Анализ внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………….3
1. Понятие «организация»…………………..………………...………5
2. Переменные внутренней среды организации……………9
2.1 Цели …………………………………………….……………..………..…9
2.2 Структура……………………………………….………………..………12
2.3 задачи ………………………………………….……………….…...…14
2.4 Технология …………………………………….…………….…………15
2.5 Люди…………………………………………….………………….……..17
2.6 Взаимосвязь внутренних переменных …………….………………20
3. Анализ внутренней среды…………...…………………………..22
3.1 Анализ использования трудовых ресурсов ………………………..23
3.2 Анализ производства и реализации продукции……………..…....24
3.3 Анализ маркетинговой деятельности ……………….……..………29
3.4 Анализ финансовых результатов ….….………………………….…34
3.5 Swot-анализ ……………………………….………………………..…36
4. Анализ внутренней среды организации на примере тоо «амарата тур»…………………..……………………………..…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………….………….….….…..…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………..…………48

Работа содержит 1 файл

анализ внутр среды.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Одним из важнейших  факторов повыше-ния эффективности  производства на промыш-ленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необхо-димом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Задачи анализа - определить обеспечен-ность предприятия и  его структурных подразделений  основными фондами и уровень  их использования по обобщающим и част-ным показателям, а также установить причи-ны их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем про-изводства продукции и другие показатели; изучить степень использования произ-водственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эф-фективности использования основных средств.

Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. Фонды предприятия де-лятся на промышленно-производственные и непромышленные, а так-же фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдель-ные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транс-портные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выяв-ления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.

Следующий этап анализа - изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их нали-чия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями, характери-зующими уровень обеспеченности предприятия основными произ-водственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда. Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стои-мости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства тру-да). Уровень технической вооруженности труда определяется от-ношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опе-режали темпы роста технической вооруженности труда.

3.3 Анализ маркетинговой  деятельности

Целенаправленное  осуществление производственно-сбыто-вой деятельности предприятия на основе изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия -- служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на ре-шении четырех взаимосвязанных задач:

· организации процесса создания конкурентоспособной продукции;

· проведении гибкой ценовой политики;

· организации эффективной  системы сбыта;

· управлении продвижением товаров на рынке.

Кроме того, маркетингу отводится ведущая роль в опре-делении требований, предъявляемых к качеству продукции, жизненному циклу товара.

Единый подход к  решению маркетинговых задач  обеспе-чивают скоординированные целевые  установки предприятия в области  реализации продукции, задаваемые важнейшими эко-номическими показателями - объемом продаж, массой прибы-ли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли пред-приятия и т. п. Для их достижения разрабатывается и прово-дится маркетинговая политика. Ее основу составляют цели мар-кетинговой деятельности предприятия.

Формулирование целей  маркетинга целесообразно начи-нать с уточнения основных приоритетов  предприятия на рын-ке производимой продукции. Для этого необходимо ответить на ряд частных вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности пред-приятия в создавшихся рыночных условиях:

1. Какие изменения  произошли на рынке  производимой продукции?

Получить  ответ на данный вопрос можно на основе реви-зии  процесса реализации продукции и методов  маркетинга. Необходимо уточнить:

· изменился ли рынок  по объему, структуре, географическому  расположению и характеру реализации товаров;

· появились ли ниши на рынке и используются ли они;

· что предпринимают  конкуренты и что в их деятельности отличается от деятельности анализируемого предприятия;

· как изменилось распределение  долей рынка между предприятиями;

· насколько точно  известны потребности покупателей;

· соответствует ли маркетинговая деятельность предприятия  реально существующему рынку.

Уточнить изменения, происшедшие на рынке, поможет общая характеристика элементов маркетинговой среды пред-приятия.

2. В каком направлении  должно развиваться  предпри-ятие?

Ответ на этот вопрос необходимо начать с формулировки общих целей предприятия  на ближайшую перспективу. В ре-зультате необходимо иметь четкое представление о том:

- в чем состоят  приоритеты развития  и какой вид  деятель-ности в  общей специализации  предприятия выполняет  роль:

а) основного, приносящего  основную массу дохода;

б) наиболее обещающего с точки зрения возможных 

инвестиций;

в) буфера при непредвиденных ухудшениях условий 

деятельности по другим направлениям;

г) кандидата на постепенное  сворачивание;

- на какие условия  реализации (объемы продаж, ассорти-мент, условия оплаты и др.) необходимо  ориентировать марке-тинг предприятия;

- на основе какого  типа стратегии должна строиться  маркетинговая деятельность (насыщение  рынка, развитие рынка и его  изменение, разработка новых товаров,  диверсификация).

- похожих на приемы  конкурентов. Это заставляет искать  но-вые, оригинальные пути выделения своей продукции и прино-сит на рынок разнообразие. Имитация - губительный путь при реализации данной стратегии.

Вместе с тем, как  показывает опыт, одновременное использование  нескольких способов дифференциации может  привести к попытке сделать "все для всех", то есть перейти на путь унификации и, таким образом, испортить имидж, кото-рый создает предприятие на рынке. Наиболее типичное на-правление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и качественного удовлетворения специ-фических потребностей.

Стратегия сегментирования  рынка

Если  представленные выше стратегии конкуренции  основываются на обслуживании всего рынка, то стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого или демографического принципов. Основная идея стратегии заключается в том, что предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. В результате создается преимущество над конку-рентами либо дифференциацией товаров на основе более пол-ного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путем дости-жения меньших издержек при обслуживании выбранного сег-мента.

Следовательно, не преследуя  цели обеспечения лидерства в  снижении себестоимости и/или дифференциации продукции на всем рынке, предприятие, основываясь на рыночных тен-денциях, достигает таких результатов в целевом сегменте. Имея низкую себестоимость продукции или предлагая большой вы-бор продукции для конкретного, например, географически обо-собленного сегмента, предприятие защищает себя от противо-действий со стороны предприятий, использующих другие стра-тегии конкуренции.

Стратегия внедрения новшеств

Современный мировой  опыт конкуренции неопровержимо  доказывает, что абсолютное большинство  монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый, до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Современные лидеры в автомобильной, авиационной, электротехнической и электронной промышленности возникли из небольших пионерных фирм. Последние десятилетия подтвердили эту закономерность в области производства компьютерной техники, разработки про-граммного обеспечения, создания специальных видов вооруже-ния.

Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных тех-нологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, при-емов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конку-ренция отсутствует или ничтожно мала. По понятным причинам подобная революционизация рынка является источ-ником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако в большинстве случаев (8 из 10) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования но-вовведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удержи-вает многие фирмы от специализации в этом бизнесе.

Стратегия немедленного реагирования на

потребности рынка

Наличие платежеспособного  спроса на конкретный вид продукции  лишь в теории автоматически  создает его предло-жение. На практике большинство предприятий не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю.

В отличие от таких  предприятий фирмы, реализующие  страте-гию немедленного реагирования на потребности рынка, нацеле-ны на максимально быстрое удовлетворение возникающих пот-ребностей в различных отраслях бизнеса. Основной принцип поведения - выбор и реализация проектов, наиболее рентабель-ных в текущих рыночных условиях. Предприятия, нацеленные на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориента-ции производства, изменению его масштабов с целью получе-ния максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсут-ствием какой-либо специализации своего производства.

Большинство современных компаний, имеющих широкую номенклатуру выпускаемой продукции и/или различные сфе-ры бизнеса, одновременно используют несколько стратегий конкуренции для различных групп товаров, регионов или перио-дов своего развития. Главный критерий выбора страте-гии - адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. В этом смысле представленные подходы являются об-щеэкономической основой, на которой строится практическая маркетинговая работа. 

3.4 Анализ финансовых  результатов

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой по-лученной прибыли и уровнем рентабельно-сти. Прибыль предприятия получают глав-ным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных бир-жах и т.д.).

Прибыль - это часть  чистого дохода, соз-данного в  процессе производства и реализо-ванного  в сфере обращения, который непосредственно  получают предприятия. Только после  продажи продукции чистый доход  при-нимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выруч-кой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджет-ные фонды) и полной себестоимостью реали-зованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной про-дукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности сле-дует изучать в тесной связи с использова-нием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от произ-водственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности являются:

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия