Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:00, дипломная работа
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.
Введение
Глава 1. Сущность и основные понятия электронной системы безналичных расчётов
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
1.2. Платежные системы
1.3. Удалённое банковское обслуживание
Глава 2. Анализ работы электронных систем расчётов
2.1. Организация электронного документооборота
2.2. Достоинства и недостатки электронных банковских услуг
2.3. Исследование рынка Интернет-банкинга в России
2.4. Системы платежей через Интернет банка «Платина»
2.5. Экономическая эффективность внедрения и использования систем электронных расчётов
Глава 3. Принципы реализации системы электронных расчётов
3.1. Проблемы внедрения электронных систем расчётов в банках
3.2. Перспективы развития электронных банковских услуг
Заключение
Список используемых источников и литературы
Как же работает технология цифровой подписи? Предположим, клиент хочет послать сообщение в банк, подписанное с помощью цифровой подписи. Применяя специальную хэш-функцию, он создает уникальным образом сжатый вариант исходного текста - дайджест, идентифицирующий текст так же, как отпечаток пальца - личность человека. Используемая хеш-функция гарантирует, что разные документы будут иметь разные электронные подписи и что даже самые незначительные изменения документа вызовут изменение его дайджеста. После этого клиент применяет к дайджесту своего сообщения особый криптографический алгоритм с помощью собственного закрытого ключа, и дайджест превращается в цифровую подпись, которая посылается по сети вместе с сообщением. Получив его, банк декодирует цифровую подпись посредством открытого ключа клиента, извлекает дайджест сообщения, применяет для сообщения ту же хэш-функцию, что и клиент, получает свой, сжатый, вариант текста и сравнивает его с дайджестом, восстановленным из подписи. Если они совпадают, значит, подпись правильная, и сообщение действительно поступило от данного клиента. В противном случае сообщение либо отправлено из другого источника, либо было изменено после создания подписи - оно считается недействительным.
Итак, в современных
Пара (n, e) называется "открытым ключом", а пара (n, d) - "закрытым ключом". Открытый ключ передается всем остальным участникам криптосистемы, а закрытый сохраняется в тайне. Стойкость RSA есть функция сложности разложения произведения pq на простые множители p и q (эту задачу придется решать тому, кто вознамерится "вычислить" закрытый ключ из открытого). При достаточной длине этих простых чисел (несколько тысяч двоичных разрядов) такое разложение вычислительно невозможно (т.е. требует ресурсов, недоступных в этом мире).
Для обеспечения
Возможности и функции
телефонного банковского
Безопасность выполнения
операций телефонного банковского
обслуживания обеспечивается с помощью
процедуры идентификации
С целью организации службы
поддержки клиентов предоставляется
возможность мониторинга
Системы телефонного
домашнего банковского
Недостатки программного обеспечения могут привести к невозможности зашифровать (расшифровать) информацию о платежах; к тому, что ЭЦП одной из сторон ошибочно будет восприниматься программой проверки как фальшивая; к появлению возможности подделки ЭЦП и т.п.
Логика подсказывает, что все возникающие в результате этого убытки надо возлагать на организацию – разработчика программного обеспечения. Однако для этого необходимо, во - первых, доказать, что именно недостатки программного обеспечения стали причиной появления убытков, а во - вторых, иметь соответствующие правовые основания для предъявления иска к разработчику (например, договор с ним).
На данной проблеме имеет смысл остановиться подробнее. Претензии к разработчику можно предъявить в рамках норм Закона “О защите прав потребителей”, который действует в настоящее время в редакции Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ. Однако для признания у программного обеспечения как у товара существенного недостатка необходимо проведение экспертизы, что потребует существенных денежных средств, наличия квалифицированных экспертов и определенного времени, а также подготовленности судей, которые в состоянии были бы рассмотреть такой иск и принять по нему объективное решение. Следует признать, что отечественная правоохранительная система к проведению подобных мероприятий пока не подготовлена. Прежде всего, следует начать с формирования экспертной базы, причем она должна быть независимой и от разработчиков и от банков.
Пока же, если в процессе
осуществления электронных
Проблема привлечения
изготовителя программного обеспечения
к ответственности решается в
заключаемых на практике договорах
по - разному. Может быть, предусмотрено,
например, что при возникновении
у банка или клиента убытков из
Необходимо
особо рассмотреть принципы распределения
убытков, возникших в результате
компьютерного мошенничества
2.2. Достоинства и недостатки электронных банковских услуг
С внедрением банками систем класса "Клиент-Банк" процесс осуществления операций юридических лиц с банковским счетом значительно упростился: бухгалтер предприятия, имеющего персональный компьютер с модемом, получил возможность работать с банковским счетом, не покидая стен своего кабинета. Все, что для этого нужно, установить специальную программу и получить в банке дискеты с цифровыми подписями. (В некоторых банках обслуживание по системе "Клиент-Банк" предусматривает установку в компьютер клиента специального шифрующего блока. Роль носителя цифровых подписей в этом случае выполняют не дискеты, а специальные криптографические карты.)
Используя "Клиент-Банк", можно не только оплатить свои счета, но и узнать сальдо, движение по счету, перечень поступлений за день. Важным достоинством использования данной системы является то, что свежую
информацию в идеале можно получать так часто, как это необходимо, и всего за несколько минут. Кроме того, использование "Клиент-Банка" позволяет в известной мере абстрагироваться от фактора территориальной близости при выборе банка. Вместо этого внимание можно перенести на наиболее важные параметры банковских учреждений - надежность, прибыльность, наличие интересующих услуг, их качество, стоимость и т. п.
Сегодня нередки случаи, когда благодаря наличию системы "Клиент-Банк" предприятия получают возможность остановить свой выбор на банках, находящихся не только в других городах, но и в другом конце страны. А предприятия из глубинки могут не ограничивать свой выбор филиалами банков, работающих в их городе, при необходимости открыв счет в центральном офисе любого банка. Хотя для осуществления некоторых операций (например, инкассация) без дополнительного счета в местном банке все же не обойтись.
В зависимости от реализации системы "клиент-банк" могут решать различные задачи - от организации обмена информацией типа "платежное поручение - выписка по счету" до полной автоматизации всего документооборота между клиентом и банком. Чтобы быть эффективной, система "клиент-банк" должна не только ограничиваться предоставлением возможности обмена простым набором документов типа тех же платежных поручений и выписок со счетов, но и пропускать через себя подавляющее большинство документов клиента.
Ответ на вопрос, стоит ли внедрять систему, банк может получить, рассмотрев достоинства и недостатки такого внедрения для себя и своих клиентов (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1.
Достоинства и недостатки внедрения системы "клиент-банк" для банка
Достоинства |
Недостатки |
Экономит время операционистов на прием и обработку документов клиентов |
Требует затрат на приобретение либо создание системы, ее внедрение и обучение сотрудников |
Позволяет унифицировать работу с документами клиентов и обеспечение их разнообразной справочной информацией |
Требует затрат
на обслуживание (в том числе и
каналов связи с высокой |
Выступает мощным фактором в конкурентной борьбе за клиентов |
|
Позволяет получать дополнительные средства в виде платы за использование системы клиентами |
Таблица 2.
Достоинства и недостатки внедрения системы "клиент-банк" для клиента
Достоинства |
Недостатки |
Позволяет работать со своими счетами, не выходя из офиса |
Иногда требует дополнительного оборудования и более высокой квалификации пользователей компьютера |
Обеспечивает более полную защиту информации о счетах, чем по факсу либо телефону |
Часто требует некоторого времени для переквалификации сотрудников на работу с электронными документами |
Позволяет получать разнообразную справочную информацию из банка в едином связанном виде |
Как правило, банки взимают плату за пользование такой системой |
Позволяет клиенту выбирать банк, не обращая особого внимания на территориальную близость |