Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике

Автор: Лариса Мацепуро, 15 Июня 2010 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкуренто способных товаров и услуг.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………….2
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9
2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13
2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14
2.5 Регион……………………………………………………………....……..14
2.6 Страна……………………………………………………………………..15
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16
3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17
Заключение...……………………………………………………………...…..23
Список литературы…………………………………………………...………24

Работа содержит 1 файл

анализ конкурентных преимуществ.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     2.1.Общая  классификация

     Будем осуществлять классификацию по следующим признакам :

     1) по отношению к системе;

     2) по сферам возникновения преимущества;

     3) по содержанию фактора преимущества;

     4) по времени реализации преимущества;

     5) по месту реализации преимущества;

     6) по виду получаемого конечного  результата.

     Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2).

     Таблица 2

     Классификация конкурентных преимуществ

Признак классификации Виды преимуществ Примеры преимуществ
1.Отношение  к системе (организации, стране и т.п.) 1.1 Внешние (по отношению к системе)  
 
 

1.2 Внутренние (в системе)

Благоприятный климат страны.

Качественная  инфраструктура региона, в которой расположена организация.

Стабильная  политическая система страны.

Современная информационная сеть страны.

Принятые  обществом ценности организации.

Модульная автоматизированная технология.

Квалифицированные кадры организации.

2.Сфера  возникновения преимуществ 2.1 Природно-климатические 
 

2.2 Социально-политические 
 

2.3 Технологически  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Культурные 
 
 
 

2.5 Экономические

Страна, богатая  природными ресурсами.

Экономически  выгонное географическое положение страны.

Умеренно-континентальный  климат.

Устоявшиеся рыночные отношения в стране.

Стабильность  политической ситуации в стране.

Отлаженная  законодательная система в стране.

Низкий  уровень общей преступности в стране.

Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране.

Высокий уровень автоматизации производства и управления.

Низкий  уровень износа основных производственных фондов.

Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации.

Высокий удельный вес патентов страны в мировом  сообществе.

Мобильность технологий.

Ценности  страны, организации, ориентированны на духовное развитие личности.

Высокая организационная культура.

Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.

Устойчивая  налоговая система.

Устойчивая  система государственного регулирования экономики.

Применение  в организациях отлаженной системы менеджмента.

Достаточное финансирование НИОКР и образования.

Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны.

Высокая квалификация кадров.

3.Содержание  фактора преимущества 3.1 Качество  товара (услуги) 
 
 
 

3.2 Цена  товара 
 
 
 

3.3 Затраты  у потребителя товара 
 
 
 

3.4 Качество  сервиса товара

Известная в мире торговая марка.

Высокая надежность объекта.

Современный дизайн, комфортность.

Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.д.)

Экологичность.

Низкие  издержки производства за счет использования эффекта масштаба.

Высокий уровень унификации.

Безотходная технология.

Высокая конкуренция у поставщиков.

Наличие товаров-заменителей для потребителей товара.

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара.

Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара.

Высокая ремонтоспособность товара.

Автоматизированная  система учета отказов и затрат у потребителя.

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара.

Надежный  имидж изготовителя.

Обоснованные  гарантии в сопроводительной документации.

Наличие станции гарантийного обслуживания товара.

Качественная  инфраструктура рынка.

Качественная  упаковка товара.

4.Метод, средство получения преимущества 4.1 По наследству (объективно)

4.2 Обучение 
 
 
 

4.3 Внедрение  новшеств (инновация) 
 
 
 

4.4 Перемещение

Природные ресурсы страны.

Известная торговая марка товара.

Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки  и практики.

Изобретатели.

Создание  товаров на основе патентов.

Внедрение патентованное новой технологии.

Внедрение ноу-хау в область менеджменте.

Освоение  нового рынка.

Внедрение новых технологий в область рекламирования товара.

Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой.

Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами.

5.Место  реализации преимущества 5.1 Рабочее место 
 

5.2 Организация 
 
 
 

5.3 Регион 
 
 
 

5.4 Отрасль 
 
 
 
 

5.5 Страна 
 
 

5.6 Мировое  сообщество

Система «канбан» (точно в срок).

Научная организация труда.

Автоматизированное  рабочее место конструктора.

Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности.

Высокая конкуренция на «входе» организации.

Система автоматизированного проектирования (САПР)

Качественная  производственная инфраструктура региона.

Экологичность региона.

Устойчивость  кредитно-финансовой системы региона.

Высокая конкуренция в отрасли.

Вертикальная  и горизонтальная интеграция в отрасли.

Наличие отраслевого центра научно-технической информации.

Наличие отраслевого патентного фонда.

Действие  государственной программы повышения конкурентоспособности страны.

Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер страны в целом.

Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности.

Защита  прав человека.

Интеграция  и кооперирование.

Взаимопомощь  стран.

Защита  планеты Земля.

6.Время  (продолжительность) реализации преимущества 6.1 Стратегические факторы преимущества 
 
 

6.2 Технические факторы преимущества

Применение  опережающей базы сравнения при  планировании обновления товара на пятилетний период.

Повышение квалификации кадров.

Развитие  НИОКР.

Современная система рекламы.

Эффективная система мотивации труда.

Соблюдение  графика ремонта оборудования.

Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента.

7.Вид  получаемого эффекта от реализации преимущества 7.1 Научно-технический 
 
 

7.2 Экологический 
 
 

7.3 Социальный 
 
 
 
 
 

7.4 Экономический

Получение патента.

Увлечение веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада.

Освоение  новых информационных технологий.

Освоение  ресурсосберегающих технологий.

Уменьшение  выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов.

Улучшение экологичности выпускаемых товаров.

Автоматизация мониторинга ОПС.

Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами.

Повышение безопасности труда.

Улучшение условий труда и отдыха.

Увеличение  продолжительности жизни работников (жителей).

Повышение уровня образования работников.

Прирост объема продаж.

Прирост удельной прибыли.

Сокращение  срока окупаемости инвестиций.

 

     Управление  конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование .

     На  стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества.

     Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).

     2.2 Персонал

     В работе персонал будет подразделяться на три категории: рабочий, специалист, менеджер.

     Проявление  конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной  среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремится) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

     Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.

     К наследственным конкурентным преимуществам  персонала относим :

  • способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
  • темперамент;
  • физические данные.

         К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:

  • деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);
  • интеллигентность и культура;
  • целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
  • характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
  • эмоциональность;
  • общительность, коммуникабельность;
  • организованность;
  • возраст и т.п.

     2.3 Товары и услуги

     Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статическими интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне конкурентоспособности): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса потребителей товара, а также динамическими факторами.

     Значения  перечисленных четырех стратегических интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества .

     2.4 Организация 

     Факторы конкурентного преимущества организации  подразделяют на внешние, проявление которых  в малой степени зависит от организации, и  внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

     Внутренние  конкурентные преимущества организации  достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

     Значение  каждого преимущества можно рассчитать количественно. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими  или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее .

     2.5 Регион

     К разновидностям региональных образований относятся республика, край, область, город.

     Конкурентные  преимущества региона определяются следующими группами факторов:

     1) конкурентоспособность страны, в  которую входит регион:

     2) природно-климатическими, географическими, экологическими параметрами региона;

     3) предпринимательской и инновационной  активностью в регионе;

     4) уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

     5) уровень международной интеграции и кооперирования региона.

     На  основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья страна) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их  в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.

     2.6 Страна

     Конкурентными преимуществами страны могут быть:

     1) значительный расход из бюджета  на НИОКР;

     2) значительное вложение в развитие  человека;

     3) стабильность политической правовой системы страны;

     4) доля ВВП на душу населения;

     5) высокая продолжительность жизни;

     6) высокая эффективность использования  ресурсов;

     7) оптимальный экспорт;

     8) низкая инфляция;

     9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

     10) значительная доля конкурентоспособных  фирм;

     11) конкурентоспособность трудовых  ресурсов;

     12) гибкость финансовой системы;

     13) динамичность внутреннего рынка;

     14) отсутствие сверхнормативных государственных  задолжностей;

     15) высокая образованность населения страны;

     16) сильная конкуренция во всех  сферах деятельности на основе знаний;

     17) открытость страны, высокий уровень  международной интеграции и кооперирования;

     18) высокое качество инфраструктуры  рынков и регионов (субъектов  Федерации);

     19) низкие налоговые и таможенные  ставки;

     20) высокая культура бизнеса в стране. 
 
 

     3.Конкурентные преимущества и недостатки России

     3.1.Конкурентная стратегия страны

     Необходимо  понять,  как  страна  создаёт  и  удерживает  конкурентное  преимущество. На современном  этапе  возможности  стран  не  ограничены. 

     Для понимания природы конкуренции основной единицей  является  отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы  услуг), либо отрасли, т.е.  группа  конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между  собой. Стратегически  значимая  отрасль включает  в себя  продукты  со   сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут  быть  родственные отрасли, у продукции которых – те  же  показатели,  технология  производства или каналы  сбыта,  но  они  предъявляют  свои  требования  к  конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

     Разрабатывая  конкретную стратегию, страны стремятся  найти  и  воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли.  Универсальной конкурентной стратегии не  существует;  только  стратегия,  согласованная  с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом,  которыми обладает страна, может принести успех.

     Конкретная  стратегия должна  основываться  на  всестороннем  понимании структуры отрасли и процесса её  изменения.  В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем  рынке или на  внешнем тоже– как было замечено ранее - конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:

     1) конкурентоспособность страны;

     2) конкурентоспособность отросли;

     3) конкурентоспособность смежных  отраслей;

     4) конкурентоспособность донного  рынка;

     5) конкурентоспособность изготовителя  и его конкурентов;

     6) конкурентоспособность поставщиков;

     7) конкурентоспособность товаров  на рынке;

     8) конкурентоспособность товаров – заменителей;

     9) форма рынка, количество изготовителей  (продавцов) и покупателей;

     10) размер (объем) рынка;

     11) среднеотраслевая норма прибыли;

     12) стадия жизненного цикла рынка;

     13) доступ на рынок (высота барьеров);

     14) качество правового обеспечения;

     15) сила конкуренции на рынках  продавцов и покупателей;

     16) политика ценообразования;

     17) качество сервиса;

     18) качество подготовки специалистов  в отрасли;

     19) качество управления (менеджмента).

3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики

     В журнале «Коммерсантъ-Деньги» опубликована статья «Монополистическое отечество в опасности», главным тезисом которой является то, что самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму .

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике