Автор: Лариса Мацепуро, 15 Июня 2010 в 17:43, курсовая работа
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкуренто способных товаров и услуг.
Введение………………………………………………….…………………….2
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9
2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13
2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14
2.5 Регион……………………………………………………………....……..14
2.6 Страна……………………………………………………………………..15
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16
3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17
Заключение...……………………………………………………………...…..23
Список литературы…………………………………………………...………24
ИНСТИТУТ
ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
Факультет
Экономики и Управления
Реферат
Тема:
Анализ конкурентных преимуществ в российской
экономике
Выполнила: студентка 2 курса
Проверила..
Москва
2010
Оглавление
Введение……………………………………………
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9
2.1.Общая
классификация……………………..…………………
2.2 Персонал……………………………………………………..
2.3 Товары
и услуги…………………………………………..…………
2.4 Организация…………………………………………………
2.5 Регион…………………………………………………………….
2.6 Страна………………………………………………………………
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16
3.1.Конкурентная
стратегия страны……………………………………
3.2.Эффективность
конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности
российской экономики……………………………………………..……
Заключение...………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом .
Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д.
В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
Также
в задачи работы входит оценка конкурентных
преимуществ и недостатков российской
экономики.
1. Методические основы управления конкурентными преимуществами
Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем .
Наиболее
цитируемым автором из зарубежной и
отечественной литературе по теории
управления конкурентными преимуществами
и конкурентоспособностью страны и отраслей
является Майкл Портер. Однако его теория
разработана на основе анализа многих
стран, отраслей и фирм, работающих в условиях
сформировавшихся рыночных отношений,
характеризующихся стабильностью и высоким
качеством правовой системы и рыночных
механизмов. К российским переходным условиям
эта теория, конечно, не адаптирована и
может быть использована как сведения,
как американский опыт. Попытаемся проанализировать
основные приложения М.Портера (табл. 1)
Таблица 1
Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании
Основные теоретические положения М.Портера | Почему эти положения нельзя полностью применить в условиях российской переходной экономики |
1. Стадия
конкурентоспособности станы являются:
Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью |
Перечисленные стадии, по сути, отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в одном ряду. Например, богатство – цель общества (выход системы), инновация – инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства – средства (вход системы). Переход страны из четвертой стадии в третью является исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития станы характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов). Например, США характеризуется преимущественно пятым технологическим укладом – инновацией наукоемких технологий. Отдельные отросли России имеют параметры третьего – пятого укладов. |
2.Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен) | Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как, во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управления |
3. Типичными
причинами новаций, дающими конкурентные
преимущества, являются:
|
На проблему нужно смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управления предприятием, персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического сервиса товара у потребителя и др. |
4. Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.) | Во-первых, это
не цепочка ценностей фирмы, а
ее специфические функции. Ценности –
это нечто особенное, то, чем система владеет
(содержит в себе), стремится сохранить
или иметь в будущем. Во-вторых, в составе
основной деятельности есть функция «обеспечения
поставок», в состав вспомогательной деятельности
она тоже включена, но под другой формулировкой
– «снабжение». В-третьих, предприятие
имеет:
1) организационную структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на уровне предприятия; 2) производственную структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных и обслуживающих |
5. Конкуренцию
в отрасли определяют пять сил:
|
Во-первых, перечисленные
силы по формулировке неконкретные, их
невозможно, измерять (а значит, и управлять
ими).
Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли. Конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы: 1) конкурентоспособность страны; 2) конкурентоспособность отросли; 3) конкурентоспособность смежных отраслей; 4) конкурентоспособность донного рынка; 5) конкурентоспособность
изготовителя и его 6) конкурентоспособность поставщиков; 7) конкурентоспособность товаров на рынке; 8) конкурентоспособность товаров – заменителей; 9) форма
рынка, количество 10) размер (объем) рынка; 11) среднеотраслевая норма прибыли; 12) стадия жизненного цикла рынка; 13) доступ на рынок (высота барьеров); 14) качество правового обеспечения; 15) сила
конкуренции на рынках 16) политика ценообразования; 17) качество сервиса; 18) качество
подготовки специалистов в 19) качество управления (менеджмента); 20) качество государственного регулирования рыночных отношений и т.д. |
6. Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке. | Перечисленные
детерминанты (нам предлагается назвать
их факторами достижения конкурентоспособности)
не охватывают многих аспектов обеспечения
конкурентных преимуществ и неконкретны.
Предлагаются
следующие факторы 1) качество государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны (законы, указы, постановления и т.д.); 2) отработанность
и эффективность рыночных 3) качество образования и расходы на него из бюджета; 4) инновационная активность в стране; 5) стабильность политической системы; 6) обеспеченность собственными ресурсами; 7) средняя заработная плата работников образования и науки; 8) природно-климатические условия; 9) качество инфраструктуры; 10) богатство страны; 11) уровень риска предпринимательской деятельности; 12) уровень коррупции; 13) криминогенность обстановки в стране и др. |
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:
1)
анализ, отбор и обоснование
2)
развитие слабых сторон
3)
формирование цели
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;
5) направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.
В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности .
Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности.
Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода.
С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем.
С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.
Оценка
конкурентоспособности
Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегрирующую оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле :
КПт= ∑∑αiПj×βijФij,
где КПт – интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1,2,…,n – номер фактора i-го конкурентного преимущества товара; j = 1,2,…,m – номер фактора конкурентного преимущества; α – весомость i-го конкурентного преимущества; ∑α=1; β - весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ∑β =1; П - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij - относительное или нормативное значение j-го конкурентного преимущества.
Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность.
Не
все конкурентные преимущества и
определяющие их факторы можно оценить
количественно. Если это невозможно,
то применяют экспертные методы оценки
как факторов и преимуществ, так и их весомости.
2. Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике