Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразова¬нию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художест¬венной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Содержание

Введение. 3
1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей. 4
2. Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. 5
3. Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью. 9
4. Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности. 10
Заключение. 14
Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 28.72 Кб (Скачать)

Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в  строго зафиксированном исполнении плясок песен хо¬роводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звуча¬ние музыки, позволяет детям и в музицировании действовать ак¬тивнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная  деятельность требует создания внешних  условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее от¬даленном месте. В распоряжении детей должно находиться неболь¬шое количество инструментов, настольных музыкально-дидактиче¬ских игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру¬жение ребенка в семье. Во многих семьях есть проигрыватели, магнитофоны. Для детей создано немало пластинок: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Ми¬лютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также  оставляет у детей сильное  впе¬чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

В семье дети часто слушают  радио, смотрят телепередачи, что  также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

Ребята с удовольствием  смотрят выступления воспитанников  детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Вос¬питатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни.

Просмотр диафильмов,  мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), «Крокодил  Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского} и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

Разумеется,  на  детей  влияют  не  только  специальные  детские

передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и  танцы.  Следует предупреждать  родителей, что чрезмерная информация перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

 

Роль воспитателя

В   начале   учебного   года   воспитатель   присматривается  к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и пото¬му, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптималь¬ные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения  воспитателя в руководстве музы¬кальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разло¬жить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показы¬вает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люб¬лю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку.— Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пла¬стинки и на них нарисовать, о чем играет музыка». Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства  музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудова¬ние музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодель¬ные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю  необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощ¬рять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «коорди¬нировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за  общую  постановку музыкальной само¬стоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

 

Роль музыкального руководителя

Музыкальный руководитель придает  участие в развитии самостоятельной  музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной  деятельности,   помогает   воспитателю   повысить  качество его пения, танца, игры на инструментах.

Совместно продумывается  планирование работы, организация зон  в помещении группы, где детям  можно будет музицировать Он заходит  в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно  оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они  научились и, главное, воспиталась  ли у них потреб¬ность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитате¬ля кроется причина успехов детей.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем  осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необхо¬димые советы, оказывает практическую помощь в руководстве са¬мостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

 

Заключение.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает  самый большой, в сравнении с  другими видами деятельности, объем  музыкальных впечатлений; развивается  музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в  дошкольном учреждении с многообразной  музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами  специально для детей, развивает  у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает  предпосылки для дальнейшего  формирования основ музыкальной  культуры и успешного развития музыкальных  способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного  интереса, эмоционального подъема ребенок  способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить  для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются  и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную  отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и  сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения  эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам  и в детском саду, и дома.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Ветлугина Н. А. Музыкальное  воспитание в детском саду.—М., 1981.

 

2.Гогоберидзе А.Г. Теория  и методика музыкального воспитания  детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательс


Информация о работе Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей