Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе необходимо было провести анализ деятельности производственного предприятия. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1) По анализу динамики объема товарной продукции можно судить о том, что объем товарной продукции в анализируемом году увеличился по сравнению с предыдущим на 400 т.р. Темп прироста составил 1,71 %. Также нужно отметить, что увеличилась и реализованная продукция. В отчетном году она составила 27339 тыс. руб. (в предшествующем – 25639 тыс. руб.)
2) В анализируемом году произошло увеличение собственного и заемного капитала. Собственный капитал вырос на 709 тыс. руб., заемный – на 2054 тыс. руб. Можно сказать, что в отчетном году СК увеличился меньше, чем ЗК.
3) В результате анализа финансового состояния выяснилось, что на предприятии на конец отчетного года сложилось кризисное финансовое положение. Об этом говорят результаты расчета коэффициентов, которые характеризуют финансовую устойчивость, - некоторые значения этих коэффициентов не попадают под нормативное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1. Сущность риска 5
2. Классификация рисков 7
3. Факторы, влияющие на уровень риска 12
4. Методы оценки риска 15
5. Способы снижения риска. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30
1. Анализ объема производства, структуры и качества продукции 30
1.1.Аналитическая оценка динамики продукции в пределах двух анализируемых лет. 30
1.2. Анализ взаимосвязи производства, отгрузки и реализации продукции 32
1.3. Анализ равномерности производства продукции 34
в пределах года 34
1.4. Анализ качества продукции 34
2.Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) промышленных предприятий 37
3. Анализ формирования и использования прибыли. 42
4. Анализ финансового состояния предприятия 48
4.1. Составление агрегированного баланса 48
4.2. Анализ активов баланса и источников их формирования 49
4.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 57
4.4. Анализ ликвидности баланса 62
4.5. Оценка деловой активности предприятия 65
4.5. Анализ прибыльности предприятия 68
4.6. Оценка вероятности банкротства предприятия 70
5. Общие выводы и рекомендации 74
ЛИТЕРАТУРА 76
Приложение №1. 77
Приложение №2. 80

Работа содержит 1 файл

курсовик по анализу.docx

— 263.11 Кб (Скачать)

Отдельную проблему представляют обоснование и оценки приоритетов. Суть ее состоит в необходимости  освободить экспертов, дающих оценку вероятности  риска, от оценки важности каждого отдельного события для всего проекта. Эту  работу должны выполнять разработчики проекта, а именно та команда, которая  готовит перечень рисков, подлежащих оценке. Задача экспертов состоит  в том, чтобы дать оценку рисков.

После определения вероятностей по простым рискам (получения средней  экспертной оценки) необходимо получение  интегральной оценки риска всего  проекта. Для этого сначала рассчитываются риски каждой подстадии или композиции стадий: функционирования, финансово-экономической, технологической, социальной и экологической. Затем рассчитываются риски каждой стадии — подготовительной, строительной, функционирования. После этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта.

Для получения объединенных рисков используется процедура взвешивания, для которой необходимо определение  веса, с которым каждый простой  риск входит в общий риск проекта. При этом нет необходимости использовать для каждой композиции простых рисков единую систему весов. Единообразный  подход к весам должен быть соблюден только внутри каждой отдельно взятой композиции простых рисков. Важно  лишь, чтобы веса удовлетворяли естественному  условию неотрицательности, а их сумма была равна единице.

Разновидностью экспертного  метода является метод Дельфи. Он характеризуется анонимностью и управляемой обратной связью. Анонимность членов комиссии обеспечивается путем их физического разделения, что не дает им возможности обсуждать ответы на поставленные вопросы. Цель такого разделения — избежать «ловушек» группового принятия решения, доминирования мнения лидера. После обработки результата через управляемую обратную связь обобщенный результат сообщается каждому члену комиссии. Основная цель такого действия — позволить ознакомиться с оценками других членов комиссии, не подвергаясь давлению из-за знания того, кто конкретно дал ту или иную оценку. После этого оценка может быть повторена.

При экспертной оценке предпринимательского риска большое внимание следует  уделять подбору экспертов, так  как именно от правильности их оценок зависит решение о выборе того или иного предпринимательского проекта.

Аналитический метод. Аналитический способ построения кривой риска наиболее сложен, поскольку лежащие в основе его элементы теории игр доступны только очень узким специалистам. Чаще используется подвид аналитического метода — анализ чувствительности модели. Он состоит из следующих шагов: выбор ключевого показателя, относительно которого и производится оценка чувствительности (внутренняя норма доходности, чистый приведенный доход и т. п.); выбор факторов (уровень инфляции, состояние экономики и др.); расчет значений ключевого показателя на разных этапах осуществления проекта (закупка сырья, производство, реализация, транспортировка, капитальное строительство и т. п.). Сформированные таким образом последовательности затрат и поступлений финансовых ресурсов дают возможность определить потоки фондов денежных средств для каждого момента (или отрезка времени), т. е. определить показатели эффективности. Строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранных результирующих показателей от величины исходных параметров. Сопоставляя между собой полученные диаграммы, можно определить так называемые ключевые показатели, в наибольшей степени влияющие на оценку доходности проекта.

Анализ чувствительности имеет и серьезные недостатки: он не является всеобъемлющим и не уточняет вероятность осуществления  альтернативных проектов.

Сущность метода аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой аналогичных проектов в прошлом, с целью расчета вероятностей возникновения потерь. Наибольшее применение метод аналогий находит при оценке риска часто повторяющихся проектов, например в строительстве. Если строительная фирма предполагает реализовать проект, аналогичный уже завершенным проектам, то для расчета уровня риска предпринимаемого проекта можно построить так называемую кривую риска на основании имеющегося статистического материала. С этой целью устанавливаются области риска, ограниченные нижней и верхней границами общих потерь.

Метод аналогий чаще всего  используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы, и связан с использованием базы данных о рисках аналогичных проектов. Важным подспорьем при проведении анализа проектных рисков с помощью метода аналогий является оценка проектов после их завершения, практикуемая рядом известных банков, например Всемирным банком.

Полученные в результате таких обследований данные обрабатываются для выявления зависимостей в законченных проектах, что позволяет выявлять потенциальный риск при реализации нового инвестиционного проекта.

Довольно часто  на практике применяется также комбинированный метод, который является комбинацией из статистического и экспертного методов определения риска.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Способы снижения риска.

 

Высокая степень риска  проекта приводит к необходимости  поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами  применяют следующие способы  снижения риска:

    1. диверсификацию;
    2. распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
    3. страхование;
    4. хеджирование;
    5. резервирование средств;
    6. покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных  способов снижения риска.

Диверсификация. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Применение фирмой диверсифицированного портфельного подхода на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг) позволяет максимально снизить  вероятность недополучения дохода. Диверсификация предусматривает два  основных способа управления рисками - активный и пассивный.

Активное управление представляет собой составление прогноза размера  возможных доходов по основной хозяйственной  деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов.

Активная тактика фирмы  по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное  отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка  со специализацией по однородному выпуску  продукции, а с другой стороны, - максимально  быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную  передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает  создание неизменного рынка товаров  с определенным уровнем риска  и стабильное удерживание своих  позиций в отрасли. Пассивное  управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Распределение риска  между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  и контрактных документов.

Как и анализ риска, его  распределение между участниками  проекта может быть качественным и количественным.

Качественное распределение  риска подразумевает, что участники  проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степень риска  участники намереваются возложить  на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.

Поэтому участникам проекта  рекомендуется при ведении переговоров  проявлять максимальную гибкость в  вопросе о том, какую долю риска  они согласны на себя принять. Желание  обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей  доли риска может убедить опытных  инвесторов снизить свои требования.

Страхование. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два  основных способа страхования: имущественное  страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы:

    • страхование риска подрядного строительства;
    • страхование морских грузов;
    • страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

    • страхование общей гражданской ответственности;
    • страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых  перевозимых по морю или воздушным  транспортом строительных грузов. Страхование  охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза  страхуется применительно ко всему  процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда  в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования  обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто  применяется для защиты от последствий  физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской  ответственности является формой страхования  от несчастных случаев и имеет  целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его  деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб  или повреждение имущества. Страхование  профессиональной ответственности  осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик  несет ответственность за подготовку архитектурной или технической  части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг  по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (от англ. hedge - ограждать).

Хеджирование - это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

Сделки, предметом которых  является поставка актива, в будущем  называются срочными. Сделки, имеющие  своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе - спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник - арбитражер. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется "хедж".

Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Форвардный контракт - это  соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи  и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт - это  соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а  его исполнение гарантируется расчетной  палатой биржи.

Опционный контракт - это  соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет  право одной из сторон исполнить  контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут  выступать различные активы - валюта, товары, акции, облигации, индексы и  другое.

Резервирование  средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой при  создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных  последствий рисков.

При определении суммы  резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. В условиях рыночной экономики риск – важнейший элемент предпринимательства.
  2. Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его осуществление.
  3. Разработка и принятие оптимального решения – важное условие предупреждения риска.
  4. Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить положительный результат.
  5. В рыночных отношениях процессы производства, потребления, кооперирования, обращения продукции ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные – банкротством.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия