Актуальность использования электронных платежей в банковской практике: анализ зарубежного опыта и возможности его использования в Рос

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные понятия электронной системы безналичных расчётов
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
1.2. Платежные системы
1.3. Удалённое банковское обслуживание
Глава 2. Анализ работы электронных систем расчётов
2.1. Организация электронного документооборота
2.2. Достоинства и недостатки электронных банковских услуг
2.3. Исследование рынка Интернет-банкинга в России
2.4. Системы платежей через Интернет банка «Платина»
2.5. Экономическая эффективность внедрения и использования систем электронных расчётов
Глава 3. Принципы реализации системы электронных расчётов
3.1. Проблемы внедрения электронных систем расчётов в банках
3.2. Перспективы развития электронных банковских услуг
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Как же работает технология цифровой подписи? Предположим, клиент хочет послать сообщение в  банк, подписанное с помощью цифровой подписи. Применяя специальную хэш-функцию, он создает уникальным образом сжатый вариант исходного текста - дайджест, идентифицирующий текст так же, как отпечаток пальца - личность человека. Используемая хеш-функция гарантирует, что разные документы будут иметь разные электронные подписи и что даже самые незначительные изменения документа вызовут изменение его дайджеста. После этого клиент применяет к дайджесту своего сообщения особый криптографический алгоритм с помощью собственного закрытого ключа, и дайджест превращается в цифровую подпись, которая посылается по сети вместе с сообщением. Получив его, банк декодирует цифровую подпись посредством открытого ключа клиента, извлекает дайджест сообщения, применяет для сообщения ту же хэш-функцию, что и клиент, получает свой, сжатый, вариант текста и сравнивает его с дайджестом, восстановленным из подписи. Если они совпадают, значит, подпись правильная, и сообщение действительно поступило от данного клиента. В противном случае сообщение либо отправлено из другого источника, либо было изменено после создания подписи - оно считается недействительным.

Итак, в современных криптографических  системах, в том числе финансовых, используется так называемая технология "криптографии с открытым ключом". Надежность этой технологии основана на доказуемой эквивалентности задачи "взлома" криптосистемы какой - либо вычислительно сложной задаче. Например, при использовании одного из самых распространенных алгоритмов RSA, каждый участник криптосистемы генерирует два случайных больших простых числа p и q, выбирает число e, меньшее pq и не имеющее общего делителя с (p-1)(q-1), и число d, такое, что (ed-1) делится на (p-1)(q-1). Затем он вычисляет n=pq, а p и q уничтожает.

Пара (n, e) называется "открытым ключом", а пара (n, d) - "закрытым ключом". Открытый ключ передается всем остальным участникам криптосистемы, а закрытый сохраняется в тайне. Стойкость RSA есть функция сложности разложения произведения pq на простые множители p и q (эту задачу придется решать тому, кто вознамерится "вычислить" закрытый ключ из открытого). При достаточной длине этих простых чисел (несколько тысяч двоичных разрядов) такое разложение вычислительно невозможно (т.е. требует ресурсов, недоступных в этом мире).

Для обеспечения конфиденциальности, участник А "шифрует" сообщение m участнику Б с помощью открытого  ключа Б: c := me mod n, а участник Б "расшифровывает его" с помощью своего закрытого ключа: m:= cd mod n. Для наложения "цифровой подписи" участник А "шифрует" сообщение m участнику Б с помощью своего закрытого ключа s := md mod n, и отправляет "подпись" s вместе с сообщением m. Участник Б может верифицировать подпись участника А с помощью открытого ключа А, проверив равенство.

Возможности и функции  телефонного банковского обслуживания (Phone Banking) совпадают с возможностями  и функциями домашнего банковского  обслуживания (Home Banking). Основное отличие заключается в использовании технических средств, поддерживающих каналы телефонного банковского обслуживания. В качестве таких технических средств применяются так называемые телефонные голосовые интерактивные автоответчики (IVR), позволяющие клиенту получать банковские услуги с помощью обычного телефона. Эти устройства снабжены средствами синтезирования голосовых фраз, проигрываемых клиенту в качестве "звукового меню" или в ответ на его запросы, а также могут распознавать тональный набор цифр на телефонном аппарате, отдельные команды голосом или даже целые фразы, произносимые клиентом.

Безопасность выполнения операций телефонного банковского  обслуживания обеспечивается с помощью  процедуры идентификации клиентов по имени и паролю (PIN-коду), который клиент может выбрать и сменить в любой момент с помощью тех же средств телефонного обслуживания. Кроме того, технология телефонного банковского обслуживания концептуально безопасна, поскольку позволяет клиентам инициировать операции, в которых участвуют только счета самого клиента. Даже при выполнении платежей всегда предполагается перечисление денежных сумм с одного из счетов клиента в банке на счет клиента у поставщика услуг (как правило идентифицируемого дополнительными реквизитами клиента). Реальные номера счетов системой не запрашиваются и клиентом не указываются. В системе Back Office, в которой собственно и выполняются операции платежей, всегда производится идентификация клиентских счетов и легальность инициированной клиентом операции платежа. Здесь же после всех проверок выполняется и реальная операция перечисления денежных средств со счета клиента на реальный банковский счет поставщика услуг. Более того, банк для оказания услуг такого рода, как правило, заключает специальные прямые договора с поставщиками услуг. Условиями таких договоров регулируются форматы и регламент передачи данных о платежах от банка к поставщику услуг, правила проверки легальности операций платежей и т.д. На основании таких отношений банка с провайдерами и формируется доступный клиенту список получателей платежей клиента.

С целью организации службы поддержки клиентов  предоставляется  возможность мониторинга пользовательского  диалога операторами процессингового  центра. Система телефонного банковского  обслуживания предоставляет возможность клиенту в любом месте диалога переключиться на оператора службы поддержки и получить необходимые консультации и помощь.

Системы телефонного  домашнего банковского обслуживания снабжаются рядом средств получения  справок и отчетов. Клиент может  запросить и прослушать по своему телефону справку об активности своих  банковских счетов в интересующем его  разрезе.

Недостатки программного обеспечения могут привести к невозможности зашифровать (расшифровать) информацию о платежах; к тому, что ЭЦП одной из сторон ошибочно будет восприниматься программой проверки как фальшивая; к появлению возможности подделки ЭЦП и т.п.

Логика подсказывает, что все возникающие в результате этого убытки надо возлагать на организацию – разработчика программного обеспечения. Однако для этого необходимо, во - первых, доказать, что именно недостатки программного обеспечения стали причиной появления убытков, а во - вторых, иметь соответствующие правовые основания для предъявления иска к разработчику (например, договор с ним).

На данной проблеме имеет  смысл остановиться подробнее. Претензии  к разработчику можно предъявить в рамках норм Закона “О защите прав потребителей”, который действует в настоящее время в редакции Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ. Однако для признания у программного обеспечения как у товара существенного недостатка необходимо проведение экспертизы, что потребует существенных денежных средств, наличия квалифицированных экспертов и определенного времени, а также подготовленности судей, которые в состоянии были бы рассмотреть такой иск и принять по нему объективное решение. Следует признать, что отечественная правоохранительная система к проведению подобных мероприятий пока не подготовлена. Прежде всего, следует начать с формирования экспертной базы, причем она должна быть независимой и от разработчиков и от банков.

Пока же, если в процессе осуществления электронных расчетов ЭЦП одной из сторон будет восприниматься другой стороной как фальшивая, для рассмотрения возникшего конфликта образуется согласительная комиссия из представителей спорящих сторон и разработчика программного обеспечения (например, в пакете документации к СКЗИ “Верба-О” имеется методика проведения таких проверок с участием разработчика). При проверке документа с фальшивой цифровой подписью согласительная комиссия должна сначала проверить целостность программного обеспечения у каждой из сторон договора, а затем – подлинность подписей под спорным документом.

Проблема привлечения  изготовителя программного обеспечения  к ответственности решается в  заключаемых на практике договорах  по - разному. Может быть, предусмотрено, например, что при возникновении  у банка или клиента убытков из-за недостатков программного обеспечения  банк обязан предъявить иск к разработчику. Это юридически вполне обосновано: для того, чтобы организовать расчеты в электронной форме банк должен заключить с разработчиком соответствующий договор, который дает банку право, во-первых, самому пользоваться программой, во-вторых, распространять ее среди своих клиентов, включающихся в электронный документооборот, а в-третьих, предъявлять разработчику соответствующие претензии. В этой ситуации у клиента нет прямого договора с изготовителем программы, поэтому он не в состоянии сам предъявить к нему иск. Зато клиент имеет право взыскать возникшие у него убытки с банка, который в порядке регресса возвращает уплаченные им суммы с организации – разработчика программного обеспечения.

Необходимо  особо рассмотреть принципы распределения  убытков, возникших в результате компьютерного мошенничества при  невыясненных обстоятельствах. Дело в  том, что любое программное обеспечение  вне зависимости от вида и степени  защиты, может быть изменено квалифицированным специалистами и использовано в противоправных целях. На сегодняшний день не существует абсолютно надежных способов защиты от несанкционированного вмешательства в систему электронных расчетов. По факту хищения денежных средств путем компьютерного мошенничества должно быть возбуждено уголовное дело и произведено расследование. Но не всегда оно может дать положительные результаты, а значит, не всегда можно найти преступника, который будет обязан возместить эти убытки, и не всегда такой преступник окажется в состоянии это сделать. В этих условиях несправедливо бы возлагать обязанность возмещать убытки от компьютерного мошенничества только на потерпевшую сторону. Все организации, включающиеся в систему электронных платежей, в равной степени извлекают из этого выгоды, которые с ней связаны. Поэтому было бы  справедливо в равной степени возложить на них обязанность совместно нести убытки, возникшие в результате компьютерного мошенничества, совершенного при не выясненных обстоятельствах. Такой подход следует признать наиболее целесообразным и нормативно закрепить. Он будет способствовать проявлению равной предосторожности со стороны всех участников безналичных расчетов, предотвращению случаев возникновения этих убытков.

 

2.2. Достоинства  и недостатки электронных банковских услуг

 

С внедрением банками  систем класса "Клиент-Банк" процесс  осуществления операций юридических  лиц с банковским счетом значительно  упростился: бухгалтер предприятия, имеющего персональный компьютер с  модемом, получил возможность работать с банковским счетом, не покидая стен своего кабинета. Все, что для этого нужно, установить специальную программу и получить в банке дискеты с цифровыми подписями. (В некоторых банках обслуживание по системе "Клиент-Банк" предусматривает установку в компьютер клиента специального шифрующего блока. Роль носителя цифровых подписей в этом случае выполняют не дискеты, а специальные криптографические карты.)

Используя "Клиент-Банк", можно не только оплатить свои счета, но и узнать сальдо, движение по счету, перечень поступлений за день. Важным достоинством использования данной системы является то, что свежую

 

информацию  в идеале можно получать так часто, как это необходимо, и всего  за несколько минут. Кроме того, использование "Клиент-Банка" позволяет в известной мере абстрагироваться от фактора территориальной близости при выборе банка. Вместо этого внимание можно перенести на наиболее важные параметры банковских учреждений - надежность, прибыльность, наличие интересующих услуг, их качество, стоимость и т. п.

Сегодня нередки  случаи, когда благодаря наличию  системы "Клиент-Банк" предприятия  получают возможность остановить свой выбор на банках, находящихся не только в других городах, но и в  другом конце страны. А предприятия  из глубинки могут не ограничивать свой выбор филиалами банков, работающих в их городе, при необходимости открыв счет в центральном офисе любого банка. Хотя для осуществления некоторых операций (например, инкассация) без дополнительного счета в местном банке все же не обойтись.

В зависимости от реализации системы "клиент-банк" могут решать различные задачи - от организации обмена информацией типа "платежное поручение - выписка по счету" до полной автоматизации всего документооборота между клиентом и банком. Чтобы быть эффективной, система "клиент-банк" должна не только ограничиваться предоставлением возможности обмена простым набором документов типа тех же платежных поручений и выписок со счетов, но и пропускать через себя подавляющее большинство документов клиента.

Ответ на вопрос, стоит ли внедрять систему, банк может получить, рассмотрев достоинства и недостатки такого внедрения для себя и своих клиентов (Таблицы 1 и 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Достоинства и  недостатки внедрения системы "клиент-банк"  для банка

Достоинства

Недостатки

Экономит время  операционистов на прием и обработку  документов клиентов

Требует затрат на приобретение либо создание системы, ее внедрение и обучение сотрудников

Позволяет унифицировать  работу с документами клиентов и  обеспечение их разнообразной справочной информацией

Требует затрат на обслуживание (в том числе и  каналов связи с высокой пропускной способностью при обслуживании большого числа клиентов)

Выступает мощным фактором в конкурентной борьбе за клиентов

 

Позволяет получать дополнительные средства в виде платы за использование системы клиентами

 

 

Таблица 2.

Достоинства и  недостатки внедрения системы "клиент-банк" для клиента

Достоинства

Недостатки

Позволяет работать со своими счетами, не выходя из офиса

Иногда требует  дополнительного оборудования и более высокой квалификации пользователей компьютера

Обеспечивает  более полную защиту информации о  счетах, чем по факсу либо телефону

Часто требует  некоторого времени для переквалификации сотрудников на работу с электронными документами

Позволяет получать разнообразную справочную информацию из банка в едином связанном виде

Как правило, банки  взимают плату за пользование  такой системой

Позволяет клиенту  выбирать банк, не обращая особого  внимания на территориальную близость

 

Информация о работе Актуальность использования электронных платежей в банковской практике: анализ зарубежного опыта и возможности его использования в Рос