ВОЛЬФГАНГ
АМАДЕЙ МОЦАРТ
Моцарт
принадлежит к величайшим гениям
мирового музыкального искусства. Его
творчество глубоко гуманистично. Страстная
любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая
вера в торжество светлых идеалов, богатство
духовного мира -- таковы основы мироощущения
Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.
При этом красота и пластичность мелодии,
восходящей к народному творчеству, совершенство
художественного мастерства сообщают
музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество
Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных
достижений музыкальной культуры его
времени.
Пушкин,
Рубинштейн и Чайковский
о Моцарте. А. С. Пушкин в своей маленькой
трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в
уста Сальери, следующие замечательные
слова, характеризующие музыку Моцарта:
«Какая глубина! Какая смелость, и какая
стройность!» В этой лаконичной оценке
отмечены лучшие качества музыки великого
композитора.
П.
И. Чайковский писал в одном из
своих дневников: «По моему глубокому
убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная
точка, до которой красота досягала
в сфере музыки. Никто не заставлял
меня плакать, трепетать от восторга,
от сознания близости своей к чему-то,
что мы называем идеал, как он. В
Моцарте я люблю все, ибо мы
любим все в человеке, которого
мы любим действительно. Больше всего
«Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал,
что такое музыка».
«Вечный
солнечный свет в музыке, имя тебе
«Моцарт», -- воскликнул А. Г. Рубинштейн
в своей книге «Музыка и ее представители».
Многогранность
творчества Моцарта. Творчество
Моцарта поражает своей
многогранностью. Несмотря
на короткую жизнь (Моцарт
прожил неполных 36 лет),
он создал множество
произведений во всех
существовавших в его
эпоху жанрах и формах.
Но, в отличие от Гайдна,
основное значение которого
заключалось в области
инструментально-симфонической
и камерной музыки, Моцарт
оставил во всех жанрах,
в которых он писал,
произведения непреходящего
значения. Его симфонии,
квартеты, трио, сонаты,
концерты, оперы, произведения
для хора с оркестром (особенно
знаменитый «Реквием»)
одинаково значительны
и до сих пор глубоко
воздействуют на слушателей.
Национально-культурные
связи. Важнейшей особенностью
художественного облика
Моцарта является широта
и многогранность его
национально-культурных
связей. Моцарт -- представитель
венской классической
школы XVIII века, которая
в его лице нашла свое
высшее выражение. Но,
в отличие от Гайдна,
вся жизнь которого
почти не выходила за
пределы австрийских
владений, Моцарт с раннего
детства начал посещать
разные европейские
страны. Пребывание
Моцарта в Италии, Франции,
Германии сказалось
на его творчестве. При
прочной и ясной австрийской
музыкальной основе,
которая сама по себе
является многонациональной (сочетающей
южнонемецкие, венгерские
и славянские элементы),
Моцарт воспринял то,
что он слышал, видел,
наблюдал в других странах.
Так, в мелодике Моцарта
много итальянских влияний.
Можно услышать в ней
и тонкие связи с французской
музыкой, со славянскими
музыкальными культурами.
Но
все это в музыке
Моцарта стало
«своим», вошло в
нее в качестве
органической, неотъемлемой
части. Все, что было
жизненно и нужно,
Моцарт переработал,
создав свой неповторимо
своеобразный творческий
стиль. Музыка Моцарта,
обнаруживающая множество
связей с разными
национальными культурами,
никогда и нигде
не становится эклектической,
везде и во всем
она носит печать
национальной принадлежности
и творческой индивидуальности
великого композитора.
Моцарт
и Гайдн. Принадлежа
к следующему после
Гайдна поколению (Моцарт
был моложе Гайдна на 24
года) Моцарт создал
музыку, представляющую
собой новый и исторически
более зрелый этап в
развитии музыкального
искусства, несмотря
на то, что поздние сочинения
Гайдна (« Лондонские»
симфонии, оратории
«Сотворение мира» и
«Времена года») написаны
после смерти Моцарта. |