повышение цен и снижение
покупательной способности денег - отрицательные
последствия неверной денежной политики
государства, чреватые значительными
экономическими и социальными потрясениями.
Вообще, корни такого явления, как инфляция,
всегда кроются в ошибках проводимой государственной
политики. Причинами могут послужить весомый
дефицит бюджета, неверные мероприятия
по денежной эмиссии и многое другое по
отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя и проявляется в
росте товарных цен, не может быть сведена
лишь к чисто денежному феномену. Это сложное
социально-экономическое явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных
сферах рыночного хозяйства. Инфляция,
имея длительную и богатую историю, и сейчас
представляет собой одну из наиболее острых
проблем современного развития экономики
во многих странах мира.
В современном мире существует немало
проблем, которые мы модем со всеми основаниями
назвать глобальными. Инфляция - одна из
них. Она существовала со времен экономического
развития человечества, но целиком проявилась
сравнительно недавно, поразив сразу экономики
всех стран: развитых и развивающихся.
Вся прогрессивная экономическая мысль
человечества, положила немало усилий
для борьбы с ней, но инфляция окончательно
побеждена не была, т. к. появились новые
и более сложные ее формы.
1. ИНФЛЯЦИЯ иВиды инфляции.
Как экономическое явление инфляция существует
уже длительное время. Считается, что она
появилась чуть ли не с возникновением
денег, с функционированием которых неразрывно
связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio -
вздутие) впервые стал употребляться в
Северной Америке в период гражданской
войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания
бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот
термин употреблялся также в Англии и
Франции. Широкое распространение в экономической
литературе понятие инфляции получило
в XX веке после первой мировой войны, а
в советской экономической литературе
- с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное определение
инфляции - переполнение каналов обращения
денежной массой сверх потребностей товарооборота,
что вызывает обесценение денежной единицы
и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение
каналов денежного обращения обесценивающимися
1.
В зависимости от характера инфляции и
темпов нарастания инфляционных процессов
различают три типа инфляции: умеренная
инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция.
Для умеренной инфляции характерны относительно
невысокие темпы роста цен – 10% и немногим
более в год. Галопирующая инфляция в отличие
от умеренной имеет более высокие темпы
роста цен – от 20 до 200% в год. Для гиперинфляции
характерна огромная скорость роста цен.
Которая выражается в ежемесячном росте
свыше 50%, а годовой рост составляет четырехзначную
цифру. В зависимости от роста цен по разным
товарным группам принято выделять сбалансированную
и несбалансированную инфляцию. Сбалансированная
инфляция выражается, как правило, пропорциональным
изменением цен на разные товары. Несбалансированная
инфляция определяет изменение цен разных
товаров по отношению друг к другу в разных
пропорциях. В зависимости от степени
предвидения инфляция подразделяется
на ожидаемую (прогнозируемый рост цен)
и неожидаемую (непрогнозируемый рост
цен). По степени распространения инфляционных
процессов принято выделять локальную
(в рамках отдельных стран) и мировую (охватывает
группу стран или целые регионы) инфляцию.
Формы инфляции разнообразны, но в их основе
лежат либо внешние причины, либо внутренние.
К внешним причинам относятся: рост цен
на мировых рынках; сокращение поступлений
от внешней торговли; отрицательное сальдо
внешнеторгового баланса; отрицательное
сальдо платежного баланса.
Внутренние причины инфляции, как правило,
связаны с: деформацией экономики в сторону
отставания отраслей потребительского
сектора и гипертрофированного развития
отраслей тяжелой индустрии и особенно
военного машиностроения; монополией
государства на денежную эмиссию, внешнюю
торговлю и правительственные расходы;
монополией крупнейших корпораций, фирм,
компаний на установление цен на рынках,
не согласующихся с их собственными издержками;
монопольным положением профсоюзов на
регулирование ставок заработной платы
своих членов путем заключения трудовых
соглашений с предпринимателями, включающих
обязательство последних повышать ставки
в соответствии с ростом инфляции; непомерно
высокими налогами или процентными ставками
за кредит.
Степень влияния инфляционных процессов
на экономику во многом определяется особенностями
инфляции и зависит от степени прогнозирования
инфляционных процессов и степени адаптации
экономических институтов к этим процессам.
Это позволяет подразделять издержки
на издержки ожидаемой инфляции и издержки
неожидаемой инфляции. Издержки ожидаемой
инфляции всегда связаны с сокращением
массы наличных денег на руках населения,
частым пересмотром цен, неустойчивостью
относительных цен, нарушением принципов
налогообложения и неудобствами пересчетов
с поправкой на инфляцию. Издержки неожидаемой
инфляции более противоречивы и связаны
с перераспределением дохода или материальных
ценностей между кредиторами и заемщиками,
с понижением реальной стоимости сбережений
и сокращением реальных доходов социальных
групп с фиксированным уровнем дохода.
Указанные причины и последствия инфляции
носят характер обобщения, но это не умоляет
их значения.
2. 1 Фискальная
политика денежно-кредитной политики
методы денежно-кредитной политики
Фискальная политика
– это манипулированием государственным
бюджетом (правительственными расходами
и налогообложением) для достижения выдвинутых
целей увеличения производства и занятости
или снижения инфляции.
Рассмотрим дискреционную сдерживающую
фискальную политику, под которой понимается
сознательное манипулирование налогами
и правительственными расходами с целью
контроля над инфляцией. Она включает
в себя: (1) уменьшение правительственных
расходов, или (2) увеличение налогов, или
(3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях
наблюдается сокращение равновесного
чистого национального продукта.
Либеральные экономисты, которые считают,
что государственный сектор должен быть
расширен, для того чтобы компенсировать
разнообразные погрешности рыночной системы,
могут рекомендовать ограничение совокупных
расходов в период роста инфляции за счет
увеличения налогов. Консервативные экономисты,
считающие, что государственный сектор
излишне раздут и неэффективен, могут
выступать за сокращение совокупных расходов
в период роста инфляции за счет сокращения
государственных расходов. Активная фискальная
политика, направленная на стабилизацию
экономики, может опираться как на расширяющийся,
так и на сокращающийся государственный
сектор.
В некоторой степени необходимые изменения
в относительные уровни государственных
расходов и налогов вводятся автоматически.
Эта так называемая автоматическая, или
встроенная стабильность не включена
в рассмотрение дискреционной фискальной
политики.
Если налоговые поступления колеблются
в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные
излишки, которые имеют тенденцию автоматически
появляться во время экономических подъемов,
будут содействовать преодолению возможной
инфляции.
В 1998 г. Банк России продолжит осуществление
денежно-кредитной политики, нацеленной
на обеспечение стабильности внутренней
и внешней покупательской способности
национальной денежной единицы, считая
это условие необходимым для достижения
устойчивого экономического роста, повышения
общественного благосостояния.
В основе ориентиров денежно-кредитной
политики на 1998 г. лежат параметры, определяющие
контуры общей макроэкономической стратегии,
в соответствии с которыми в 1998 г ВВП в
реальном выражении составит 100 – 102% к
уровню предыдущего года, а инфляция снизится
до 5- 8% в целом за год.
Опыт Банка России по реализации денежно-кредитной
политики свидетельствует постепенном
снижении роли денежного таргетирования
как метода формирования и проведения
денежной политики с точки зрения эффективного
достижения конечных целей. Причиной этого
являются меньшая определенность взаимосвязей
денежных агрегатов и основных макроэкономических
показателей в период финансовой стабилизации
и ремонетизации экономики, слабо предсказуемые
темпы снижения скорости обращения и удлинения
временных лагов между изменениями денежных
агрегатов и возникающими по этой причине
изменениями уровня инфляции. Это обуславливает
растущее значение качественных индикаторов
для реализации стоящей перед Банком России
задачи обеспечения стабильности внешней
и внутренней покупательской способности
рубля. В то же время динамика денежного
предложения всегда является одним из
важнейших индикаторов, характеризующих
развитие экономики в целом и денежной
сферы в частности.
Начиная с середины 1995 г. Банк России ежегодно
устанавливал две промежуточные цели:
предельные темпы прироста денежного
агрегата М2 и предельные границы девальвации
обменного курса рубля по отношению к
доллару. Такая политика оказалась эффективной
с точки зрения достижения конечных целей
и позволила добиться значительного снижения
инфляции. В то же время достижение одной
промежуточной цели может привести к несоблюдению
параметров предельных изменений другого
целевого показателя. В условиях переходного
периода это в значительной степени связано
с проблемами прогнозирования платежного
баланса. Так, уже отмечавшийся значительный
приток в Россию иностранных инвестиций
в первой половине 1997 г. в условиях стабильности
текущей политики Банка России привел
к ускорению в этот период роста денежной
массы по сравнению с расчетным среднемесячным
целевым значением этого показателя.
Несмотря на ослабление связи между денежной
массой и конечными целями денежной политики,
установление количественных ограничений
роста предложения денег пока еще остается
наиболее надежным методом снижения инфляции.
Банк России считает целесообразным и
в 1998 г. использовать контроль за темпами
прироста денежного предложения. В 1998
г. Банк России видит свою задачу в достижении
соответствия динамики денежного предложения
( денежный агрегат М2) и не инфляционного
роста ВВП.
Поскольку общее
состояние экономики в большой
мере зависит от состояния денежно-кредитной
сферы, то центральный банк – основной
проводник денежно-кредитного регулирования
экономики – стремится с
М0 - банкноты в обращении и средства
на расчетных счетах коммерческих
банков в центральном банке.
M1 - количество любых денежных знаков
на руках у населения и средства в кассах
предприятий, учреждений, организаций.
М2 - включает в себя M1 плюс
вклады населения до востребования, остатки
средств на текущих и расчетных счётах
предприятий, организаций, банков, а также
векселя у населения, банков, предприятий.
М3 - включает в себя все компоненты
М2 плюс депозиты юридических и физических
лиц, срочные вклады населения, предприятий,
учреждений, банковские сберегательные
сертификаты, резервы банков.
М4 - включает, помимо М3, также
средства в инвалюте, принадлежащие населению,
банкам, предприятиям и организациям.
Для расчета совокупной денежной массы
в РФ предусмотрены следующие денежные
агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1,
M2, М3.
Данные денежные агрегаты отличаются
разной степенью ликвидности, т.е. легкостью
их превращения в наличные деньги. Соответственно
когда говорят о потребности в деньгах,
то имеют в виду не столько общее их количество,
сколько соотношение между разными видами
денег и их наличие в каждом данном месте
в соответствии с его потребностями в
трансакционных действиях. Следовательно,
главная функция центрального банка -
регулирование денежного обращения - предполагает
отслеживание не только общего количества,
но и пропорций между видами денег. [1, с.
156]
Однако государственное регулирование
денежно-кредитной сферы может быть успешным
только в том случае, если государство
через центральный банк способно воздействовать
на масштабы и характер операций коммерческих
банков. Методы и инструменты этого воздействия
разнообразны. К ним относятся в первую
очередь:
- проведение операций на открытом рынке
ценных бумаг; покупая последние, банк
увеличивает денежную базу, продавая -
сокращает ее;
- изменение нормы минимального резервного
покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов
могут предоставлять коммерческие банки,
и это ограничивает количество находящихся
в обращении денег;
- изменение учетной ставки процента (дисконт);
при ее снижении объем кредитов, а, следовательно,
и количество денег возрастает, и наоборот;
а также некоторые методы, носящие жесткий
административный характер.
Монетарные и немонетарные
концепции инфляции. Последствия инфляции.
При хронически
высокой инфляции невозможно определить,
к какому типу она относится. Факторы инфляции
спроса и инфляции издержек переплетаются
и усиливают друг друга. В связи с этим
в теории инфляции выделяются два направления
— монетарное и немонетарное
толкование происхождения инфляции.
В соответствии с монетарным подходом
инфляция - переполнение каналов обращения
избыточным объемом денежной массы над
товарной, что вызывает рост общего уровня
цен. Темпы инфляции прямо пропорциональны
темпам прироста денежной массы, темпам
увеличения скорости денежного обращения
и обратно пропорциональны темпам прироста
реального продукта.
Для анализа связей денежного предложения
и спроса предприятий, населения, бюджета,
финансового рынка, банков применяются
различные формулы. Для объяснения динамики
цен часто ссылаются на уравнение обмена
И.Фишера:
где М – денежная масса в обращении, V-
скорость обращения денег, Р – уровень
цен, Q- национальный продукт.
Монетаристы рассматривают экономику
с гибкими ценами в краткосрочном плане
(т.е. при неизменном объеме производства)
и считают инфляцию порождением чисто
денежных факторов. В качестве основных
причин инфляции сторонники монетарного
подхода выделяют следующие: рост денежной
массы (при постоянной скорости обращения)
превышает рост объема совокупного производства;
рост скорости денежного обращения (при
неизменном объеме номинальной денежной
массы) превышает рост объема совокупного
производства, что может возникнуть при
уменьшении спроса на реальные денежные
запасы. При высокой инфляции обе эти причины
действуют одновременно, ускоряя темп
роста уровня цен. Аналогичное воздействие
на ускорение темпов инфляции могут оказать
инфляционные ожидания.
Монетаризм признает лишь денежные факторы
инфляции, игнорируя неденежные. Правда
потом С.Фишер выявил неопределенность
связи между ростом денежной массы и инфляции,
ссылаясь на опыт США, где в первой половине
1980-х годов темп инфляции снижался в условиях
увеличения объема денежного обращения.
По оценке кейнсианцев, монетаристы преувеличивают
роль денег и их количества в обращении
как главного фактора экономического
роста, отодвигая остальные на второй
план. Сторонники немонетарной
концепции инфляции считают, что превышение
темпов роста денежной массы и скорости
денег над ростом производства является
не причиной, а необходимым условием инфляции.
Причины же инфляции они видят в следующем:
· В росте издержек производства, при котором
увеличение заработной платы обгоняет
рост производительности труда, а повышение
налогов обгоняет темп прироста реального
дохода.
· В несоответствии структурных изменений
в совокупном спросе структурным изменениям
в совокупном предложении.
· В сохранении монопольной власти фирм,
в преобладании олигополистической структуры
рынка, в существовании монополизма профсоюзов.
Итак, причины инфляции лежат не только
на стороне проблем денежного обращения,
но и на стороне структурных проблем экономического
развития. Инфляция нарушает распределение
национального дохода между трудом и капиталом
в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции,
тем ниже реальная заработная плата. Инфляция
спроса в краткосрочном периоде способна
временно повысить реальный объем производства,
стимулируя предложение труда. Инфляция
издержек, наоборот, ведет к падению реального
производства и уменьшению спроса на труд.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически
развитой стране во второй половине ХХ
века полная занятость, свободный рынок
или же стабильность цен в течение длительного
времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно,
а с конца 60-х г.г. - даже в периоды экономических
спадов и застоя, когда недогрузка производства
могла доходить до значительных размеров.
Такое явление получило название стагфляции,
что означает инфляционный рост в условиях
стагнации, застоя производства, экономического
кризиса. С середины 90-х гг. XX столетия
проблема инфляции урегулирована в странах
с устойчивой и развитой рыночной экономикой
(в США и Западной Европе). Утратив популярность
в экономической науке этих стран, дискуссии
о монетарном и немонетарном происхождении
инфляции приобрели актуальность в странах
Восточной Европы и, особенно, в России.
Данные теории инфляции помогают не только
глубже изучить монетарные и немонетарные
причины инфляции, но и выработать эффективные
антиинфляционные программы.
Стратегия гашения
адаптивных инфляционных ожиданий предполагает
изменение психологии потребителей, избавление
их от страха перед обесценением сбережений,
предотвращение нагнетания текущего спроса.
Решить проблему адаптивных инфляционных
ожиданий желательно побыстрее и до того,
как инфляция будет поставлена под контроль.
Судя по практике антиинфляционного регулирования,
сделать это возможно при выполнении двух
условий: всемерное укрепление механизмов
рыночной системы, которые способны снизить
цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь
в этом случае вероятно изменение психологии
потребителей, устранение из нее инфляционных
мотивов. Потребитель должен убедиться,
что колебания цен на сравнительно небольшое
количество товаров и услуг происходят
под влиянием спроса и предложения; существование
правительства национального согласия,
пользующегося доверием большинства граждан
и проводящего антиинфляционную политику.
При этом правительств ставит перед собой
вполне определенные, практически осуществимые
и легко проверяемые антиинфляционные
задачи, заблаговременно информируя об
этом население.
Имеются в виду, например, регулярные сообщения
об уровне инфляции, который оно собирается
удержать, и необходимом для этого темпе
роста денежной массы. Если обещания неукоснительно
выполняются в течение хотя бы нескольких
лет, то срабатывает эффект объявления:
производители и потребители постепенно
убеждаются, что правительство встало
на путь борьбы с инфляцией и способно
контролировать ее. Чем выше доверие населения,
тем охотнее оно приспосабливает свои
решения о ценах, предложении, спросе,
сбережениях и т. п. к установленному правительством
ограничению на прирост денежной массы.
Экономическое поведение людей изменяется,
что способствует снижению инфляционных
ожиданий. Эффект объявления срабатывает
с некоторым запаздыванием, которое зависит
от промежутка времени между введением
денежных ограничений и реальными изменениями
спроса и цен. Как видно, эффект объявления
технически прост и непритязателен, но
именно он стал действенным элементом
антиинфляционной стратегии в США, Великобритании,
Германии, где в последние годы наблюдалось
заметное ослабление инфляционных ожиданий.
Стратегия ограничения денежной массы
основана на жестких лимитах ее ежегодного
прироста. Этот показатель определяется
в соответствии с уравнением долгосрочного
равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения
денег за определенный период времени;
Y – среднегодовой темп роста реального
продукта (в постоянных ценах) за соответствующий
период;
Ре – предполагаемый темп роста цен.
Для того, чтобы денежная политика была
действительно антиинфляционной, указанный
лимит надо удерживать в течение продолжительного
времени независимо от состояния бюджета,
интенсивности инвестиционного процесса,
уровня безработицы и т. д. Тогда экономика
дополнительно ощутит и эффект объявления.
В инфляционной экономике денежная политика
должна играть главенствующую роль. Только
руководствуясь принципом, что в инфляционной
обстановке нет и не может быть причин,
вынуждающих превысить лимит денежной
массы, государство имеет шанс остановить
инфляцию.
Осуществление антиинфляционной денежной
стратегии предполагает наличие современной
банковской системы, где центральный банк
независим от исполнительной власти. Но
даже в этих условиях проводить антиинфляционную
денежную политику непросто. Так в США,
где действует высокоэффективная банковская
система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты
по крайней мере четыре неудачные попытки
это сделать. Объясняется это тем, что
государство, отягощенное проблемами
бюджетного дефицита, необходимостью
поддержания благоприятной хозяйственной
конъюнктуры и т. п. , отклонялось от намеченного
антиинфляционного курса, прибегало к
закачиванию в экономику избыточного
количества денег. Подобные колебания
усилили инфляционные ожидания, усложнили
задачу преодоления инфляции. более или
менее последовательную денежную стратегию
удалось осуществить при президенте Р.
Рейгане, что сказалось на замедлении
темпов инфляции в американской экономике.
Заметим, что стоит денежным ограничениям
хотя бы немного стабилизировать темп
роста цен, начинают меняться адаптивные
инфляционные ожидания. При прочих равных
условиях, чем слабее ожидания, тем выше
склонность с сбережениям. В свою очередь,
приток сбережений позволяет решать бюджетные
проблемы, в частности финансировать дефицит,
все меньше прибегая к кредитам центрального
банка. Последнему становится легче проводить
неинфляционную денежную политику. Таким
образом, каждый успех денежной стратегии
служит условием ее дальнейшего эффективного
осуществления, т. е. представляет собой
самоусиливающийся процесс.
Режим жестких денежных ограничений относится
к сильнодействующим регуляторам экономики,
и пользоваться им надо с предельной осторожностью.
Поскольку рыночные механизмы работают
не идеально, проведение антиинфляционной
денежной политики сначала обязательно
оборачивается резким подъемом процентных
ставок. Так, в начале 70-х годов подобные
действия Федеральной резервной системы
США стали одной из причин волны банкротств,
а в 1981 – 1982 годах способствовали спаду,
охватившему всю американскую экономику.
В высокомонополизированном хозяйстве,
где доминирует государственный сектор
и не развиты рыночные механизмы, установление
жестких лимитов на прирост денежной массы
ведет не только к стабилизации цен, но
и к сокращению объемов производства.
Поэтому антиинфляционная денежная политика
должна сочетаться с разгосударствлением
экономики, ее демонополизацией, развитием
рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного
дефицита может решиться двумя путями:
увеличением налогов и уменьшением расходов
государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть
бюджета, может принести краткосрочный
результат. В долгосрочном периоде такая
политика оборачивается снижением инвестиций
и замедлением экономического развития.
Высокие ставки налогов могут вызвать
сужение налоговой базы, т. е. суммы доходов,
с которых идут отчисления в бюджет. Современная
налоговая система развивается в сторону
снижения ставок и увеличения налоговых
льгот эффективным хозяйствам. Например,
в США доля налогов на прибыль в доходах
федерального бюджета не превышает 8%.
Линия правительства, намеревающегося
покончить с бюджетным дефицитом, состоит
не в том, чтобы побольше брать у экономики,
а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной
казны.
Совершенствование налоговой системы
можно превратить в элемент антиинфляционной
стратегии. Снижение ставок налога на
прибыль и добавленную стоимость или применение
других схем налогового стимулирования
дает дополнительный импульс инвестиционному
процессу, а от него в отдаленной перспективе
следует ждать увеличения производств
и занятости, следовательно, массы доходов,
подлежащих налогообложению. В конечном
счете вероятен рост государственных
доходов и сокращение дефицита.
Понижение ставок подоходных налогов
приведет к увеличению личных сбережений,
если удастся переломить инфляционную
психологию потребителей. Тогда прирост
сбережений пойдет как на финансирование
экономического развития, так и на покрытие
дефицита бюджета. Напомним, что с точки
зрения инфляции такой вариант предпочтительнее,
чем правительственные займы в центральном
банке или денежная эмиссия. Чтобы такой
поворот стал реальностью, подоходное
налогообложение должно строиться на
основе прогрессивной шкалы, а снижение
ставок распространяться прежде всего
на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность
к сбережению выше, чем у малоимущих.
Следует признать, что в принципе антиинфляционные
резервы налогообложения ограничены и
быстрых эффектов не дают. Поэтому основная
нагрузка, связанная с сокращением дефицита
бюджета, ложиться на уменьшение государственных
расходов. Сокращение бюджетных ассигнований,
а вместе с ним и дефицита представляет
собой сложный процесс, требующий довольно
продолжительного времени. Недопустимы
резкие сокращения тех или иных статей
бюджета. Нужен стратегический план восстановления
равновесия государственного бюджета.
Например, государственные дотации убыточным
предприятиям за счет средств бюджета
является необоснованными в рыночном
хозяйстве. Предположим, что они прекращены.
Конечно, дефицит бюджета уменьшится.
Одновременно последуют массовые банкротства
и увольнения, начнется рост безработицы,
что нанесет бюджету двойной удар. С одной
стороны, потребуется увеличить государственные
расходы, связанные с социальным обеспечением
дополнительного количества безработных,
их переквалификацией, трудоустройством
и т. д. С другой – станет неизбежным сокращение
доходов за счет снижения прибыли предприятий
и уменьшения суммы подоходного налога.
Возможно, что в конечном счете правительство
получит противоположный результат –
увеличение дефицита, ускорение инфляции.
Главный принцип сокращения бюджетных
расходов состоит в следующем: постепенное
уменьшение финансирования тех видов
деятельности государства, которые можно
передать рынку. Речь идет о прекращении
чрезмерного вмешательства государства
в инвестиционный процесс и уменьшении
объема бюджетных капиталовложений, отмене
необоснованных дотаций и субсидий, частичной
приватизации здравоохранения и образования
и т. д.
Разумная осторожность не должна препятствовать
бескомпромиссному наступлению на дефицит
бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной
стратегии, подкрепленной другими мерами
– государственным стимулированием научно-технического
прогресса, структурной перестройкой
экономики, ориентацией инвестиций на
производство потребительских товаров,
конверсией военной экономики и т. п. Организуя
правильную денежную политику и добиваясь
сокращения бюджетного дефицита, государство
подходит к проблеме инфляции со стороны
спроса. Помогая структурным преобразованиям
и налаживая конверсию военного производства,
оно наступает на инфляцию со стороны
товарного предложения. Это особенно важно
в отечественной экономике, чувствительной
к инфляции предложения. Вводя в действие
налоговые и кредитные регуляторы, государство
способствует расширению продажи наукоемких
товаров и услуг (бытовой электроники,
средств связи, информации и т. п. ), формированию
новых рынков. Прирост предложения, компенсируя
избыточный спрос, понижает цены, тормозит
инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно
осваивающих новейшую технику и технологию,
например в Японии, инфляции надежно контролируется
и уже не представляет серьезной угрозы
для экономики.
Национальная антиинфляционная стратегия
должна быть построена так, чтобы свести
к минимуму воздействие на экономику со
стороны внешних инфляционных импульсов.
Особенно это связано с перемещением через
границы краткосрочных капиталов, что
отражается в сальдо платежного баланса.
Если страна получила прилив капиталов
из-за рубежа, то сальдо платежного баланса
положительное. Часть этих капиталов проникает
в банковскую систему, переводится в национальную
валюту и превращается в краткосрочные
кредиты, увеличивая деньги в экономике.
Другая часть капиталов может поступить
к правительству, которое берет кредиты
за границей, отправляя туда свои облигации.
В обоих случаях возникают инфляционные
эффекты. Их можно устранить, если центральный
банк расширит объем продаж государственных
ценных бумаг (операции на открытом рынке),
чтобы уменьшить возросшую денежную массу
и переправить определенную ее часть в
централизованные резервы.
Таковы основные черты антиинфляционной
стратегии, результаты которой экономика
почувствует по прошествии длительного
периода времени.
Когда инфляционная обстановка нетерпима,
требуется мобилизовать тактический,
быстродействующий потенциал антиинфляционного
регулирования. Эти методы не рассчитаны
на устранение причин инфляции демонтаж
ее механизмов, они носят чрезвычайный
характер и направлены на ослабление инфляции.
резервы краткосрочного регулирования
не безграничны и не могут заменить антиинфляционную
стратегию. Речь идет о предварительном
терапевтическом воздействии на больную
экономику, призванном подготовить ее
к более радикальному лечению инфляционного
недуга.
Антиинфляционная тактика даст максимальный
результат, воздействуя на инфляционный
разрыв между спросом и предложением,
если она поможет увеличить предложение
без соответствующего повышения спроса,
либо будет способствовать снижению текущего
спроса без соответствующего падения
предложения. Любые другие противоинфляционные
мероприятия принесут меньший эффект.
Макроэкономические
факторы инфляции и
регуляторы инфляции
Нам уже известны причины инфляции. Поэтому мы без особых затруднений ответим на вопрос: можно ли вообще избавиться от инфляции? В торы инфляции современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, ибо невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:
значительная монополизация экономики;
структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;
военно-промышленный комплекс;
долгосрочные инвестиции;
локальные войны;
государственный бюджетный дефицит и др.
Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - умеренным.
В условиях нынешней рыночной экономики государство применяет следующие важнейшие регуляторы инфляции.
А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде “социального партнерства” - поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.
Например,
в Японии ежегодно проводится серия
переговоров между бизнесменами
и профсоюзами о размере
Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое “вздувание” цен.
Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию “Бритиш телеком” (имеющую 50% продаж на рынке) выполнять следующие условия. Темп роста тарифа на услуги корпорации должен быть на 3 процентных пункта ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. Если, скажем, индекс цен равен 5%, то “Бритиш телеком” может установить свой тариф на уровне 2%.