Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:36, доклад
Реформирование ЖКХ на современном этапе выступает одной из приоритетных задач. ЖКХ является самой социализированной отраслью, затрагивающей жизненные интересы всех граждан, в связи с чем, и предприняты государством масштабные меры.
Реформа носит комплексный характер и предполагает создание новой системы отношений в ЖКХ, модернизацию его технической базы и направление в отрасль значительных средств из бюджета государства и из других источников.
Доклад Байтимирова Р.И. на тему: Анализ эффективности управления ресурсами ЖКХ в условиях его реформирования.
Реформирование ЖКХ на современном этапе выступает одной из приоритетных задач. ЖКХ является самой социализированной отраслью, затрагивающей жизненные интересы всех граждан, в связи с чем, и предприняты государством масштабные меры.
Реформа носит комплексный характер и предполагает создание новой системы отношений в ЖКХ, модернизацию его технической базы и направление в отрасль значительных средств из бюджета государства и из других источников. Это означает, что в ЖКХ растет востребованность аудита эффективности использования бюджетных средств и средств собственников жилья.
Филиал НИИ системного анализа Счетной Палаты Российской Федерации в Республике Башкортостан, в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств в ЖКХ, провел инициативные исследования по оценке эффективности реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
В Республике Башкортостан, в целях реализации данного закона, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 г. N 296 была принята комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010-2014 годы". Программа устанавливает механизмы реализации ФЗ №261 и предусматривает проведение широкого круга мер, направленных на обеспечение энергосберегающего развития экономики, на стимулирование энергосбережения и экономии бюджетных средств.
Объектом исследования явилась деятельность управляющих компаний ряда муниципальных образований Республики Башкортостан по реализации положений ФЗ №261 и республиканской программы энергосбережения.
Для получения первичной информации был применен метод анкетирования. Разработанные анкеты, были разосланы управляющим компаниям Республики. После предварительного анализа собранных анкет, был проведен дополнительный сбор информации в Центре стандартизации и метрологии Республики Башкортостан и в крупных управляющих компаниях. (М.Б. анкету показать как слайд №1).
Обратим внимание, что многоквартирные дома формируют только часть жилого фонда республики. Кроме того, действие ФЗ №261 распространяется не на все виды многоквартирных домов. Также, анкетированию не подвергались муниципальные образования, где количество многоквартирных домов незначительно, что не влияет на репрезентативность выборки, использованной для анализа.
В подготовительный период нами был разработан перечень вопросов, подлежащих изучению в каждой управляющей компании, сформирован круг независимых экспертов, с которыми проводились консультации по техническим вопросам реализации закона №261-ФЗ.
На основе анкетных данных, было изучено распределение многоквартирных домов и проживающего в них населения по муниципальным образованиям и по формам собственности.
В процессе анализа установлено, что 56,89 % многоквартирных домов изучаемых муниципальных образований, сконцентрировано в городе Уфа, что показано на слайде №2.
Слайд 2 Распределение многоквартирных домов по муниципальным образованиям
По площади многоквартирных домов также доминирует город Уфа, занимая 65,0% от площади многоквартирных домов анализируемых муниципальных образований. Эта ситуация показана на слайде 3.
Слайд 3 Распределение площади многоквартирных домов по муниципальным образованиям.
Соответственно, по численности населения, проживающего в многоквартирных домах, высокой долей, также отличается город Уфа. Значение данного показателя составило 66,0%, что отражено на слайде 4. Это свидетельствует о том, что почти две трети населения, проживающих в многоквартирных домах анализируемых муниципальных образований сосредоточены в городе Уфа.
Слайд
4 Распределение численности
Представленная на слайде №5 диаграмма показывает, что по формам собственности в анализируемых муниципальных образованиях доминирует частный жилой фонд. Так, доля жилого фонда, оцениваемая по площади квартир, зарегистрированных в частной собственности, составляет 72,1 от площади многоквартирных домов анализируемых муниципальных образований
Слайд 5 Распределение площади многоквартирных домов по формам собственности.
Далее мы провели анализ решения двух ключевых задач ФЗ №261. Первая задача вытекает из статьи 13закона и состоит во внедрении технических решений, позволяющих вести учет фактического объема потребляемых тепловых ресурсов. Вторая задача, установленная статьями 11 и 12 данного закона, заключается в обеспечении энергетической эффективности зданий.
При этом, мы исходили из того, что экономичность технических решений и соответствие функциональных возможностей этих решений задачам реализации ФЗ №261 выступают залогом эффективности средств, используемых для реформы ЖКХ.
Проведенный анализ показал, что:
1) установкой узлов учета в Республике Башкортостан занимаются, в основном предприятия, малого бизнеса, что вполне соответствует их возможностям и характеру их деятельности;
2) на территории республики устанавливаются и используются более 20 различных типов узлов учета, что вызвано постоянным обновлением разработок на рынке при отсутствии стандартов и требований, предъявляемых к техническим решениям. Эта ситуация была неизбежной для начального периода внедрения узлов учета и привела к тому, что устанавливались узлы учета, отличающиеся по своим функциональным возможностям и по затратам на их производство и установку.
Разнообразие типов устанавливаемых приборов учета ресурсов и систем сбора с них информации, при отсутствии метрологического контроля, приводят к тому, что показания общедомовых приборов учета не сходятся с показаниями квартирных приборов учета. Расчет с поставщиком ресурса производится по показаниям «домовых» приборов учета, а с жильцами по квартирным показаниям. Возникающая разница выгодна поставщикам ресурсов. Причины различны. Но, полагаясь на данные ЦСМ, можно сказать, что определяющими являются системные и методологические ошибки проектировщиков. Это подводит к выводу о том, что в проектах домов, проектах на установку оборудования в системе ЖКХ следует предусмотреть метрологический раздел.
Нами проведен сравнительная оценка функциональных возможностей систем и узлов учета потребляемых энергоресурсов (слайды 6, 7), устанавливаемых в анализируемых муниципальных образованиях. Результаты показывают,что:
- во-первых, зачастую, даже в пределах одного района устанавливаются несовместимые системы, функциональные возможности у которых различны. По характеристикам приборов съема данных, приведенных на слайде 7 видим, что у большинства из них нет возможности снять информацию с внутриквартирных узлов учета, не говоря уже об управлении технологическим оборудованием.
- во-вторых, между минимальной и максимальной полной стоимостью установки узлов учета возникает разница, которая может составить значительную сумму в масштабах даже одного муниципального образования. Разница возникает по причине различий в стоимости самого прибора, его установки. Кроме того, некоторые типы приборов учета не обеспечены программой и чтобы вести учет потребления тепловой энергии необходимо приобрести программу и серверное оборудование, что увеличивает стоимость учета. Это приводит к значительным колебаниям стоимости одного узла учета с установкой в разрезе муниципальных образований, что отражено на слайде 8
Слайд 8. Стоимость одного узла учета с установкой по муниципальным образованиям
Муниципальные образования |
Стоимость узла учета с установкой ( в рублях) |
Дюртюлинский район |
191167 |
Салават |
150000 |
Стерлитамак |
149000 |
Кумертау |
140000 |
Уфа |
147000 |
Белебей |
128000 |
В среднем по Республике Башкортостан |
157000 |
В-третьих, управляющие кампании, не заинтересованы в энергосбережении, так как бремя потерь ресурсов при их транспортировке перекладывается на конечных потребителей тепловой энергии. Соответственно, у них нет стимула устанавливать оборудование дистанционного мониторинга потребляемых ресурсов и если закупается оборудование, то закупается дешевое оборудование с низкой скоростью сбора и передачи данных. Так, по республике оборудование дистанционного мониторинга установлено на 14% узлов учета. Причем в районах с небольшим количеством жилого фонда, попадающего под статьи Закона №261-ФЗ, такое оборудование не устанавливается вообще.
Ресурсоснабжающие организации также не заинтересованы в энергосбережении. Их интерес состоит в продаже как можно больших объемов ресурсов. Энергосервисные контракты, призванные по Закону № 261-ФЗ привлечь инвестиции в сферу экономии энергетических ресурсов в Республике Башкортостан, как и по всей России пока еще не стали катализатором энергосбережения. В бюджетной сфере энергосервисные контракты не получили распространения, в связи с отсутствием механизма разграничения полномочий и способа финансирования энергосберегающего проекта на объекте бюджетной сферы.
Получается, что на данном этапе установка систем учета потребления
энергетических ресурсов не решает главную проблему – проблему их сбережения и экономии.
Вместе с тем, уже подчеркивалось, что среди предложений рынка имеются альтернативные многофункциональные системы мониторинга, и управления энергоресурсами, которые по уровню технических решений стоят выше, а по затратности ниже, чем большинство применяемых на практике. Так, например, SD-300 позволяет не только осуществлять дистанционный мониторинг расходования ресурсов и организовать единый диспетчерский расчетно-кассовый центр города. Система регулирует теплоснабжение отдельных помещений в здании, в зависимости от погодных условий и заданном режиме температуры помещения и позволяет сократить расходы теплоносителя до 30-50%.
Нельзя сказать, что проблеме неравномерного отопления зданий не уделяется внимания. В Республике Башкортостан для решения этой проблемы применяются три схемы:
-индивидуальные тепловые пункты;
-активные элеваторные узлы;
-погодное регулирование внутренних контуров отопления зданий.
Однако, эти схемы применяются исключительно в г. Уфе. Причем самая распространенная схема – индивидуальные тепловые пункты, которые установлены в муниципальных зданиях города Уфы и активные элеваторные узлы, не решают главного вопроса – равномерного распределения тепла в помещениях здания.
Практически большинство многоквартирных домов имеет недостатки систем отопления, заложенные при их проектировании, строительстве и эксплуатации. Неравномерное отопление вынуждает в одной части здания жителей открывать окна, тогда как на противоположной стороне жители мёрзнут в своих квартирах. Кроме того, в осенний и весенний период времени, тепловые сети не могут по техническим причинам подавать тепло комфортной температуры. При расчетах с поставщиками тепла по тепловым счетчикам, потребитель оплачивает за ненужное тепло.
Доля затрат на оплату тепловой энергии в коммунальных платежах достигает до 50 %, и в приведенной выше ситуации - это источник обоснованного недовольства населения ЖКХ.
Отметим, что по инициативе филиала НИИ в Республике Башкортостан, для установления реальной эффективности систем погодного регулирования отопления внутренних контуров зданий, были проведены технические эксперименты. Для эксперимента была взята одна из наиболее перспективных, по мнению экспертов, система SD-300. Эксперимент проводился на базе управляющей компании КПД и заключался в сопоставлении расхода тепловой энергии, подаваемой в часть здания при регулировании системой SD-300, с расходом поставляемой энергии в аналогичную часть здания без установки погодного регулирования.
Результаты превзошли все ожидания: в весенний период (март- апрель месяц 2012 года) в части здания, где тепловая энергия подавалась с SD-300 по сравнению с той часть здания, где энергия подавалась без регулирования, потребление тепловой энергии снизилось в 2 раза, при обеспечении в помещениях температуры в 22 градуса.
Не смотря на эффективность, подтвержденную результатами анализа эксплуатации объектов, система погодного регулирования в Республике Башкортостан широкого распространения пока еще не получила.
Перечисленные проблемы реформирования ЖКХ усиливают вероятность возникновения следующих рисков:
- риск недостаточности и несвоевременности финансирования мероприятий, направленных на обеспечение реализации программных мероприятий в сфере организации учета объемов потребления тепловых ресурсов, а также регулирования их расхода в целях сбережения;
- риск использования несовместимых технических решений, технических решений, не имеющих инновационного содержания и не обеспечивающих реализацию программы энергосбережения;
- риск потерь
средств, в том числе
Информация о работе Анализ эффективности управления ресурсами ЖКХ в условиях его реформирования