Акционерные общества в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность акционерных обществ и провести оценку их эффективности на анализируемом предприятии.
Объект исследования – магазин открытого акционерного общества «Элема».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Акционерные общества, как одна из организационно-правовых форм организации торговой деятельности в Республике Беларусь…………..6
Понятие акционерного общества, его цели, задачи и виды………...6
Государственное регулирование деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь……………………………………...12
Система показателей оценки эффективности деятельности акционерных обществ в торговле……………………………………14
Анализ деятельности ОАО «Элема»…………………………………….19
Организационно-экономическая характеристика магазина ОАО «Элема»………………………………………………………………..19
Изучение и оценка деятельности ОАО «Элема»……………………23
Перспективы дальнейшего развития акционерных обществ в розничной торговле………………………………………………………………….28
Пути совершенствования деятельности акционерных обществ в розничной торговле…………………………………………………28
Перспективы развития акционерных обществ в розничной торговле Республики Беларусь…………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….........34
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………........37

Работа содержит 1 файл

Курсач1.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

         На сегодняшний день акционерные общества проявляют себя как конкурентоспособная, приспособленная к современным условиям организационно-правовая форма, как органическая часть народного хозяйства в сложный переходный период. 

1.2 Государственное регулирование деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь 

     Как и в обществе с ограниченной ответственностью, участники акционерного общества (акционеры) несут риск убытков только в размере стоимости принадлежащих им акций Формально, в том числе в зарубежной практике существуют два вида акционерных обществ:

   — открытое, акции которого распространяются путем открытой подписки и имеют свободное хождение;

   — закрытое, акции которого распространяются  между первоначальными

учредителями  и не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг.

       В открытом обществе акционеры могут свободно покупать и продавать акции, не изымая их стоимости из уставного фонда. Отчуждаемые именные акции подлежат обязательной регистрации обществом. Отчуждение акций в обществе закрытого типа возможно только с согласия остальных акционеров в порядке, предусмотренном учредительными документами.

     Сделки по обращению (купле-продаже) ценных бумаг после их первичного размещения по желанию сторон могут осуществляться с участием профессионального участника рынка  ценных бумаг.

      Акцией является ценная бумага, удостоверяющая право владельца на часть собственности общества, на получение части прибыли общества в виде дивидендов и на участие в управлении обществом. Общество может выпускать акции:

   - именные или на предъявителя. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» выпуск ценных бумаг на предъявителя может осуществляться, начиная с 1 января 1994 года. На сегодняшний день в республике могут обращаться только  именные акции белорусских юридических лиц. До принятия закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г. в республике могли выпускаться акции трудового коллектива и акции предприятий (организаций), но с принятием Закона их выпуск был запрещен. Однако все эмитированные к моменту принятия Закона акции трудового коллектива предприятии (организаций) могут обращаться в течение 2-х лет со дня принятия Закона (т.  е.  до 12 марта 1994 г.) в процентах к их стоимости от полученной обществом прибыли, но не дают права голоса их владельцам на участие в управлении обществом. При этом количество привилегированных акций не должно превышать 10% уставного фонда общества.

      Выпуск акций осуществляется  в размере объявленного уставного фонда акционерного общества.

         Решение о выпуске акций принимается учредителями либо общим соответствии с условиями их выпуска. До истечения указанного срока предприятия (организации), выпустившие акции трудового коллектива  и (или); акции предприятия (организации, кооператива банка) обязаны по выбору держателей выкупить их либо заменить другими ценными бумагами, удовлетворяющими условиям Закона «0 ценных бумагах и фондовых биржах»

   - простые или привилегированные.

        Привилегированные акции  дают преимущественное право на получение

дивидендов, выплачиваемых в твердых собранием  акционеров в порядке, предусмотренном уставом. Законом. «О ценных бумагах, и фондовых биржах» акционерному обществу предоставляется право осуществлять дополнительный выпуск акций. Но он возможен лишь тогда, когда все ранее выпущенные акции полностью приобретены по стоимости не; ниже номинальной. Закон налагает запрет на выпуск акций для покрытия убытков. Право на выпуск ценных бумаг возникает у общества с момента их регистрации и присвоения, номера государственной регистрации, в  Государственной инспекции Республики Беларусь по ценным, бумагам.

        Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, голоса которых распределяются по принципу одна акция — один голос. Общим собранием акционеров создаются исполнительный и контрольно-ревизионный органы.

       Акционерное общество обязано не реже одного раза в год информировать общественность о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности путем издания годового отчета. Требования к содержанию отчета устанавливаются государственной инспекцией Республики Беларусь по ценным бумагам.

       Акционерное общество выплачивает акционерам дивиденды в виде процентов от прибыли общества по итогам года. Размер дивидендов зависит от прибыли, полученной обществом в результате его деятельности (исключение составляют лишь привилегированные акции).

       К преимуществам акционерного общества можно отнести достижение максимально возможной концентрации капитала, достаточно свободные условия приема и выхода из общества, возможность для крупных акционеров

контролировать  весь акционерный капитал посредством обладания контрольным пакетом акций (в условиях достаточно большого количества акционеров контрольный пакет акций может не превышать 10—20% уставного фонда). 
 

     1.3 Система показателей  оценки эффективности  деятельности акционерных  обществ в торговле 

     Экономическая эффективность, или результативность, - важнейшая социально-экономическая  категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща любому уровню развития производительных сил и любой общественной формации. На всех этапах исторического развития людей общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат.

     В смысловом отношении эффективность  связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Одна результативность не в состоянии всесторонне характеризовать эффективность, поскольку может быть достигнут результат, но не лучший. Экономичность также не характеризует эффективность, поскольку могут быть минимальные затраты при невысоких результатах. Поэтому под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами.

     В экономике предприятия в самом  общем виде эффективность означает результативность хозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда. Уровень эффективности характеризует уровень развития производительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. На предприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Таким образом, показатель экономической эффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получает прибыль. Сопоставление затрат и результатов используется в практике обоснования хозяйственных решений [4, с.32].

     Уровень эффективности определяется сопоставлением двух величин - экономического эффекта (результата) и затрат ресурсов, при помощи которых он был достигнут:

                                         (1.1)  

     Несмотря  на то, что принципы измерения эффективности  производства для всех стран одинаковы, безусловно, имеются и различия в содержании эффективности, прикладные различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном счете - характером экономических отношений, в том числе организацией управления экономикой [6, с.639].

     При оценке эффективности необходимо различать  критерии и показатели.

     Показатели  экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат ресурсов достигается экономический эффект. То есть с их помощью измеряется уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

     В условиях перехода к рыночной экономике  важно обратить внимание на изменение  трактовки и иерархии критериев  эффективности как ее сущностной характеристики. Поскольку основой  рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции и услуг, обеспечение их конкурентоспособности (коммерческий, хозрасчетный критерий). Сохраняется в новых условиях и общенациональный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне народного благосостояния людей.

     Такая иерархия критериев эффективности  логична и отражает реальное положение  рыночной экономики, ибо общенациональная эффективность производства обусловливается, зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятий, объединений, акционерных обществ, совместных предприятий и т.д.).

     Вопросы методологии определения экономической  эффективности применительно к  общественному производству разрабатывались  еще советскими учеными. Причем, экономисты, занимающиеся проблемой определения эффективности, не пришли к единому мнению. Так, в качестве критериев эффективности общественного производства в целом предлагались:

  • критерий максимизации физического объема национального дохода;
  • критерий минимизации общественных затрат труда;
  • критерий максимизации жизненного уровня;
  • критерий максимизации объема потребления, приходящийся на единицу накопления.

     На  сегодняшний день критерии могут  быть самые разнообразные, однако общепринятым является прибыль на единицу затрат.

     Эффективность коммерческой деятельности торговой организации определяется по следующим показателям:

  • темпам роста розничного товарооборота в сложившихся ценах в отчетном периоде (по месяцам, кварталам) по отношению к предшествующему периоду;
  • коэффициенту соотношения реализации товаров к их поступлению по месяцам, кварталам;
  • соответствию товарных запасов нормативу на начало и конец месяца, квартала;
  • товарооборачиваемости по месяцам, кварталам в ассортименте;
  • соответствию товаров ассортиментному перечню (особенно для магазинов потребкооперации) [8, c.343].

     Коммерческие  работники торговых предприятий  наиболее приближены к потребителю: знают спрос населения на товары. Поэтому они должны уметь оценивать эффективность работы магазина и информировать вышестоящую организацию об избыточном или недостаточном спросе населения на те или иные товары, об оборачиваемости товаров (ускорении или замедлении) и возможных причинах ее изменения, о недостаточном обеспечении услугами. Оценка уже на этом уровне экономической эффективности работы магазина очень важна и особенно актуальна в условиях рынка, так как полученная информация дает базу для оценки эффективности торговых сделок на ту или иную партию товаров, что определяет, в конечном счете, основу для разработки коммерческой стратегии предприятия на будущий период.

     На  уровне розничных торговых организаций, которые являются юридическими лицами и имеют статистическую и бухгалтерскую отчетность, спектр показателей оценки эффективности коммерческой деятельности значительно улучшается.

      Для повышения эффективности работы розничных торговых предприятий  следует учитывать и оценивать  результаты их хозяйственно-финансовой деятельности и на этой основе принимать коммерческие решения.

     Показатели  эффективности коммерческой деятельности необходимо оценивать в динамике, чтобы сделать необходимые выводы о развитии предприятия. Эффективность работы предприятия в целом и коммерческой деятельности в частности повышается при условии, что показатели торговой (коммерческой) деятельности растут более быстрыми темпами, чем затраты на достижение этого результата. При оценке экономической эффективности коммерческой деятельности целесообразно использовать следующие соотношения показателей, характерные для эффективного развития: [8, с.348].

     1.Соотношение  темпов роста результатов торговой  деятельности: 

     iПт > iВД > iТ0 > iИ0,                                 (1.2) 

где iПТ — индекс прибыли от торговой деятельности;

     iВД — индекс валового дохода;

   iT0 — индекс розничного товарооборота;

   iИ0 — индекс издержек обращения.

     2.Для  роста прибыли и рентабельности  необходимо давать оценку по  опережающим темпам роста прибыли  в следующем соотношении: 

Информация о работе Акционерные общества в торговле