Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:11, курсовая работа
Это произведение нравится мне тем, что оно динамически разнообразно, здесь достаточно много работы над казалось бы не очень важными нюансами. Мне очень нравится, что в этом произведении чувствуется какой-то патриотизм, гордость за свой провинциальный городок, которой может похвастаться не каждый человек. Возможно Свиридов делал это из-за того что он практически всё своё детство провёл в деревне, благодаря этому хоры a capella и заняли в его творчестве ведущее место. Этот хор написан для профессионального или хорошо подготовленного самодеятельного хора.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
- МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ
- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО
ПРОИЗВЕДЕНИЮ Г.СВИРИДОВА
«ЕСТЬ
В РОССИИ ГОРОД
ЛУГА»
Выполнила:
Студентка 2
курса ДХО
Лескова
Анастасия
2010г.
ТВОРЧЕСКИЙ
ПУТЬ:
Георгий
Свиридов – родился 1915г. Советский композитор,
пианист,
Музыкально-общественный
деятель, народный артист СССР (1970),
Герой Соц. Труда
(1975).
Музыкальная
комедия «ОГОНЬКИ», вокально-симфоническая
поэма «ПАМЯТИ СЕРГЕЯ
ЕСЕНИНА»,
«ПАТЕТИЧЕСКАЯ ОРАТОРИЯ», «КУРСКИЕ
ПЕСНИ» и «ПУШКИНСКИЙ
ВЕНОК»
для хора с оркестром, маленькие
кантаты – «ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ»,
«ВЕСЕННЯЯ
КАНТАТА», хоровой концерт «ПАМЯТИ А.А.ЮРЛОВА,
музыка к
спектаклям
(в т.ч. «ЦАРЬ ФЁДОР ИВАНОВИЧ»
А.К.Толстого).
Свиридов
уже в 40-е годы был известен как
один из самых одарённых советских
композиторов
молодого поколения. Обратили на себя
внимание созданные им в середине
30-х
годов Романсы на стихи
Государственной
премии первой степени за фортепианное
трио. К этому времени он был
уже автором
двух симфоний, фортепианного концерта,
многих вокальных произведений,
нескольких
камерных ансамблей.
Одно
из самых значительный направлений
в творчестве Свиридова – это хоры a
capella.
Это не
случайно. Первые художественные впечатления
композитора связаны с русской
деревней,
с природой средней полосы России.
Сызмала ему доводилось слышать
крестьянское
хоровое пение, любовь к которому он
сохранил на всю жизнь. Мальчиком
Свиридов
пел в церковном хоре, а затем
- в школьном. С тех пор хоровое
пение
ассоциировалось
у него с русским, народным, а хоровое
звучание – с глубокими и
сильными
чувствами, высокими помыслами. Композитора
привлекало богатство
тембровых
красок, выразительность человеческих
голосов, присущая им сердечность и
теплота.
Привлекала его и массовость хорового
пения, доступность его самому широкому
кругу
слушателей. Наконец, огромную роль играет
сам подход Свиридова, художника-
мыслителя,
к своему творчеству. Главную свою
задачу он видел в пробуждении
у
слушателя конкретных
и определённых мыслей. Вот почему
Свиридову так нужно слово.
Слово
придаёт необходимую
Сочинения для
хора a capella за небольшим исключением принадлежит
к камерно-
лирическому жанру;
в них часто используются тексты,
рисующие картины природы или
передающие ощущения
от ее созерцания («ТЕПЛИТСЯ
ЗОРЬКА», «ЛЕС», «НОЧЬ»,
«ЖАВОРОНОК»,
«СОСНА», «ВЕЧЕР», «ЭЛЕГИЯ»,
«ЗИМА»). Иное у Свиридова. В
центре его
внимания всегда человек; образы природы,
как правило, выполняют роль фона
к сильным и
глубоким человеческим переживаниям.
К человеку, к его уму, сердцу
обращена музыка
Свиридова – гражданина, философа.
А.С.Пушкин
– (1799 - 1837гг.)
Русский писатель,
родоначальник новой русской
литературы, создатель русского
литературного
языка. Окончил Царско-сельский (Александровский)
лицей. Был близок к
декабристам. В
1820г. под видом служебного перемещения
сослан на юг (Екатеринослав,
Кавказ, Крым, Кишенёв,
Одесса). В 1824 уволен со службы и выслан
в с.Михайловское
под полицейский
надзор до 1826г. Скончался от раны полученной
на дуэли.
Творчество Пушкина
претерпело эволюцию от лирики его поэтического
ученичества и
романтизма юж.
Поэм («Кавказский пленник», «Цыганы»,
«Бахчисарайский фонтан») к
реализму.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ:
Хор «ЕСТЬ В
РОССИИ ГОРОД ЛУГА» входит в небольшой
цикл из трёх хоров, который
написан на слова
А.С.Пушкина. Он так и называется
«ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА» («Где
наша роза, друзья мои?», «Есть в России
город Луга», «Если
жизнь тебя обманет
…»).
«Есть в России
город Луга» - произведение для смешанного
хора a capella. Основная
тональность fis-moll.
Есть переменный размер, что характерно
для творчества Свиридова.
Темп произведения
умеренный, встречаются агогические отклонения.
В динамическом
отношении этот
хор весьма разнообразен ( от ff до pp). Склад
письма аккордовый.
Достаточно простой
ритмический рисунок (
).
Произведение
шуточного плана. Необычность произведения
заключается в том, что это
огдночастное
произведение из 2-х предложений с задержанием,
это не вписывается не в
какие законы классической
гармонии, что так же характерно
для Свиридова, ведь он
достаточно современный
композитор, и в его музыке присутствуют
черты модернизма для
того времени.
Композитором используется эффект так
называемого «раздувания» которое
встречается в
каждой фразе.
Впервые этот эффект
появляется в первом предложении
на слово «Луга» - начинается это
раздувание р
которое в результате приводит к
f, что не характерно для хоров a capella.
Обычно всё
происходит наоборот. Особенно этот эффект
используется во 2-м
предложении на
слово «НОВОРЖЕВА».
Начинается произведение
с одушевлением f, по началу и не скажешь,
что это
произведение
– шутка, это выясняется в начале
2-го предложения, когда резко меняется
динамика рр,
и уже по первым словам выясняется,
что писатель пытается высмеять г.Луга
«Хуже б не было
сего городишки на примете …»
Второе предложение
интересно тем, что композитор «играет»
динамикой, т.ж здесь
появляются не
привычные на слух гармонии. Ещё с начала
2-го предложения слушатель
должен быть
заинтригован, что же это за город такой,
который хуже Луги. Это показано
тем, что это
предложение почти до своего конца
находится в не спадаемом напряжении,
и
на первый взгляд
может показаться что автор слов с неким
«отвращением» относится к
этому городку
Новоржев, но вот звучит рр и напряжение
спадает, и слушателю кажется,
что вот он конец,
но после не большой паузы внезапно
с одушевлением ff, звучит то, что
до этого и
не предполагалось. В этой маленькой
заключительной фразе на мой взгляд
звучит что-то
действительно русское, звучат слова
гордости за свою родину.
1-е предложение
состоит из 6 тактов, 2-е фразы повторного
строения.
2-е предложение
состоит из 13 тактов, 2-е фразы
не повторного строения.
Вокально-хоровой
анализ:
В произведении
композитор использовал полные рабочие
диапазоны голосов, удобную тесситуру.
Диапазоны партий:
1S
2S
A
B
B
Общий диапазон
составляет 3-и октавы.
Это произведение
может быть использовано для работы
над разнообразными
динамическими
нюансами. В работе с этим произведением
динамический ансамбль – это
самый ответственный
этап. Основные нюансы произведения –
это pp и ff. Нужно добиться
плавного нарастания
динамики , чтобы в кульминационный момент
f звучало не
напряжённо, а
глубоко насыщенно.
Нужно добиться
ритмического ансамбля, точного снятия
во 2-м предложении.
Ещё один важный
этап в работе – это дикция. Гласные
должны иметь большую
протяжённость,
а согласные произноситься в
самый последний момент. Все гласные
должны пропеваться
в единой манере, чтобы не было «вываленных»
звуков. Проследить
за аккуратностью произношения шипящих и свистящих согласных.
Так как хор имеет
гармоническую фактуру изложения, предстоит
работа над
гармоническим
ансамблем. В этом произведении это
один из самых важных этапов
работы. Возможно
понадобится прослушивать каждый аккорд
в отдельности.
В этом произведении
есть трудности работы над интонацией
в партиях: во 2-м
предложении полутоновые
ходы у A, достаточно интонационно
сложное место у 2S.
Так же составляет
трудность выстроить унисон партий,
который встречается
в конце каждой
фразы. Дыхание в произведении почти везде
цепное.
Информация о работе По произведению Г. Свиридова "Есть в России город Луга"