Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность акционерных обществ и провести оценку их эффективности на анализируемом предприятии.
Объект исследования – магазин открытого акционерного общества «Элема».
Введение…………………………………………………………………………..4
Акционерные общества, как одна из организационно-правовых форм организации торговой деятельности в Республике Беларусь…………..6
Понятие акционерного общества, его цели, задачи и виды………...6
Государственное регулирование деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь……………………………………...12
Система показателей оценки эффективности деятельности акционерных обществ в торговле……………………………………14
Анализ деятельности ОАО «Элема»…………………………………….19
Организационно-экономическая характеристика магазина ОАО «Элема»………………………………………………………………..19
Изучение и оценка деятельности ОАО «Элема»……………………23
Перспективы дальнейшего развития акционерных обществ в розничной торговле………………………………………………………………….28
Пути совершенствования деятельности акционерных обществ в розничной торговле…………………………………………………28
Перспективы развития акционерных обществ в розничной торговле Республики Беларусь…………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….........34
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………........37
В фирменном магазине реализуется наибольшая часть выпущенной продукции ОАО «Элема».
В целом ОАО «Элема» занимает достаточно устойчивое положение на рынке и по-прежнему остается на сегодняшний день одним из самых крупных предприятий легкой промышленности.
Конечно, преимущество изделий ОАО «Элема» обусловлено высоким качеством используемых материалов, фурнитуры, хорошим качеством пошива. Изделия фабрики имеют спрос и в России, так как верхняя одежда там производится в основном из отечественных тканей, которые еще не могут конкурировать с западными аналогами, как по качеству, так и по эстетическим характеристикам.
ОАО
«Элема» успешно конкурирует
с небольшими фирмами по пошиву одежды,
уровень качества изделий которых достаточно
высок, благодаря большим объемам производства
и более низкому уровню цен. Однако с другой
стороны, большие мощности фабрики имеют
свой недостаток, так как она не может
себе позволить выпуск маленьких партий,
и, конечно, не может быть и речи об индивидуальных
заказах, что успешно практикуют некоторые
мелкие фирмы.
2.2
Изучение и оценка
деятельности акционерного
общества ОАО «Элема»
Чтобы
торговая организация успешно
Товарооборот является одним из важнейших количественных показателей торговой организации. Продукция, произведенная для реализации, и денежные доходы служат основой товарооборота. На его основе анализируются и планируются все другие показатели (заработная плата, прибыль, издержки обращения).
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью установления степени выполнения розничного товарооборота за отчетный период.
Проведем оценку эффективности деятельности магазина ОАО «Элема», для этого проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, приведенные в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина ОАО «Элема» за 2 полугодие 2009-2010 года
Показатель | Ед.изм. | Период | Изменение, +,- | Темп изменения, % | |
6 месяцев 2009г. | 6 месяцев 2010г. | ||||
1. Розничный товарооборот | млн.руб. | 715,7 | 736,2 | 20,5 | 102,9 |
2. Доход от реализации | |||||
сумма | млн.руб. | 110,6 | 118,6 | 8 | 107,2 |
уровень, в % к товарообороту | % | 15,4 | 16,1 | 0,7 | 104,5 |
3. Налоги и другие обязательные платежи (с дохода) | |||||
сумма | млн.руб. | 3,4 | 4,1 | 0,7 | 120,6 |
уровень, в % к товарообороту | % | 0,5 | 0,6 | 0,1 | 120,0 |
4. Расходы на реализацию | |||||
сумма | млн.руб. | 94,1 | 108,2 | 14,1 | 115,0 |
уровень, в % к товарообороту | % | 13,1 | 14,7 | 1,6 | 112,2 |
5. Прибыль от реализации | |||||
сумма | млн.руб. | 13,1 | 6,3 | -6,8 | 48,1 |
уровень, в % к товарообороту | % | 1,8 | 0,8 | -1 | 44,4 |
Окончание таблицы
3.1.
6.
Прибыль от операционной |
млн.руб. | - | - | - | - |
7. Прибыль от внереализационных операций | млн.руб. | -0,2 | -0,8 | -0,6 | ум. в 4 раза |
8. Прибыль отчетного периода | |||||
сумма | млн.руб. | 12,9 | 5,5 | -7,4 | 42,6 |
уровень, в % к товарообороту | % | 1,8 | 0,7 | -1,1 | 38,9 |
9. Налоги и сборы производимые из прибыли | млн.руб. | 4,1 | 2,9 | -1,2 | 70,7 |
10. Платежи из прибыли | млн.руб. | - | - | - | - |
11. Сумма льгот по налогу на прибыль | млн.руб. | - | - | - | - |
12. Чистая прибыль | |||||
сумма | млн.руб. | 8,8 | 2,6 | -6,2 | 29,5 |
уровень, в % к товарообороту | % | 1,2 | 0,4 | -0,8 | 33,3 |
13.
Общая площадь,
в т.ч. торговая |
кв.м. | 310,4
127,1 |
310,2
127,1 |
-0,2
0 |
99,9
100,0 |
14. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади | кв.м. | 5,6 | 5,8 | 0,2 | 103,6 |
15.
Среднесписочная численность |
чел. | 13 | 13 | 0 | 100,0 |
В т.ч. торгово-оперативный персонал | чел. | 9 | 9 | 0 | 100,0 |
16. Средняя зарплата работников, всего | тыс.руб. | 605 | 693 | 88 | 114,5 |
В т.ч. торгово-оперативного персонала | тыс.руб | 507 | 568 | 61 | 112,0 |
Источник:
собственная разработка.
Розничный товарооборот магазина ОАО «Элема» за анализируемый период увечился на 2,9% и составил 736,2 млн.руб.
Доходы от реализации увеличились на 8 млн.руб. или на 7,2% и в отчетном году составили 118,6 млн.руб. В процентах к товарообороту уровень доходов от реализации снизился на 0,7 процентных пункта.
Расходы на реализацию магазина ОАО «Элема» увеличились на 15% и составили 108,2 млн.руб. В процентах к товарообороту уровень доходов от реализации снизился на 1,6 процентных пункта.
Торговые площади и среднесписочная численность персонала за анализируемый период не изменились, поэтому они не оказали влияния на рост товарооборота.
Рассчитаем рентабельность магазина ОАО «Элема», как отношение прибыли от реализации к товарообороту.
R2009 = 13,1 / 715,7 * 100 = 1,8%
R2010 = 6,3 / 736,2 * 100 = 0,6 %
Из расчетов видно, что рентабельность магазина ОАО «Элема» очень маленькая и за анализируемый период снизилась на 1,2 процентных пункта и составила 0,6%.
Прибыль от реализации магазина ОАО «Элема» за анализируемый период снизилась на 6,8 млн.руб., т.е. на 51,9%. Прибыль от операционной деятельности в магазине отсутствует, так как операционная деятельности не ведется. Результаты внереализационной деятельности магазина ОАО «Элема» негативно влияют на прибыль отчетного периода, поскольку убыток от внереализационой деятельности составляет 0,2 млн.руб.
Прибыль отчетного периода магазина ОАО «Элема» снизилась на 1,2 млн.руб. за анализируемый период. Проведем факторный анализ прибыли отчетного периода. Исходная информация для анализа представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Данные о прибыли магазина ОАО «Элема» за 2 полугодие 2009-2010 года
Показатель | 6 месяцев 2009г. | 6 месяцев 2010г. | Изменение, +,- | Темп изменения, % |
1. Прибыль от реализации | 13,1 | 6,3 | -6,8 | 48,1 |
2. Прибыль от операционной деятельности | - | - | - | - |
3. Прибыль от внереализационных операций | -0,2 | -0,8 | -0,6 | ум. в 4 раза |
4. Прибыль отчетного периода | 12,9 | 5,5 | -7,4 | 42,6 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Факторный
анализ проведем по следующей модели:
П=
Преал + Поп + Пвн,
где П - прибыль отчетного периода;
Преал - прибыль от реализации;
Поп - прибыль от операционной деятельности;
Пвн - прибыль от внереализационных операций.
Для
анализа воспользуемся методом
цепных подстановок. Расчет влияния факторов
на величину прибыли отчетного периода
магазина ОАО «Элема» представим в таблице
3.3.
Таблица 3.3. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли отчетного периода магазина ОАО «Элема» за 2 полугодие 2009-2010 года
Показатели | Условия расчета | Порядок
расчета |
Расчет | Сумма прибыли, млн.руб. | ||
Преал | Поп | Пвн | ||||
П0 | план | план | план | Преал0+ Поп0+ Пвн0 | 13,1+0-0,2 | 12,9 |
Пусл.1 | факт | план | план | Преал1+ Поп0+ Пвн0 | 6,3+0-0,2 | 6,1 |
Пусл.2 | факт | факт | план | Преал1+ Поп1+ Пвн0 | 6,3+0-0,2 | 6,1 |
П1 | факт | факт | факт | Преал1+ Поп1+ Пвн1 | 6,3+0-0,8 | 5,5 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Итого
общее изменение прибыли
П = П1 - П0 = 5,5 – 12,9 = - 7,4 (млн. руб.)
В том числе за счет изменения:
а) прибыли от реализации:
П = Пусл1 - П0 = 6,1 – 12,9 = -6,8 (млн. руб.)
б) прибыли от операционной деятельности:
П = Пусл2 - Пусл1 = 6,1 – 6,1 = 0 (млн. руб.)
в) прибыли от внереализационных операций:
П = П1 - Пусл2 = 5,5 – 6,1 = -0,6 (млн. руб.)
Проверку осуществим способом балансовой увязки:
П = -6,8+0-0,6 = -7,4 (млн. руб.)
Таким образом, прибыль отчетного периода магазина ОАО «Элема» снизилась на 7,4 млн.руб., в том числе за счет прибыли от реализации на -6,8 млн.руб. и прибыли от внереализационных операций на -0,6 млн.руб.
Уровень
эффективности определяется сопоставлением
двух величин - экономического эффекта
(результата) и затрат ресурсов, при
помощи которых он был достигнут:
% (Во II
полугодии 2009г уровень эффективности
составил 1,18%)
% (Во
II полугодии 2010г уровень эффективности
составил 1,10%)
Показатель уровня эффективности снизился на 0,08%. Это говорит о том, что в прошлом году организация работала продуктивнее.
Таким образом, проведенный