Анализ затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, а также вопросы и проблемы, возникающие в связи с этим анализом.

Работа содержит 1 файл

analiz_zatrat_na_proizvodstvo (1).doc

— 51.25 Кб (Скачать)

При дальнейшем анализе необходимо выяснить причины изменения трудоемкости изделия и средней оплаты за 1 час работы. Например, уменьшение трудоемкости может быть результатом совершенствования технологического процесса или отказа от каких-либо технологических операций, что может привести к снижению качества продукции.

Увеличение оплаты за 1 час работы может быть связано с изменением состава работы (увеличением доли высокооплачиваемых работников), с увеличением тарифных ставок или разного рода доплат, например, за работу в сверхурочное время.

 

3.8 АНАЛИЗ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Влияние эффективности использования основных фондов на затраты коммерческой организации проявляется в экономическом элементе «Амортизация основных фондов». Анализ этого влияния можно провести в 2-х направлениях:

    1. На основе использования коэффициентов удельной амортизации.
    2. На основе информации о движении отдельных объектов основных средств.

Коэффициенты удельной амортизации могут быть исчислены за несколько сравниваемых периодов времени по данным бизнес-планов, организаций - отраслевых лидеров, конкурентов и т.п.

Фактические показатели сопоставляются с базовыми, и делаются выводы об их изменении.

Коэффициенты удельной амортизации рассчитываются в долях  (процентах) на 1 руб. выручки-нетто от продаж.

 


 

Приведем показатели удельной амортизации за 2 года:

КУА0= 0,01=449/59052=0.01

КУА1= 0,01=614/93591=0.01

Отсюда видно, что в исследуемом периоде не произошло ни относительной экономии, ни относительного увеличения затрат на амортизацию основных фондов.

Если же в организации имело место существенное изменение стоимости основных фондов (продажа или ликвидация крупных объектов, приобретение, безвозмездная передача, ввод объектов в эксплуатацию), то можно рассчитать влияние движения объектов основных фондов на сумму начисленной амортизации и, как следствие, на издержки. Такие расчеты должны проводиться исходя из конкретных сроков снятия с учета (постановки на учет) отдельных объектов.

 

3.9 АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАТРАТ В СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

В составе себестоимости выделяются группы комплексных затрат:

    • общепроизводственные расходы;
    • общехозяйственные расходы;
    • потери от брака;
    • прочие производственные расходы и расходы на продажу.

При экономическом анализе каждая группа комплексных затрат изучается отдельно.

Общепроизводственные расходы (ОПР) и общехозяйственные расходы (ОХР) – это затраты по обслуживанию производства и управлению. Комплексный характер названных выше расходов означает, что каждая группа содержит несколько различных по экономическому содержанию элементов.

Одновременно названные группы расходов являются косвенными, т.е. распределяются между видами товаров (продукции, работ, услуг) пропорционально какой-либо базе, в соответствии с Приказом по учетной политике предприятия.

При составлении бизнес-планов необходимо составить смету ОПР по каждому подразделению, ОХР – в целом по предприятию. Сметы, как правило, разрабатываются на год с разбивкой по кварталам. Они служат базой для контроля этой группы затрат.

При экономическом анализе проверяется выполнение смет расходов по каждому производственному подразделению, соблюдение сметы ОХР. Проверка исполнения смет производится путем сравнения фактических и сметных затрат по каждой статье. Все случаи превышения фактических затрат по сравнению со сметой должны быть тщательно проанализированы. Такой анализ возможен при ведении бухгалтерского учета ОПР в разрезе подразделений.

Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению, как правило, начинается с изучения их динамики, которая определяется с помощью относительных показателей – коэффициентов затрат на 1 руб. выручки от продаж.

Этот анализ позволяет в дальнейшем выявить тенденции изменения затрат по годам, кварталам и определить дальнейшие направления анализа.

Таблица 6

Анализ динамики расходов по обслуживанию производства и управлению

 

Показатели

За пред. период

За отч. период

В%к пр.году

1.

Выручка нетто

59052

93591

158,49

2.

Расходы по обслуживанию пр-ва, в т.ч.

4494

8075

179,68

2.1.

ОПР

2996

5380

179,57

2.2.

ОХР

1498

2695

179,91

3.

Расходы на 1 руб выручки, в т.ч.

0,08

0,09

112,5

3.1.

ОПР, коп.

0,05

0,06

120

3.2.

ОХР, коп

0,03

0,03

100


 

Фактическая сумма расходов по обслуживанию производства и управлению в отчетном периоде выше по сравнению с предыдущим. Это объясняется тем, что темпы роста расходов по обслуживанию производства и управлению (179,68 %) опережают темпы роста выручки (158,49 %). Это подтверждает необходимость анализа данной группы расходов с помощью коэффициентов на руб. выручки.

Данные табл. 6 позволяют увидеть только общую картину изменения расходов. Полученные результаты являются следствием взаимодействия множества факторов. Выявить резервы экономии затрат можно лишь на основе тщательного изучения каждой группы расходов в отдельности.

Реализация товаров (продукции, работ, услуг) вызывает ряд расходов. Они называются расходами на продажу (коммерческими расходами) и включаются в полную себестоимость продаж.

В состав расходов на продажу включаются:

    1. Расходы на тару и упаковку готовой продукции.
    2. Расходы на транспортировку, погрузку.
    3. Другие расходы по сбыту.
    4. Расходы на рекламу, участие в выставках.
    5. Бесплатное распространение продукции.

Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, расходы на тару и упаковку готовой продукции считаются прямыми, условно-переменными расходами. Все прочие виды коммерческих расходов считаются косвенными.

Коммерческая организация должна составить смету расходов на продажу, используя следующие исходные данные:

    • договоры поставки продукции потребителям, в которых зафиксированы условия реализации;
    • суммы расходов по отдельным статьям в предыдущем периоде;
    • нормы расходов.

При анализе по условно-переменным затратам рассчитывается относительные отклонения по смете. Для этого плановая себестоимость по каждой статье пересчитывается на процент выполнения плана по объему продаж, затем выявляются отклонения фактических сумм от пересчитанных плановых показателей.

При анализе расходов на продажу необходимо иметь в виду, что расходы на рекламу нормируются в целях налогообложения5 .

 

 

3.10 МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ

Все затраты организации можно разделить по отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-постоянным затратам, т.е. к затратам, величина которых не зависит напрямую от объема произведенной продукции, можно отнести:

    • амортизацию основных фондов;
    • арендные платежи;
    • заработную плату работников аппарата управления;
    • другие административно-управленческие расходы.

Важной особенностью условно-постоянных затрат является то, что их нелегко снизить при сокращении объемов производства и продаж, особенно в случаях незапланированного сокращения.

К условно-переменным затратам относятся следующие виды затрат:

    • затраты на сырье и основные материалы;
    • затраты на заработную плату рабочим-сдельщикам;
    • затраты на технологическое топливо;
    • затраты на электроэнергию для технологических нужд.

Если в фирме имеются смешанные затраты (например, почтово-телеграфные расходы, затраты на ремонт оборудования), то их необходимо тщательно проанализировать и выявить в них условно-переменную и условно-постоянную части.

При планировании и анализе выручки и прибыли от продаж используются такие показатели как:

    • порог рентабельности (критическая точка, точка безубыточности);
    • запас финансовой прочности (зона безубыточной работы);
    • эффект операционного рычага (производственный леверидж).

Маржинальный анализ себестоимости и прибыли позволяет решить следующие практические задачи:

    1. Планировать затраты на производство и себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. составить в рамках бизнес-плана следующие сметные расчеты:
      • сметный расчет себестоимости продаж;
      • сметный расчет прибыли от продаж.
    1. Оптимизировать плановые показатели объема продаж, затрат и прибыли от продаж.
    2. Оценить достигнутые фирмой результаты по уровню затрат и по прибыли от продаж.
    3. Прогнозировать цены на новые изделия (работы, услуги), динамику цен на традиционные виды продукции (работ, услуг).
    4. Выявить резервы возможного снижения затрат фирмы и себестоимости продукции.

Проведем маржинальный анализ себестоимости и прибыли для АООТ «Хлебозавод № 2» и рассмотрим перечисленные выше показатели на практическом примере. Для этого воспользуемся исходной информацией из таблицы 7.

Таблица 7

Исходная информация для определения порога рентабельности от продаж

Показатели

Базовый вариант

Значение

К-т к выручке

1.

Выручка нетто

93591

1

2.

Условно-переменные затраты

83291

0,88

3.

Маржинальный доход

10300

0,11

4.

Условно-постоянные затраты

2437

0,03

5.

Прибыль от продаж

7863

0,08


 

Маржинальный доход (MR) представляет собой разность выручки (В) и переменных затрат (VC).

 

MR = B – VC = 93591 – 83291 = 10300 тыс.руб.

 

За счет маржинального дохода фирма покрывает условно-постоянные затраты (FC) и получает прибыль от продаж.

Порог рентабельности (ПР) – это минимально допустимый объем продаж, достаточный для покрытия переменных и постоянных затрат. Это такая величина выручки от продаж, при которой маржинальный доход равен сумме постоянных затрат, а прибыль (ПP) равна нулю.

Из соотношений показателей постоянных затрат, маржинального дохода и выручки от продаж можно вывести формулу расчета порога рентабельности:

 

FC, тыс.руб.

ПР =  _____________________________________________________________________________

коэффициент маржинального дохода к выручке от продаж

 

Рассчитаем порог рентабельности по данным таблицы 7:

 

ПР = 2437 / 0,11 = 22155 тыс. руб.

 

Если сумма выручки будет ниже, чем 22155 тыс. руб., то фирму ждет убыток, если ей не удастся изменить сумму постоянных затрат.

Зная порог рентабельности, можно рассчитать запас финансовой прочности, т.е. величину на которую в критической ситуации допускается снижение выручки без того, чтобы фирма стала убыточной. Запас финансовой прочности можно рассчитать, используя следующую формулу:

 


 

Рассчитаем запас финансовой прочности (ЗФП) по данным таблицы 7:

 

ЗФП = 93591 – 22155 = 71436 тыс. руб.

ЗФП / В = 71436 * 100% / 93591 = 76,33 %

 

Таким образом, фирма может выдержать снижение выручки от продаж на  
22155 руб. (на 76,33 %), не став при этом убыточной.

Если информацию из формы 2 годового отчета дополнить сведениями о величине условно-переменных и условно-постоянных затрат, то анализ можно осуществить по данным этой формы. Пример такого анализа для АООТ «Хлебозавод № 2» приведен в таблице 8.

Таблица 8

Маржинальный анализ себестоимости и прибыли по данным Формы 2 годового отчета

Показатели

Отчетный период

1.

Выручка нетто

93591

2.

Полная себестоимость продаж

85725

     2.1.

Усл-перем. затраты (VC)

83291

     2.2.

усл-пост. затраты (FC)

2437

3.

Прибыль от продаж (Pr)

7863

4.

Марж.доход (MR)

10300

5.

Доля усл-пост. затрат в себестоимости, %

2,84

6.

К-т марж. дохода к выручке от продаж

0,11

7.

Порог рентабельности продаж

22155

8.

Запас фин. прочности

71436

9.

Запас фин.прочности в % к выручке

76,33

10.

Запас фин. прочности в % к ПР

322,44

Информация о работе Анализ затрат