Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:08, доклад
Песня – наиболее распространённый род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу.
В. А. Васина-Гроссман
Песня – наиболее распространённый
род вокальной музыки. Различают
народную и авторскую (профессиональную)
песню. Эти два вида песни постоянно
взаимодействуют: элементы народной песни
используются композиторами в своём
творчестве, а наиболее популярные
авторские песни
Тексты песен обычно представляют
собой особый жанр поэзии. Его отличают
чёткость композиции, совпадение синтаксических
и структурных граней (равенство
строфы и законченной мысли, строки
и фразы). В русской песенной поэзии
наиболее распространены четырёхстопный
хорей и трёхдольные размеры.
Построенные таким образом
Песни свойствен особый тип
связи музыки и слова. Мелодия
песни является обобщённым, итоговым
выражением образного содержания текста
в целом; в отличие от романса,
она не связана с отдельными поэтическими
образами или речевыми интонациями
текста. В то же время мелодия
и текст подобны по структуре;
они состоят из равных (в музыке
– и одинаковых) построений: строф
или куплетов (часто с рефреном
– припевом). Внутренне расчленение
музыкальной строфы (куплета) также
соответствует расчленению
М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина)
Истоки жанра песни
уходят в глубокую древность. В античном
искусстве поэзия и музыка не были
разделены и существовали в виде
единого искусства песни. Одноголосные
песни трубадуров, труверов, миннезингеров
и мейстерзингеров эпохи
Рембо де Вакейра. Эстампида.
К одноголосным песенным жанрам относятся также итальянские лауды, испанские кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одноголосным формам песни приходят песни с сопровождением одного или нескольких инструментов. Во Франции XVI в. термин «песня» (chanson) стал применяться и к полифоническим вокальным произведениям, иногда программно-изобразительного характера («Битва» Жанекена)
В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многоголосной песни: итальянские фроттолы, вилланеллы и тому подобные песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итальянских канцонеттах конца XVI – XVII вв., оказавших большое влияние на творчество немецких, французских и английских композиторов. К песенным жанрам XV – XVI вв. относятся различные религиозные и военные песни: гуситские песни, гимны гугенотов, протестантские хоралы, и т. Д.
Во 2-й половине XVIII в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере XVIII в. и в других музыкально-театральных жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Ca ирб» („Зa ira”) сохранили значение в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.
В XIX в. в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (например, «Не искушай» Глинки), а песня – некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии песни, которая порой может даже исполняться с другим текстом (при условии сохранения строфического строения и размера). Немаловажное значение имеют и другие жанровые признаки. Романс связан главным образом с лирической сферой чувств, понятие «песня» включает в XIX – XIX вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирическая, драматическая песня и другие). Промежуточные формы песни-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русских композиторов 1-й половины XIX в. – А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и других. Классики XIX в. – от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова – оставили сравнительно немного песен в точном значении слова, однако песенность как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к музыкальному наследию многих зарубежных композиторов XIX в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.
Параллельно с творчеством профессиональных композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных песен) мелодии для своих песен и сами их исполняли. Их произведения часто отличались яркой публицистичностью. Песни французских поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.
В начале XX в. в ряде стран переживает подъём рабочая революционная песня, лучшие образцы которой приобрели международное значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков советской массовой песни, впитавшей также и черты народной песни, крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая песня стала одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918 – 20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45. Она оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие советские песни получили распространение за рубежом.
С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в других странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, французские композиторы, входившие в Народную музыкальную федерацию). Большого развития в XX в. достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями. В 60 – 70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль современной песни (прежде всего – советской) ярко выявляется в международном движении за мир и социальный прогресс.
Литература:
Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;
Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, выпуск 1 –
Очерк четвертый.
Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;
её же, Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966;
Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;
его же, Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;
Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;
Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;
Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 – От канта к «российской песне»;
Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге: Русская художественная культура конца
XIX – начала XX века, книга 1, М., 1968;
Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;
Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;
Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;
Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;