Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике

Автор: Лариса Мацепуро, 15 Июня 2010 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкуренто способных товаров и услуг.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………….2
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9
2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13
2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14
2.5 Регион……………………………………………………………....……..14
2.6 Страна……………………………………………………………………..15
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16
3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17
Заключение...……………………………………………………………...…..23
Список литературы…………………………………………………...………24

Работа содержит 1 файл

анализ конкурентных преимуществ.doc

— 191.50 Кб (Скачать)
 

     ИНСТИТУТ  ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ   
 
 
 
 
 
 
 

Факультет Экономики и Управления 
 
 

     Реферат

     Тема: Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 2 курса

                  Проверила.. 
                   
                   

     Москва 2010 

     Оглавление  

     Введение………………………………………………….…………………….2

     1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3

     2.Классификация конкурентных преимуществ различных  объектов…......9

    2.1.Общая  классификация……………………..……………………..…….....9

    2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12

    2.3 Товары  и услуги…………………………………………..…………...….13

    2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14

    2.5 Регион……………………………………………………………....……..14

    2.6 Страна……………………………………………………………………..15

    3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16

    3.1.Конкурентная  стратегия страны……………………………………..….16

    3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17

     Заключение...……………………………………………………………...…..23

     Список  литературы…………………………………………………...………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Конкуренция  - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

     В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом .

     Конкурентные  преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д.

     В данной работе одной из главных задач  служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.

     Также в задачи работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методические основы управления конкурентными преимуществами

     Конкурентные  преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

     Ценность  – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем .

     Наиболее  цитируемым автором из зарубежной и  отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные приложения М.Портера (табл. 1) 

     Таблица 1

     Анализ  основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании

      

Основные  теоретические положения М.Портера Почему эти  положения нельзя полностью применить  в условиях российской переходной экономики
1. Стадия конкурентоспособности станы являются:
  • стадия факторов производства;
  • стадия инвестиций;
  • стадия нововведений;
  • стадия богатства.

Страна  из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью

Перечисленные стадии, по сути, отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в одном ряду. Например, богатство – цель общества (выход системы), инновация – инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства – средства (вход системы). Переход страны из четвертой стадии в третью является исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития станы характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов). Например, США характеризуется преимущественно пятым технологическим укладом – инновацией наукоемких технологий. Отдельные отросли России имеют параметры третьего – пятого укладов.
2.Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен) Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как, во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управления
3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:
  • новые технологии;
  • новые запросы покупателя;
  • появление нового сегмента;
  • изменение стоимости компонентов производства;
  • изменение правительственного регулирования
На проблему нужно смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управления предприятием, персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического сервиса товара у потребителя и др.
4. Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.) Во-первых, это  не цепочка ценностей фирмы, а  ее специфические функции. Ценности – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем. Во-вторых, в составе основной деятельности есть функция «обеспечения поставок», в состав вспомогательной деятельности она тоже включена, но под другой формулировкой – «снабжение». В-третьих, предприятие имеет:

1) организационную структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на уровне предприятия;

2) производственную структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных и обслуживающих

5. Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:
  • способность покупателя торговаться;
  • способность поставщиков торговаться;
  • угроза появления товарозаменителей;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • соперничество между конкурентами.
Во-первых, перечисленные силы по формулировке неконкретные, их невозможно, измерять (а значит, и управлять ими).

Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли.

Конкуренцию в отрасли определяют следующие  факторы:

1) конкурентоспособность страны;

2) конкурентоспособность  отросли;

3) конкурентоспособность  смежных отраслей;

4) конкурентоспособность  донного рынка;

5) конкурентоспособность  изготовителя и его конкурентов;

6) конкурентоспособность  поставщиков;

7) конкурентоспособность  товаров на рынке;

8) конкурентоспособность  товаров – заменителей;

9) форма  рынка, количество изготовителей  (продавцов) и покупателей;

10) размер (объем) рынка;

11) среднеотраслевая  норма прибыли;

12) стадия  жизненного цикла рынка;

13) доступ  на рынок (высота барьеров);

14) качество  правового обеспечения;

15) сила  конкуренции на рынках продавцов  и покупателей;

16) политика  ценообразования;

17) качество  сервиса;

18) качество  подготовки специалистов в отрасли;

19) качество  управления (менеджмента);

20) качество государственного регулирования рыночных отношений и т.д.

6. Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке. Перечисленные детерминанты (нам предлагается назвать их факторами достижения конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных преимуществ и неконкретны.

Предлагаются  следующие факторы конкурентоспособности страны:

1) качество  государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны (законы, указы, постановления и т.д.);

2) отработанность  и эффективность рыночных механизмов (институты, условия и стимулы повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности; в России пока создано не более 30% необходимых механизмов);

3) качество  образования и расходы на него  из бюджета;

4) инновационная  активность в стране;

5) стабильность политической системы;

6) обеспеченность  собственными ресурсами;

7) средняя  заработная плата работников  образования и науки;

8) природно-климатические  условия;

9) качество  инфраструктуры;

10) богатство  страны;

11) уровень  риска предпринимательской деятельности;

12) уровень  коррупции;

13) криминогенность  обстановки в стране и др.

 

     Задачи  специалиста по стратегическому  маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:

     1) анализ, отбор и обоснование конкурентных  преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;

     2) развитие слабых сторон объекта  и создание новых конкурентных преимуществ;

     3) формирование цели функционирования  и развития объекта;

     4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;

     5) направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.

     В настоящее время многие ученые и  специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности .

     Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности.

     Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода.

     С позиции системного подхода при  интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем.

     С позиции комплексного подхода при  оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

     Оценка  конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обосновать, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ управляемых объектов .

      Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.

     На  стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегрирующую оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле :

                        КПт= ∑∑αiПj×βijФij,                                                                                  (1)

     где КПт – интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1,2,…,n – номер фактора i-го конкурентного преимущества товара; j = 1,2,…,m – номер фактора конкурентного преимущества; α – весомость i-го конкурентного преимущества; ∑α=1; β - весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ∑β  =1; П  - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij - относительное или нормативное значение j-го конкурентного преимущества.

     Интегральный  показатель конкурентных преимуществ  товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность.

     Не  все конкурентные преимущества и  определяющие их факторы можно оценить  количественно. Если это невозможно, то применяют экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Классификация конкурентных преимуществ различных  объектов

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике