Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:06, реферат
Современная звукозапись – процесс сложный и трудоёмкий, ведь предъявляемые требования к качеству звучания записанного материала в современном высокотехнологичном обществе значительно выше, чем 20-30 лет назад. Из этого следует усложнение и проработка каждого этапа этого процесса, необходимость применения высококачественной и наиболее современной аппаратуры, и конечно, осмысленный и творческий подход звукорежиссёра к разным художественным задачам решением которых должна стать качественная фонограмма. Так какие средства есть в арсенале современного звукорежиссёра? В этой работе будут рассмотрены одни наиболее значимых способов обработки звука: динамическая и частотная. Но сперва немного о самом звуке.
Введение
Звук
Понятие о звуковой волне
Физические характеристики звука
Динамическая обработка
Динамический диапазон
Классификация устройств динамической обработки
Компрессоры
Экспандеры
Приборы динамической обработки, их принцип работы.
План:
Введение
Современная звукозапись
– процесс сложный и
Понятие о звуке. Волновая природа звука.
Звук, в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.
Звуковая волна как и любая другая волна будет характеризоваться амплитудой и частотой(спектром частот).
Амплитуда звуковых волн и аудиосигналов обычно относится к амплитуде давления воздуха в волне, но иногда описывается как амплитуда смещения относительно равновесия (воздуха или диафрагмы говорящего). Её логарифм обычно измеряется в децибелах (дБ)
Звуковые волны могут служить примером колебательного процесса. Всякое колебание связано с нарушением равновесного состояния системы и выражается в отклонении её характеристик от равновесных значений с последующим возвращением к исходному значению. Для звуковых колебаний такой характеристикой является давление в точке среды, а её отклонение — звуковым давлением.
Если произвести резкое смещение частиц упругой среды в одном месте, например, с помощью поршня, то в этом месте увеличится давление. Благодаря упругим связям частиц, давление передаётся на соседние частицы, которые, в свою очередь, воздействуют на следующие, и область повышенного давления как бы перемещается в упругой среде. За областью повышенного давления следует область пониженного давления, и, таким образом, образуется ряд чередующихся областей сжатия и разрежения, распространяющихся в среде в виде волны. Каждая частица упругой среды в этом случае будет совершать колебательные движения.
Различают продольные и поперечные
звуковые волны в зависимости
от соотношения направления
В жидких и газообразных
средах, где отсутствуют значительные
колебания плотности, акустические
волны имеют продольный характер,
то есть направление колебания частиц
совпадает с направлением перемещения
волны. В твёрдых телах, помимо продольных
деформаций, возникают также упругие
деформации сдвига, обусловливающие
возбуждение поперечных (сдвиговых)
волн; в этом случае частицы совершают
колебания перпендикулярно
Частота — физическая величина, характеристика периодического процесса, равная числу полных циклов процесса, совершённых за единицу времени.
Частоту колебаний обычно принято обозначать в таких единицах, как герц, или сокращенно - Гц. К примеру, если частота воздушной волны составляет 200 Гц, то это означает, что колебания плотности воздуха происходят 200 раз в секунду.
По слышимому человеком диапазону звуковые колебания можно разделить на: слышимый диапазон, который находится в пределах частот от 16-20 Гц до 15-20 кГц, инфразвук, ниже 16 Гц и ультразвук – выше 20 кГц.
Отношения частот звуковых колебаний выражаются с помощью музыкальных интервалов, таких как октава, терция, квинта и т.п. Интервал в одну октаву между частотами звуков означает, что эти частоты отличаются в 2 раза. Кроме того, для описания частотных интервалов используется декада — интервал между частотами, отличающимися в 10 раз. Так, диапазон звуковой чувствительности человека составляет 3 декады (20 Гц — 20 000 Гц).
Динамический диапазон. Динамическая обработка.
Динамическая обработка
– изменение динамического
Необходимость применения устройств изменяющих динамический диапазон продиктована разными аспектами процесса звукозаписи. Ограничение на динамический диапазон накладывает сам тракт записи. В современных цифровых носителях CD заявлен диапазон в 96дБ, но это значение справедливо только для соотношения сигналов самой большой громкости с цифровым шумом во время паузы. В современных цифровых 16 разрядных трактах нежелательно использование нижней части их амплитудной характеристики в пределах 10-16дБ из-за снижения качества записи при малых значениях амплитуды сигнала (сигнал в -60дБ передаётся всего лишь 6 разрядами цифрового кода). Также во избежание резких отсечек на пиковых значениях сигнала, необходимо оставлять запас ещё в 3-6дБ. Из 96дБ заявленных остается порядка 74дБ реальных, а в аналоговых трактах и того меньше(порядка 50дБ для магнитной звукозаписи). И в эти рамки, к примеру, надо «уложить» симфонический оркестр, динамический диапазон которого может достигать 100-110дБ. Следовательно, динамический диапазон необходимо «сжимать» аппаратными средствами. Сжатие динамического диапазона отдельных компонентов сложной фонографической картины также необходимо проводить в связи психоакустической маскировкой некоторых сигналов входящих в неё. Так звуки pianissimo воспринимаемые в тишине отчетливо, могут «потеряться» в более громком «миксе».
Второй, не менее важный аспект - это «как избавиться от мешающих сигналов?» Таких как, шум в паузах, посторонние сигналы попадающих в микрофон, «рабочий» шум электромузыкальных инструментов(гитарных «примочек»).
В этих случаях возникает необходимость в автоматической регулировке уровней сигналов, т.е. применении приборов динамической обработки.
Классификация устройств динамической обработки.
Все устройства динамической обработки можно разделить на два больших класса - по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.
Компрессор(«to compress» - сжимать, англ.) – устройство сжимающее диапазон исходного звукового сигнала, т.е. компрессор сокращает динамический диапазон автоматически уменьшая громкость звука после того, как она превысит определенный уровень.
Приборы динамической обработки имеют 4 основные характеристики:
Амплитудная характеристика.
На этом рисунке 1 по горизонтали отложено входное напряжение компрессора, выраженное для удобства в децибелах, по вертикали - выходное, а толстая линия - это проходная характеристика компрессора. На этом графике видно, что выходной сигнал - в точности равен входному, до точки начала работы компрессора - порога срабатывания(THRESHOLD). Начиная с этой точки, выходной сигнал компрессора увеличивается в меньшей степени, чем входной, т.е. осуществляется компрессия. Мерой компрессии служит степень сжатия(RATIO).
Степень сжатия - это отношение величины приращения входного сигнала к величине вызванного им приращения выходного сигнала.
RATIO=dUвх(дБ)/dUвых(дБ)
Следовательно, если степень компрессии установлена «1:1» – с сигналом ничего не происходит, при установке степени «2:1» уровень звука после компрессии превышает пороговый на величину в два раза меньшую, чем до компрессии. Например, пороговый уровень установлен на величине 2 дБ. Пока громкость звука не превышает эту величину - ничего не происходит. Когда звук достигает величины 4 дБ - компрессор срабатывает и на выходе получается звук с громкостью 3 дБ (уровень превысил пороговый на два децибела, степень компрессии установлена «2:1»). Если уровень входного сигнала будет 6 дБ, то на выходе получится 4 дБ. Установка «оо:1» означает, что звук не может превысить пороговый уровень. Это называется ограничение, а ограничитель(LIMITER) есть компрессор с постоянной степенью сжатия равной «оо:1».
Сжатие с понижением громкости сигналов превосходящих пороговое значение условно называется «сжатием сверху», для получения ощущения прироста громкости необходимо в цепи перед компрессором применить предварительное усиление (Gain compensate) т.е. подать на вход динамического регулятора, «горячий», усиленный сигнал, в сочетании с оптимальным порогом срабатывания и степени компрессии. Такое сжатие будет называться «сжатием снизу».(рис. 2)
Сочетание динамического ограничителя(LIMITER) с предварительным усилением образуют устройство называемое «Максимайзер»(MAXIMIZER), которое позволяет существенно увеличить ощущение громкости, при этом пиковые значения сигнала не будут выходить за допустимые пределы.
рис.2
Временные характеристики компрессоров определяются 3 свободно регулируемыми параметрами:
Время срабатывания(Attack) – определяет скорость срабатывания динамического преобразователя, обычно находится в пределах от десятков микросекунд до нескольких миллисекунд. Этот параметр в большом количестве случаем устанавливается на минимальное значение, т.е. безынерционное срабатывание. Но два обстоятельства диктуют иное решение. Во-первых, безынерционность компрессоров на стадии срабатывания неприятна для слуха, адаптированного к устойчивому среднему уровню громкости, когда незаметные и незначительные короткие пики сигнала станут приводить в регулярному скачкообразному изменению громкости; в таких случаях время срабатывания следует увеличить. Во-вторых, при необходимости с помощью прибора можно акцентировать атаку некоторых звуков; время атаки компрессора должно быть немного больше времени нарастания сигнала.
Время восстановления(Release) – определяет скорость восстановления коэффициента передачи сигнала после снижения его значения ниже порогового. Его следует ставить не меньше времени адаптации слуха к росту громкости, иначе при слишком быстром увеличении коэффициента передачи среднее значение сигнала может возрасти неадекватно слуховым привычкам.(рис.3)
рис.3
Ещё один регулируемый параметр прибора динамической обработки – это время удержания(hold time), реализована она далеко не во всех моделях компрессоров. Этот параметр позволяет настроить время в течении которого устройство не реагирует на слишком частые перепады уровня, во имя сохранения исходных динамических соотношений внутри такого звукового эпизода.
На первом графике рис.4 линия убывания сигнала является идеализированной. Реальное акустическое затухание, будь то колебание струны или реверберационный отклик будет происходить с возникновением, так называемых, флуктуаций. Флуктуация – это двусторонне отклонение физического процесса от его планомерного протекания. В безынерционных устройствах это явление способно вызвать вблизи точки срабатывания многочисленное переключение состояний, и возникнет спонтанная модуляция громкости, её скачкообразные изменения. Для защиты от флуктуация устройства иногда делают 2 пороговыми, когда точка релаксации расположена ниже точки срабатывания, для того, чтоб устройство точно распознало снижение уровня и не реагировало на случайные пики. Применительно к лимитерам имеющим один порог срабатывания близкий к 0 дБ и устройство не работает в областях возможных флуктуаций, временные параметры могут быть минимизированы и прибор станет т.н. «пикоскезателем» быстро реагирующим на кратковременные превышения уровня.
Если отвлечься от конструктивных особенностей, то по характеру реакции на входной сигнал все компрессоры можно разделить на две большие группы - с ручным управлением параметрами компрессии, и “автоматизированные”, с той или иной степенью автоматического управления этими параметрами.
В “ручных” - все динамические параметры задаются пользователем. Это обеспечивает очень большую свободу в их выборе, для получения тех или иных необходимых вам художественных результатов. Ведь не секрет, что компрессором можно изменить исходное звучание как угодно, хоть до “полной неузнаваемости”. Вот “ручной” компрессор - как раз и служит именно для этого, для специального и преднамеренного изменения характера исходного звучания в нужную вам сторону. В зарубежной литературе этот тип компрессоров часто носит название CREATIVE - “творческий”, “созидательный”. Но таким компрессором при отсутствии опыта работы и четкого представления о желаемом результате, сигнал можно сильно испортить. В противоположность этому, в автоматизированных компрессорах - динамические параметры раз и навсегда установлены изготовителем, и их изменение пользователем невозможно. Хотя некоторые серьёзные производители, выпускающие действительно добротную продукцию, в ряде моделей предлагают пользователю на выбор несколько алгоритмов автоматизации, для различных вариантов обработки.
Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только “выравнивают” исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным. Такие устройства можно разделить на 2 вида: “RMS” и “Не-RMS”.