Вокальный цикл Р. Шумана “Любовь Поэта”

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:52, реферат

Описание работы

«Любовь поэта» — самый знаменитый вокальный цикл Шумана. Он родился в «год песен», 1840-й — один из наиболее счастливых в жизни композитора. После многолетней изнурительной борьбы он наконец соединился с Кларой Вик, которая была единственной большой любовью Шумана. Дочь известного лейпцигского фортепианного педагога, прославленная пианистка, давшая свой первый сольный концерт в 11 лет, она выдержала упорное противодействие отца, завершившееся 13-месячной судебной тяжбой.

Работа содержит 1 файл

История создания.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра культурно-досуговой  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

           тема: Вокальный цикл Р. Шумана “Любовь Поэта”

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил:

                                                                                               студент 3 курса

                                                                                               группа 03302з

                                                                                               Богдан С.С.

                                                                                              

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

Москва 2012

История создания

 

          «Любовь поэта» — самый знаменитый вокальный цикл Шумана. Он родился в «год песен», 1840-й — один из наиболее счастливых в жизни композитора. После многолетней изнурительной борьбы он наконец соединился с Кларой Вик, которая была единственной большой любовью Шумана. Дочь известного лейпцигского фортепианного педагога, прославленная пианистка, давшая свой первый сольный концерт в 11 лет, она выдержала упорное противодействие отца, завершившееся 13-месячной судебной тяжбой. Став женой, хозяйкой, матерью 8 детей, Клара осталась концертирующей пианисткой и вдохновительницей творчества Шумана. 1840 год открыл Шумана как вокального композитора — до того вокальные жанры мало занимали его. А в один этот год он написал 131 песню для голоса с фортепиано, 10 — для нескольких голосов и 6 для мужского хора а капелла — чуть ли не половину всего, созданного им для пения.

 

        В «год песен» композитор нашел и своих поэтов, среди которых главное место занял столь близкий ему по духу Генрих Гейне (1797—1856). На его тексты композитор сочинил 4 цикла, не считая отдельных песен, вошедших в разные сборники. И это не удивительно: Шуман всегда очень внимательно относился к слову, а Гейне был самым выдающимся из немецких поэтов-романтиков. Создав первые стихотворения в 1816 году, Гейне с 1821-го начал систематически заниматься литературной деятельностью и принялся за «Книгу песен», над которой работал на протяжении 10 лет. В ней 5 циклов, в том числе «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Опять на родине» и др. Первым из крупных композиторов, обратившихся к гейневской лирике, был Шуберт: в 1828 году он положил на музыку 6 песен из цикла «Опять на родине».

 

         Шумана же привлекло «Лирическое интермеццо» (1822—1823). Это, собственно, не цикл с единой темой, сюжетной линией развития, а сборник из 65 стихотворений не только лирического, но и остро публицистического содержания. Композитор отобрал 16, связанных с пережитой молодым Гейне любовной трагедией (первоначальное название сборника «Трагедия и лирическое интермеццо»): чувство поэта было отвергнуто его кузиной, дочерью банкира, вышедшей впоследствии замуж за прусского помещика.    История любви развертывается последовательно, подобно шубертовской «Прекрасной мельничихе»: от зарождения в прекрасном месяце мае томлений и восторгов, которым вторят цветы и звезды, измены любимой, ее свадьбы с другим, до неотвязных воспоминаний, трагических снов и светлых сказочных видений, завершаемых не лишенными иронии грандиозными похоронами любви на дне морском.

 

        Шуман посвятил «Любовь поэта» Вильгельмине Шрёдер-Девриент — выдающейся немецкой певице-актрисе первой половины XIX века, прославившейся исполнением заглавной роли в «Фиделио» Бетховена, позднее певшей на премьерах «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера. В Дрездене, куда Шуман переехал в 1844 году, она вошла в круг его друзей.

 

Музыка

 

В «Любви поэта» сконцентрированы характернейшие черты  вокального стиля Шумана: исключительное внимание к поэтическому слову, стремление передать мелодику стиха, тонкость психологических переживаний, поражающих невиданной до того сложностью и противоречивостью, глубочайшая погруженность в них, приводящая к почти полному игнорированию внешнего мира. Этому способствуют новые выразительные средства: не песенная, а декламационная мелодика, непрерывно развивающаяся свободная форма, почти без повторов и изобразительных деталей, изысканность гармонии.

     

   

 

 

 

 

 

Описание  вокального цикла

1-й цикл - 1-3 песни.  Они светлые, радостные, мажорные. Диезные тональности.

 

2-й цикл –  4-7 песни. В 4-й песни появляется  тень сомнения. В этих песнях  нарастает чувство скорби. Происходит уничтожение диезов. 1-я драматическая кульминация – в песне №7 – “Я не сержусь”. C-dur.

 

3-й цикл –  8-13 песни. Преобладание минора. Бемольные  тональности. В песне №13 –  “Во сне я горько плакал”  – трагическая кульминация. Es-moll.

 

4-й цикл –  14-16 песни. Опять поворот в диезы. №16 – “Вы злые, злые песни” - заканчивает цикл. Cis-moll. Заканчивается фортепианной постлюдией в Des-dur. Des-dur является энгармонической мажорной доминантой к fis-moll (тональность 1-й песни). Тональный круг замкнулся. Последняя фортепианная постлюдия в Des-dur. Она рисует тонкость переживаний поэта. Впервые тема этой постлюдии звучит в постлюдии в 12-й песне, но там она в B-dur. Есть интонационные связи.

 

Песня №2 – одна из самых светлых. Интонационно сходна с №13 (которая самая трагичная). В вокальной партии в наиболее скорбных песнях усиливается декламационность.

 

№1 – “В сиянье тёплых майских дней”. Зарождение чувства  любви. Она изысканная по фактуре. В  ней ни разу не попадается тоника (только неустойчивые аккорды). Это создаёт утончённость. Песня заканчивается на доминанте. Это связывает её со следующей песней. Все песни очень маленькие. Как правило они состоят из 1-ог периода.

 

№2 – “Цветов  венок душистый”. A-dur. Тихая, тонкая лирика. Фортепиано допевает до тоники брошенную в вокальной партии мелодию. Она состоит из 1-го периода.

 

№3 – “И розы, и лилии”. Это – радостная  кульминация всего цикла. В ней 1 период. D-dur. Заканчивается постлюдией.

 

№4 – “Встречая  взор очей твоих”. G-dur. В словах появляется сомнение (“Говоришь, люблю тебя”). Появляется a-moll. Острые задержания к тонике. 1 период. Заканчивается постлюдией. Она как бы утешает.

 

№5 – “В цветах белоснежных лилий”. H-moll. Тревожная, взволнованная. Постлюдия более  напряжённая. В ней есть хроматизмы. 1 период.

 

№6 – “Над Рейна светлым  простором”. Напоминает старинную  органную музыку. Трагический характер создаётся в фортепианной партии. 1 период. Большая постлюдия на той  же теме. Заканчивается в миноре.

 

№7 – “Я не сержусь”. 3-х  частная форма. Она сдержанная. Это – первая драматическая кульминация. C-dur. Остро звучащие диатонические секвенции с септаккордами побочных ступеней. Средняя часть – “Горит огнём твоей красы алмаз”. Тональности: a-moll – H-dur – C-dur. Реприза – “Я не сержусь”. C-dur. Кульминация в конце репризы – “Мне сон зловещий снился”. В кульминации расширяется диапазон.

 

№8 – “О, если б цветы  угадали”. A-moll. Трепетная. Куплетная  форма. Каждый куплет – 1 период. В конце  постлюдия. Драматические изломанные интонации – как бы прорывается  боль. Эта постлюдия связывает песню со следующей песней (тоже ноты соль-ля-сиb ).

 

№9 – “Напевом скрипки  чарует”. Свадьба возлюбленной. D-moll. Создаётся атмосфера бала, но праздничность  напряжённая. Мелодия похожа на звук скрипки. Вокальная партия контрастна фортепианной. Она декламационная (вокальная партия).

 

№10 – “Слышу ли песни  звуки”. G-moll. Похожа на лакримозу. Фортепианная постлюдия продолжает то же настроение. В последних тактах есть связь  с предыдущей песней (опять скрипка, но в медленном темпе).

 

№12 – “Я утром в саду встречаю”. B-dur. Тонкая фактура. Важна постлюдия. Эта постлюдия будет в последней песне заключать цикл, но не в B-dur, как здесь, а в Des-dur.

 

№13 – “Во сне я горько плакал”. Трагическая кульминация  всего цикла. С чертами траурного  марша. Es-moll. Неподвижная мелодия но одном звуке. Редкий аккомпанемент. Речитативная. Чувство скованности, оцепенения.

 

№16 – “Вы злые, злые песни”. Cis-moll. Романтический мотив. Фортепианная постлюдия в Des-dur. Это – энгармоническая  доминанта к fis-moll (тональность первой песни). Музыка нарочито-грубоватая. С чертами маршеобразности (по звукам трезвучия). Постлюдия очень контрастна самой песне.


Информация о работе Вокальный цикл Р. Шумана “Любовь Поэта”