Анализ инновационной и инвестиционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, колебание курсов валют, инфляционное обесценивание средств хозяйствующего субъекта, появление конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству продукцию. Для поддержания конкурентоспособности предприятия и его доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

Содержание

Введение
1. Инновационная деятельность предприятия
1.1 Стратегия инновационной деятельности предприятия
1.2 Аспекты развития инновационной деятельности в развитии предприятия
1.3 Анализ и оценка эффективности инноваций
2. Инвестиционная деятельность предприятия
2.1 Сущность, понятия и виды инвестиций
2.2 Общеметодологические вопросы оценки эффективности инвестиций
2.3 Анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.54 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Инновационная деятельность  предприятия

1.1 Стратегия инновационной  деятельности предприятия

1.2 Аспекты развития инновационной  деятельности в развитии предприятия

1.3 Анализ и оценка эффективности  инноваций

2. Инвестиционная деятельность  предприятия

2.1 Сущность, понятия и  виды инвестиций

2.2 Общеметодологические  вопросы оценки эффективности  инвестиций

2.3 Анализ и оценка эффективности  инвестиционных проектов

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Характерными чертами  рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение  внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, колебание курсов валют, инфляционное обесценивание  средств хозяйствующего субъекта, появление  конкурентов, предоставляющих продукцию  идентичную или превосходящую по качеству продукцию. Для поддержания  конкурентоспособности предприятия  и его доли рынка сбыта, предприятию  постоянно необходимо производить  реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической  базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов  деятельности.

Для проведения реконструкции  старого и покупки нового оборудования предприятию необходимо крупное  вложение денег, которое предприятию, чаще всего, недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для  привлечения необходимых средств предприятие должно проводить агрессивную инвестиционную политику.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща  любому предприятию. При большом  выборе видов инвестиций предприятие  постоянно сталкивается с задачей  выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного  проекта, множественность доступных  проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

В условиях рыночной экономики  возможностей для инвестирования довольно много. Однако весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно  варьировать. Так, в момент приобретения новых основных фондов никогда нельзя точно предсказать экономический  эффект этой операции. Поэтому нередко  решения принимаются на интуитивной  основе.

Активизация инновационной  деятельности в России является важнейшей  предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности  промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни  населения. На развитие инновационных  процессов, на территории России, влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические и организационно-управленческие. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Цель моей курсовой работы состоит в определении вопросов формирования стратегии инновационной  и инвестиционной деятельности на предприятии, анализе ее эффективности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- изучить стратегию инновационной  деятельности на предприятии;

- определить аспекты развития  инновационной деятельности в  развитии предприятия;

- проанализировать и дать  оценку эффективности инноваций;

- определить сущность, понятия  и виды инвестиций;

- рассмотреть общеметодологические  вопросы оценки эффективности  инвестиций;

- проанализировать и дать  оценку эффективности инвестиционных  проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инновационная деятельность предприятия

 

    1. Стратегия инновационной деятельности предприятия

 

Стратегия представляет собой  обобщенную модель действий, необходимых  для достижения поставленных целей. Стратегические инновации носят  упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе. Значение выработки стратегии, позволяющей  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно  велико. В условиях жесткой конкуренции  и быстроменяющейся ситуации на рынке  очень важно не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности  использования ресурсов в текущей  деятельности. В настоящее время  исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы  к быстроменяющейся окружающей среде.

Например, стратегия японских фирм характеризуется ориентацией  на постоянные изменения, как во внешней  среде, так и внутри фирмы; ориентацией  на место в этой среде; отсутствием  детерминированного курса; учетом и  использованием всех возможностей для  выживания и усилением своей  роли в изменяющемся мире не только в текущий момент, но и на длительную перспективу; выделением в качестве основного фактора – интеллектуальный потенциал работников фирмы и постоянно развивающиеся технологии.

При данной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность  в умении отвоевывать свое место  на рынке. Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому  и процесс выработки стратегии  специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения  конкурентов, характеристик производимого  ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В  то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые  обобщенные принципы выработки стратегии  бизнеса. Выбор стратегии бизнеса  осуществляет руководство фирмы  на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и  состояние портфеля продукции. Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста [6].

Существенно влияют на выбор  стратегии финансовые возможности  фирмы. Такие шаги в поведении  фирмы, как выход на неисследованные  рынки, разработка нового продукта или  переход в новую отрасль, требуют  значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего. Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д. Еще один ключевой фактор - интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам [6].

Обязательно должен приниматься  во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и  угрозы для фирмы, и планируемые  изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно  учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая успешно  управляет процессами во времени.

При анализе портфеля продукции, то есть вариантов инвестиций, сравнивают долю фирмы или ее изделий на рынке  с темпами роста всей хозяйственной  деятельности. Здесь может быть использована матрица Бостонской консультативной  группы, которая поможет при выборе той или иной стратегии (рисунок  А.1 приложение А). Например, если изделие  фирмы занимает большую долю рынка  и имеет высокие темпы роста  «звезда», фирма скорее всего будет придерживаться стратегии роста, и наоборот, если изделие занимает малую долю рынка и имеет низкие темпы роста «собака», фирма может выбрать стратегию сокращения.

С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание определенных видов  деятельности. Заключительный этап выбора стратегии - ее оценка. Вся процедура в конечном счете сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям:

1) соответствие выбранной  стратегии состоянию и требованиям  субъектов окружения. Проверяется  то, насколько стратегия увязана  с требованиями со стороны  основных субъектов окружения,  цикла продукта, приведет ли реализация  стратегии к появлению новых  конкурентных преимуществ и т.д.;

2) соответствие выбранной  стратегии потенциалу и возможностям  фирмы. В данном случае оценивается  то, насколько выбранная стратегия  соответствует возможностям персонала,  финансовым ресурсам фирмы, позволяет  ли существующая структура фирмы  успешно реализовать стратегию,  выверена ли программа реализации  во времени и т.п.;

3) приемлемость риска,  заложенная в стратегии. Оценка  оправданности риска проверяется  по трем направлениям: реалистичность  предпосылок, заложенных в основу  выбора стратегии; негативные  последствия для фирмы, к которым  может привести провал стратегии;  оправданность при возможном  положительном результате риска  потерь от провала в реализации  стратегии;

4) эффективность стратегии  оценивается по следующим показателям:

  • экономический эффект - воздействие стратегии на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке;
  • социальный эффект - влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни;
  • экологический эффект - воздействие на степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов;
  • технический (качественный) эффект - изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции;
  • системный (синергический) эффект - дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем машин и т.п.

На основе проведенного анализа  и оценки возможных вариантов  принимается окончательное решение  о выборе наиболее целесообразной стратегии [10].

 

    1. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии

 

Инновационная деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг). Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие нетоварные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны  внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления [2].

Информация о работе Анализ инновационной и инвестиционной деятельности предприятия