Анализ и оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ и оценка финансового состояния предприятия и разработка практических рекомендаций по его улучшению.

Задачи курсовой работы:

– раскрыть общетеоретические аспекты анализа и оценки финансового состояния на предприятии;

– определить сущность, методы и информационную базу анализа финансового состояния предприятия;

– провести анализ и оценку финансового состояния исследуемого предприятия, выявить проблемы и разработать мероприятия по их решению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4

1 Теоретические аспекты оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта………………………………………………………………………6

1.1 Сущность, цели и задачи анализа и оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта……………………………………………..6

1.2 Основные методики анализа и оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта…………………………………………………..10

1.3 Информационное обеспечение анализа и оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта…………………………………..15

2 Анализ финансового состояния ОАО «Мусороуборочная компания»….....19

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мусороуборочная компания» ……………………………………….……………19

2.2 Анализ показателей ликвидности и платежеспособности…………..22

2.3 Анализ финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности…………………………………………………...26

3 Предложения по улучшению финансового состояния ОАО «Мусороуборочная компания» …………………….................................……………………30

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованных источников…………………………………………...40 Приложение……………………………………………………………………. .42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 859.00 Кб (Скачать)
 

       Данные  таблицы 7 показывают, коэффициент финансовой независимости является дополнением к коэффициенту концентрации собственного капитала. Значение этого коэффициента в 2008 г. приближалось к 1 и стало равным 0,93, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

       Коэффициент маневренности собственного капитала, показывающий какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности. Этот коэффициент в течение всего анализируемого периода был ниже норматива, хотя в 2008 г. и приблизился к нему. В 2009 г. коэффициент маневренности был значительно ниже норматива, что негативно характеризует финансовое состояние предприятия.

       Коэффициенты  структуры долгосрочных вложений и  долгосрочного привлечения заемных  средств за анализируемый период говорит об отсутствии у предприятия долгосрочных кредитов и займов.

       Коэффициент задолженности, дающий наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятии, за исследуемый период не выходил за рекомендуемые рамки, хотя в 2009 г. он резко увеличился и приблизился к верхней границе норматива.

       В контексте финансового анализа  деловая активность рассматривается  как некоторая характеристика масштаба деятельности предприятия и его  способности генерировать в процессе деятельности устойчивый поток доходов безотносительно сопутствующих расходов.

       Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

       Система показателей рентабельности представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Основные показатели оценки рентабельности ОАО

             «Мусороуборочная компания»

Показатели, % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное

отклонение

Темпы роста, %
2009 г.  от 2007 г. 2009 г. от 2007 г. 2009 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г.
Рентабельность  продаж 5,93 5,35 0,21 -5,72 -5,14 3,54 3,93
Рентабельность  основной деятельности 13,64 9,77 -3,6 -17,24 -13,37 -26,39 -36,85
Рентабельность  совокупных активов 8,39 9,13 0,18 -8,21 -8,95 2,15 1,97
Рентабельность собственного капитала 10,38 10,35 0,25 -10,13 -10,10 2,41 2,42
 

       Рентабельность  продаж, демонстрирующая долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия, с 2007 г. по 2009 г. показала снижении в  динамике на 96,54%, что оценивается как негативная тенденция, так как темпы роста выручки превышают роста чистой прибыли. Падение уровня чистой прибыли было обусловлено увеличением расходов организации по выплатам процентов по кредитам и увеличению коммерческих расходов.

       Рентабельность  основной деятельности, характеризующая эффективность основной производственной деятельности, снизилась на 3,6 в 2009 г. в сравнении с 2007 г. вследствие увеличения управленческих и коммерческих расходов.

       Рентабельность  совокупных активов, демонстрирующая  способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к её совокупным активам, упала на 97,83 % в период с 2007 г. по 2009 г., что свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

       Рентабельность  собственного капитала, показывающая, сколько единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия, в динамике резко упала с 10,38 в 2007 г. до 0,25 в 2009 г.

       Снижение  показателей рентабельности нельзя рассматривать как негативную характеристику финансового состояния, так как предприятие переходит новые перспективные технологии, требующих инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражают планируемый эффект долгосрочных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 

3 Предложения по  улучшению финансового  состояния ОАО  «Краснодарзернопродукт» 

       Как показали расчеты, ОАО «Мусороуборочная компания» находится в неблагоприятной финансовой ситуации, поскольку при оценке предприятия были выявлены недостатки. У предприятия наблюдается дефицит абсолютно ликвидных и быстрореализуемых активов. Для повышения платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами, увеличение абсолютно ликвидных активов, эффективное управление дебиторской задолженности, быстрое превращение дебиторской задолженности в наличные деньги.

       Недостаток  собственных оборотных средств, наличие дебиторской задолженности у предприятия ОАО «Мусороуборочная компания» можно устранить, используя такую разновидность торгово-комиссионной операции как факторинг.

       Практическое  использование факторинга обеспечивает повышение эффективности функционирования ОАО «Мусороуборочная компания» за счет финансового рычага, т.е. предприятие, получает финансирование сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность получать продукцию ОАО «Краснодарзернопродукт» с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если предприятие нацелено на увеличение объемов продаж, то оно имеет возможность поддерживать оборотный капитал на необходимом уровне и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Необходимо отметить, что на практике, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не может быть полностью уверен в том, что дебитор полностью и в срок исполнит свои платёжные обязательства по контракту [13].

       Кроме того, механизм факторинга имеет ряд  неоспоримых преимуществ, среди которых, в первую очередь, следует отметить следующие:

       – финансирование осуществляется на протяжении всего срока работы предприятия-поставщика с дебиторами;

       – в отличие от классического кредита поставщику не нужно аккумулировать средства для дальнейшего погашения долга, в случае факторинга сумма финансирования будет погашена из платежей покупателей;

       – объёмы финансирования автоматически увеличиваются по мере роста объемов продаж.

       Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств  предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия). Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Следовательно, расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге, в ряде случаев свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку.

       Величина  финансирования при факторинге находится  в прямой зависимости от объёма имеющейся дебиторской задолженности предприятия. В отличие от традиционных форм залогового кредитования денежные требования выкупаются факторинговой компанией, а не используются в качестве залога.

       Факторинговое финансирование в отличие от традиционного  кредитования доступно информационно-непрозрачным предприятиям и предприятиям, имеющим «плохую» структуру баланса с точки зрения кредитной организации. У ОАО «Мусороуборочная компания» не все финансовые показатели соответствуют нормативу, поэтому дальнейшее получение кредитов может быть затруднено. Такая возможность объясняется тем, что риск невозврата долгов лежит не на предприятии-поставщике, а на покупателях-дебиторах, и, соответственно, кредитоспособность поставщика при оценке рисков становится менее значимой, чем финансовое состояние его покупателей.

       Если  же говорить более конкретно о преимуществах, которые появляются у предприятия, осуществляющего закупки с применением схемы реверсивного факторинга, то следует выделить следующие из них [14]:

       – возможность значительного увеличения объемов продаж, закупив предварительно новое технологическое оборудование, либо увеличения объемов продаж выпускаемых на имеющемся технологическом оборудовании товаров;

       – существенное увеличение прибыли от результатов своей деятельности в абсолютном выражении;

       – ликвидация кассовых разрывов;

       – возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса;

       Дебиторская задолженность у ОАО «Мусороуборочная компания» за 2007 год составила 47434 тыс. руб., а к 2009 году она выросла до 74836 тыс. руб. и составила 18,70% от выручки от реализации товаров (таблица 3.1).

       Таким образом, в рассматриваемый период наблюдается постоянный рост дебиторской  задолженности, что значительно  снижает размер собственных оборотных средств. 
 
 
 

Таблица 3.1 – Доля дебиторской задолженности в выручке от реализации

              продукции

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год
Итого дебиторская задолженность, тыс. руб. 79296 130782 74836
в том  числе покупатели и заказчики 12472 33566 17814
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. 401489 553504 400100
Доля  дебиторской задолженности в  выручке, % 19,75 23,63 18,70

       Оценку  финансово-экономической эффективности  применения факторинга в ОАО «Мусороуборочная компания» проведем на основе анализа влияния факторинга на дебиторскую задолженность в таблице 3.2. 

Таблица 3.2 – Влияние применения факторинга на дебиторскую

              задолженность

Показатели 2009 год (факт) 20010 год (план) Изменение
Дебиторская задолженность , тыс. руб. 102809,00 77632,80 -25176,20
Выручка от реализации, тыс. руб. 400100,00 400100,00 0,00
Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты 3,89 5,15 1,26
Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни 67,42 51,28 -16,14
 

       Анализ  данных показывает, что в случае если уровень выручки от продажи товаров сохранится в 2010 году на уровне 2009 года, то оборачиваемость дебиторской задолженности повысится на 1,26 оборота и срок расчетов с дебиторами снизится на 16,14 дней.

       Это приведет к вовлечению в оборот дополнительных денежных средств. Определим вовлечение денежных средств в оборот за счет снижения дебиторской задолженности.

       Для этого определим однодневную  выручку:

       400100:360 = 1111,39 (тыс. руб.).

       Срок  расчетов с дебиторами сократится на 16,14 дня, тогда вовлечение денежных средств в оборот составит:

       1111,39*16,14 дня = 17937,83 (тыс. руб.).

       Данная  сумма позволит таким образом  увеличить стоимость закупаемого сырья и материалов 17937,83 тыс. руб.

       Новая стоимость составит:

       350046+17937,83 = 367983,83 тыс. руб.

       Средний уровень торговой наценки на продаваемые товары составил в 2009 году 114 %, тогда выручка от реализации товаров в 2010 году составит:

Информация о работе Анализ и оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта