Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:28, курсовая работа
Основной целью, преследуемой в данной работе является анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
Для достижения основной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента;
- выявить особенности управления ассортиментной политики;
- изучить состояние ассортимента ОАО «»;
- обосновать пути увеличения ассортимента продукции.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту………………………………………………………..5
1.1 Управление ассортиментом продукции………………………….......5
1.2 Производственная программа по ассортименту и обеспечение ее выполнения……………………………………………………………………………7
1.3 Цель анализа выполнения производственной программы по ассортименту………………………………………………………………………….9
1.4 Ассортиментная политика предприятия…………………………….10
1.5 Задачи управления ассортиментом продукции……………………..16
Глава 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту на примере ОАО «»…………………………………………………………..17
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «»…….…….17
2.2 Анализ выпуска продукции и динамики объема производства....…19
2.3 Анализ выполнения плана по ассортименту………………………..23
Глава 3. Рекомендации по выполнению производственной программы по ассортименту………………………………………………………………………...28
3.1 Пути увеличения ассортимента продукции…………………………28
Заключение………………………………………………………………………...….30
Список используемой литературы…………………………………………………..32
Для насыщения рынка рыбными товарами в перспективном плане предусматривается строительство берегового рыбоперерабатывающего комплекса с выпуском кулинарной продукции и разнообразных консервов, для хранения которых будут использоваться отдельные камеры холодильника.
Для обеспечения флота овощами и фруктами, а также для работников береговых служб планируется строительство овощехранилища емкостью 3 тыс. тонн.
Таким образом, все вышеизложенное подтверждает, что ОАО «» является крупным предприятием не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке.
2.2 Анализ выпуска продукции и динамики объема производства
На основе показателей реализации выпуска товарной продукции, проведем анализ баланса товарной продукции (таблица 1) на примере одного из главных хозрасчетных подразделений ОАО «», которое выпускает почти всю готовую продукцию, СХРП «Батл».
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в 2004 году по сравнению с 2002 годом остатки нереализованной товарной продукции на начало года снизились с 93290,6 тыс. руб. до 44333,1 тыс. руб., или на 52,5%, что можно объяснить увеличением объема реализации продукции.
Выпуск товарной продукции в анализируемый период увеличился с 350041,5 тыс. руб. в базовом периоде до 540290 тыс. руб. в отчетном периоде. Это свидетельствует, что увеличение составило 190248,5 тыс. руб. или 54,5 %. Этому способствовало увеличение выпуска продукции в натуральном измерении и увеличение цен на нее.
Таким образом, сумма остатков готовой продукции и выпуска товарной продукции в течение года составила в 2002 г. 443332,9 тыс. руб., а в 2004 г. – 584623,1 тыс. руб., т.е. увеличилась на 141290,2 тыс. руб., или на 31,5%, что произошло главным образом за счет увеличения выпуска товарной продукции.
Таблица 1
Баланс товарной продукции
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2002 г. в %% к 2004 г. |
Остатки нереализованной товарной продукции на начало года | 93290,6 | 44333,1 | 47,5 |
Выпуск товарной продукции | 350041,5 | 540290 | 154,5 |
ИТОГО | 443332,9 | 584623,1 | 131,9 |
Реализация товарной продукции | 330932,1 | 489143,1 | 147,8 |
Остатки товарной нереализованной продукции на конец года | 112400 | 95480 | 85 |
Увеличился в рассматриваемый период объем реализованной товарной продукции с 330932,1 тыс. руб. до 489143,1 тыс. руб. Данные показывают. что увеличение составило 158211 тыс. руб. или 47,8%. Это можно объяснить увеличением выпуска продукции и ростом цен на нее.
Остатки товарной продукции, нереализованной на конец года в 2002 г. были равны 112400 тыс. руб., а в 2004 г. снизились до 95480 тыс. руб. Снижение составило 16920 тыс. руб. или 15%. В значительной степени остатки готовой продукции на конец года зависят от ассортимента вырабатываемой продукции.
Доля СХРП «Батл» в выпуске продукции в целом по ОАО «» велика. Она колебалась в анализируемый период с 63% в 2002 году до 68% в 2004 г. Динамика выпуска продукции этим подразделением в анализируемый период представлена в таблице 2.
Анализ данных таблицы 2 показывает, что выпуск продукции увеличился в 2004 г. по сравнению с 2002 г. на 31,5% или на 46833 тонн. Предприятие вырабатывает разнообразную продукцию 7 видов обработки. Основным видом продукции является рыба мороженая.
Анализ приведенных данных показывает, что значительно увеличился выпуск рыбы охлажденной: на 3691 тонн. Выпуск мороженой рыбы увеличился в рассматриваемый период на 27906 тонн или на 23,5%.
Увеличился также выпуск филе мороженого с 17814 тонн в 2002 г. до 25915 тонн в 2004 г., т.е. увеличение составило 8101 тонн или 45,5%. Этот вид продукции пользуется большим спросом на рынке.
СХРП «Батл» вырабатывает также фарш пищевой. Он является пищевым полуфабрикатом и на его выпуск используется рыба, которую по каким-либо причинам нельзя направить на выпуск других видов (филе, мороженой разделанной и неразделанной). Выпуск фарша пищевого в анализируемый период увеличился на 5466 тонн или на 73,5%.
Рис. 2
Показатели баланса товарной продукции за 2003 – 2004 гг
Таблица 2
Динамика выпуска продукции за 2002 – 2004 годы
Показатели | годы | в % к 2002 г. | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | |
Пищевая рыбная продукция, всего: | 148690 | 175229 | 195523 | 117,8 | 131,5 |
в т.ч.: рыба охлажденная | 169 | 3203 | 3860 | 1895 | 2284 |
рыба мороженая | 118737 | 126095 | 146643 | 106,2 | 123,5 |
филе мороженое | 17814 | 27061 | 25915 | 151,9 | 145,5 |
фарш пищевой | 7434 | 12813 | 12900 | 172,4 | 173,5 |
икра | 3518 | 4754 | 4800 | 135,1 | 136,4 |
прочая пищевая продукция (пищевые отходы от разделки) | 16 | 1 | 5 | 6,3 | 31,3 |
Продуктом разделки рыбы (минтая, лососевых) является икра. Ее выпуск также увеличился. В 2002 г. он был равен 3518 тонн, а в 2004 г. – 4800 тонн, т.е. увеличение составило 1282 тонны или 36,4%, что обусловлено увеличением разделки рыбы при выпуске мороженой разделанной и филе рыбного.
Выпуск пищевых морепродуктов незначителен, но он также увеличивается. Это увеличение составило 401 тонн или 40%.
Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение товарной и реализованной продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г. объясняется главным образом увеличением выпуска пищевой рыбной продукции в натуральном измерении. Это оказало также основное влияние на увеличение этих показателей в целом по ОАО «», т.к. почти все рыбообрабатывающие мощности находятся в этом хозрасчетном подразделении.
Кроме пищевой продукции в ОАО «» вырабатывается и техническая рыбопродукция. Динамика ее выпуска представлена данными таблицы 2.
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в ОАО «» увеличивается выпуск не пищевой рыбной продукции, хотя ее ассортимент насчитывает три вида продукции. Увеличение выпуска не пищевой продукции в 2004 г. по сравнению с 2002 г. составило 10274 тонны или 34%. Это связано с увеличением вылова рыбы и наличием сырья на выпуск этого вида продукции. На судах базы вырабатывают рыбий жир, кормовую рыбную муку и кормовую рыбу. На выпуск этих видов продукции идет не только сырец, непригодный для выпуска пищевой продукции, но и продукты разделки. Выработка не пищевой продукции обеспечивает предприятию рациональное, комплексное использование сырья и расширение ассортимента продукции.
Динамика выпуска не пищевой продукции за 2002 – 2004 гг.
Показатели | годы | в % к 2002 г. | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | |
Не пищевая рыбная продукция, всего: | 30247 | 37749 | 40521 | 124,8 | 134,0 |
в т.ч.: | 1728 | 2386 | 3012 | 138,1 | 174,7 |
кормовая мука | 26870 | 34301 | 36415 | 127,7 | 135,5 |
кормовая рыба | 1649 | 1052 | 1094 | 63,8 | 66,3 |
Жир на судах вырабатывается из отходов (печени), получаемых при разделке минтая и трески. Его объем увеличился в 2004 г. по сравнению с 2002 г. на 1284 тонны или на 74,7%, что связано с увеличением выпуска разделанной мороженой рыбы и рыбного филе.
Выпуск кормовой рыбной муки увеличился с 26870 тонн в 2002 г. да 36415 тонн в 2004 г., т.е. увеличение составило 9545 тонн или 35,5%. Этот вид продукции всегда находил рынок сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынке, так как он необходим как компонент в питании птиц, животных, для других целей сельского хозяйства. На ее выпуск используется технический сырец, отходы от разделки рыбы, прилов.
Выпуск кормовой рыбы незначителен. В 2002 г. он был равен 1649 тонн, а в 2004 г. составил 1094 тонны, т.е. снизился на 555 тонн или на 33,7%.
Таким образом можно сделать общий вывод по разделу: по ОАО «» в период с 2002 по 2004 год увеличивается выпуск как пищевой, так и технической продукции, что способствовало увеличению объема товарной и реализованной продукции.
2.3 Анализ выполнения плана по ассортименту
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – это недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Анализ выполнения плана по ассортименту дополняет анализ товарной продукции. Выполнение плана по группам продукции определяется путем сравнения планового выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражениях.
При проведении данного анализа в выполнении плана засчитывается только та продукция, которая произведена в пределах плана. Продукция, изготовленная сверх задания и не предусмотренная им, в выполнение плана не засчитывается.
Анализ данных таблицы 4 показывает, что в 2004 г. в ОАО «» было выработано восемь видов пищевой рыбной продукции, из которых по четырем план был перевыполнен. Так, выпуск мороженой рыбы, в т.ч. разделанной, превысил плановое задание на 8183 тонны или на 5,9%, в т.ч. разделанной на 8704 тонны больше плана или на 7,0%.
Выпуск морепродуктов увеличился незначительно: только на 11 тонн или на 0,8%. Это объясняется тем, что добыча их ограничена квотами вылова. Перевыполнение плана.
Выполнение плана по ассортимент продукции в 2004 г.
Продукция | количество продукции, тонн | выполнение плана, %% | |||
план | отчет | в том числе | |||
в пределах плана | сверх плана | ||||
Пищевая продукция | 188746 | 195775 | 187548 | 8234 | 103,7 |
1. Рыба мороженая | 138460 | 146643 | 138460 | 8183 | 105,9 |
2. Рыба охлажденная | 4120 | 3860 | 3860 | 0 | 93,7 |
3. Филе мороженое | 26540 | 25915 | 25915 | 0 | 97,6 |
4. Фарш пищевой | 13120 | 12900 | 12900 | 0 | 98,3 |
5. Икра | 4900 | 4800 | 4800 | 0 | 98,0 |
6. Морепродукты, всего | 1392 | 1403 | 1392 | 11 | 100,8 |
в т.ч. креветка | 637 | 715 | 637 | 78 | 112,2 |
краб | 522 | 541 | 522 | 19 | 103,6 |
прочие морепродукты | 233 | 147 | 147 | 0 | 63,1 |
7. Прочие пищевые продукты | 3 | 5 | 3 | 2 | 166,7 |
8. Пресервы, туб/т | 602 | 709 | 602 | 107 | 118,0 |
ИТОГО пищевая продукция в % к плану | 100 | 103,7 | 99,4 | 4,3 | - |
Не пищевая продукция | 39980 | 40521 | 39746 | 775 | 101,4 |
1. Жир | 3140 | 3012 | 3012 | 0 | 95,9 |
2. Мука кормовая | 35640 | 36415 | 35640 | 775 | 102,1 |
3. Кормовая рыба | 1200 | 1094 | 1094 | 0 | 91,2 |
ИТОГО не пищевая продукция в % к плану | 100 | 103,3 | 99,3 | 4 | - |
Информация о работе Анализ выполнения производственной программы по ассортимеенту