По произведению Г. Свиридова "Есть в России город Луга"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Это произведение нравится мне тем, что оно динамически разнообразно, здесь достаточно много работы над казалось бы не очень важными нюансами. Мне очень нравится, что в этом произведении чувствуется какой-то патриотизм, гордость за свой провинциальный городок, которой может похвастаться не каждый человек. Возможно Свиридов делал это из-за того что он практически всё своё детство провёл в деревне, благодаря этому хоры a capella и заняли в его творчестве ведущее место. Этот хор написан для профессионального или хорошо подготовленного самодеятельного хора.

Содержание

ПРОИЗВЕДЕНИЕ


- ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ


- МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


- ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ


- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН


- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

аннотация.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

 

ПО  ПРОИЗВЕДЕНИЮ Г.СВИРИДОВА 

«ЕСТЬ В РОССИИ ГОРОД  ЛУГА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                             Кл. преп.

Студентка 2 курса ДХО                                                        Мисниковой А.Р.

Лескова Анастасия 
 

 

2010г. 
 
 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ: 
 

Георгий Свиридов – родился 1915г. Советский композитор, пианист, 

Музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1970), Герой Соц. Труда  

(1975). 

Музыкальная комедия «ОГОНЬКИ», вокально-симфоническая поэма «ПАМЯТИ СЕРГЕЯ  

ЕСЕНИНА», «ПАТЕТИЧЕСКАЯ ОРАТОРИЯ», «КУРСКИЕ ПЕСНИ» и «ПУШКИНСКИЙ 

ВЕНОК»  для хора с оркестром, маленькие  кантаты – «ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ»,  

«ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА», хоровой концерт «ПАМЯТИ А.А.ЮРЛОВА, музыка к  

спектаклям (в т.ч. «ЦАРЬ ФЁДОР ИВАНОВИЧ» А.К.Толстого). 

Свиридов  уже в 40-е годы был известен как  один из самых одарённых советских  

композиторов  молодого поколения. Обратили на себя внимание созданные им в середине  

30-х  годов Романсы на стихи Пушкина.  В 1946г. композитор был удостоен  

Государственной премии первой степени за фортепианное трио. К этому времени он был  

уже автором  двух симфоний, фортепианного концерта, многих вокальных произведений,  

нескольких  камерных ансамблей. 

Одно  из самых значительный направлений в творчестве Свиридова – это хоры a capella. 

Это не случайно. Первые художественные впечатления  композитора связаны с русской  

деревней, с природой средней полосы России. Сызмала ему доводилось слышать  

крестьянское  хоровое пение, любовь к которому он сохранил на всю жизнь. Мальчиком  

Свиридов  пел в церковном хоре, а затем  - в школьном. С тех пор хоровое  пение  

ассоциировалось у него с русским, народным, а хоровое  звучание – с глубокими и  

сильными  чувствами, высокими помыслами. Композитора привлекало богатство  

тембровых красок, выразительность человеческих голосов, присущая им сердечность и  

теплота. Привлекала его и массовость хорового пения, доступность его самому широкому  
 
 

кругу слушателей. Наконец, огромную роль играет сам подход Свиридова, художника- 

мыслителя, к своему творчеству. Главную свою задачу он видел в пробуждении  у  

слушателя конкретных  и определённых мыслей. Вот почему Свиридову так нужно слово.  

Слово придаёт необходимую конкретность выраженной в музыке мысли …  

Сочинения для  хора a capella за небольшим исключением принадлежит к камерно- 

лирическому жанру; в них часто используются тексты, рисующие картины природы или  

передающие ощущения от ее созерцания («ТЕПЛИТСЯ ЗОРЬКА», «ЛЕС», «НОЧЬ»,  

«ЖАВОРОНОК», «СОСНА», «ВЕЧЕР», «ЭЛЕГИЯ», «ЗИМА»). Иное у Свиридова. В  

центре его  внимания всегда человек; образы природы, как правило, выполняют роль фона  

к сильным и  глубоким человеческим переживаниям. К человеку, к его уму, сердцу  

обращена музыка Свиридова – гражданина, философа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А.С.Пушкин – (1799 - 1837гг.) 

Русский писатель, родоначальник новой русской  литературы, создатель русского  

литературного языка. Окончил Царско-сельский (Александровский) лицей. Был близок к  

декабристам. В 1820г. под видом служебного перемещения сослан на юг (Екатеринослав,  

Кавказ, Крым, Кишенёв, Одесса). В 1824 уволен со службы и выслан в с.Михайловское  

под полицейский  надзор до 1826г. Скончался от раны полученной на дуэли. 

Творчество Пушкина  претерпело эволюцию от лирики его поэтического ученичества и  

романтизма юж. Поэм («Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») к  

реализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 

АНАЛИЗ: 
 
 

Хор «ЕСТЬ В  РОССИИ ГОРОД ЛУГА» входит в небольшой цикл из трёх хоров, который  

написан на слова  А.С.Пушкина. Он так и называется «ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ  

А.С.ПУШКИНА» («Где наша роза, друзья мои?», «Есть в России город Луга», «Если  

жизнь тебя обманет  …»). 

«Есть в России город Луга» - произведение для смешанного хора a capella. Основная  

тональность fis-moll. Есть переменный размер, что характерно для творчества Свиридова.  

Темп  произведения умеренный, встречаются агогические отклонения. В динамическом  

отношении этот хор весьма разнообразен ( от ff до pp). Склад письма аккордовый. 

Достаточно простой  ритмический рисунок (                              ). 

Произведение  шуточного плана. Необычность произведения заключается в том, что это  

огдночастное  произведение из 2-х предложений с задержанием, это не вписывается не в  

какие законы классической гармонии, что так же характерно для Свиридова, ведь он  

достаточно современный  композитор, и в его музыке присутствуют черты модернизма для  

того времени. Композитором используется эффект так называемого «раздувания» которое  

встречается в  каждой фразе.  

Впервые этот эффект появляется в первом предложении  на слово «Луга» - начинается это  

раздувание р  которое в результате приводит к  f, что не характерно для хоров a capella.  

Обычно всё  происходит наоборот. Особенно этот эффект используется во 2-м  

предложении на слово «НОВОРЖЕВА». 

Начинается произведение с одушевлением f, по началу и не скажешь, что это  

произведение  – шутка, это выясняется в начале 2-го предложения, когда резко меняется  

динамика рр, и уже по первым словам выясняется, что писатель пытается высмеять г.Луга 

«Хуже б не было сего городишки на примете …» 

Второе предложение  интересно тем, что композитор «играет» динамикой, т.ж здесь  

появляются не привычные на слух гармонии. Ещё с начала 2-го предложения слушатель  

должен быть заинтригован, что же это за город  такой, который хуже Луги. Это показано  

тем, что это  предложение почти до своего конца  находится в не спадаемом  напряжении, и  

на первый взгляд может показаться что автор слов с неким «отвращением» относится к  

этому городку  Новоржев, но вот звучит рр и напряжение спадает, и слушателю кажется,  

что вот он конец, но после не большой паузы внезапно с одушевлением ff, звучит то, что  

до этого и  не предполагалось. В этой маленькой заключительной фразе на мой взгляд  

звучит что-то действительно русское, звучат слова  гордости за свою родину. 
 

1-е предложение  состоит из 6 тактов, 2-е фразы повторного  строения. 

2-е предложение  состоит из 13 тактов, 2-е фразы  не повторного строения.  
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вокально-хоровой анализ: 

В произведении композитор использовал полные рабочие  диапазоны голосов, удобную тесситуру. 

Диапазоны партий: 

1S 
 
 
 
 
 
 

2S 
 
 
 
 
 
 

A 
 
 
 
 
 
 

B 
 
 
 
 
 
 

B 
 
 
 
 

Общий диапазон составляет 3-и октавы. 
 
 
 
 
 
 

Это произведение может быть использовано для работы над разнообразными  

динамическими нюансами. В работе с этим произведением  динамический ансамбль – это  

самый ответственный  этап. Основные нюансы произведения –  это pp и ff. Нужно добиться  

плавного нарастания динамики , чтобы в кульминационный момент f звучало не  

напряжённо, а  глубоко насыщенно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нужно добиться ритмического ансамбля, точного снятия во 2-м предложении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ещё один важный этап в работе – это дикция. Гласные должны иметь большую  

протяжённость, а согласные произноситься в  самый последний момент. Все гласные  

должны пропеваться  в единой манере, чтобы не было «вываленных» звуков. Проследить  

за аккуратностью  произношения шипящих и свистящих  согласных.

  
 

Так как хор имеет гармоническую фактуру изложения, предстоит работа над  

гармоническим ансамблем. В этом произведении это  один из самых важных этапов  

работы. Возможно понадобится прослушивать каждый аккорд в отдельности. 

В этом произведении есть трудности работы над интонацией в партиях: во 2-м  

предложении полутоновые  ходы у A,  достаточно интонационно сложное место у 2S. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Так же составляет трудность выстроить унисон партий, который встречается практически  

в конце каждой фразы. Дыхание в произведении почти везде цепное. 

Информация о работе По произведению Г. Свиридова "Есть в России город Луга"