Народное музыкальное творчество Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Армения — страна Закавказья расположена на востоке Армянского нагорья, называемого исторической Арменией, между Чёрным и Каспийским морями (с 1921 года выходов к морю не имеет). С севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией.

Содержание

География, территория расселения этноса, сведения по климату……………..3
Антропологический тип………………………………………………………….6
Краткая история народа…………………………………………………………..8
Вероисповедания, обычаи, обряды………………………………………..……12
Традиционные музыкальные инструменты………………………………..…..20
Классификация жанров песенного и инструментального фольклора……..…26
Библиография………………………………………………………………….....29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Народное музыкальное творчество Армении.docx

— 929.83 Кб (Скачать)

Головными уборами  у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский  головной убор, особенно у восточных  армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим  часть лица. У западных армянок  широкое распространение имели  головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Праздники и обряды

Армянская деревня  отличалась прочностью крестьянской семьи. Еще во второй половине прошлого столетия здесь были семейства из 40-50 и  даже 60-70 человек. Сейчас армянские  семьи уже не так велики. В самых  больших из них 12-15 человек. Преобладают  же семьи из 4-6 человек. В городах  и промышленных поселках они, как  правило, небольшие – в среднем 3 – 4 человека. Бракосочетание местами  и сейчас сопровождается древними обрядами, хотя продолжительность обряда уже  не та. В прошлом свадьба тянулась иногда "семь дней и семь ночей". Жених и невеста величались не иначе как "королем" и "королевой", все пили за здоровье "двух цветков". Родственники жениха и невесты, а  также гости дарили молодоженам  драгоценности, ткани, предметы домашнего  обихода. Об этом тут же громогласно  оповещал один из организаторов торжества, расхваливая щедрость дарующих. Молодые  люди в брак вступали с согласия родителей. Если же девушку выдавать не хотели, то парень, договорившись  с ней, организовывал ее похищение  и женился тайком. После этого  родителям приходилось мириться с совершившимся. Но нередко подобные конфликты кончались трагически; об одном из таких случаев повествует опера А. Тиграняна "Ануш", написанная на основе одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Сейчас многое изменилось: все более решительно отбрасываются обременительные и унизительные обычаи и новая жизнь семьи строится на более разумных началах, на принципе равенства людей, равноправия мужчины и женщины. Некоторые языческие и христианские религиозные праздники и обряды сохранились до сих пор, но в большинстве случаев их религиозное содержание отошло на второй план. Так, праздник цахказард, или цар-зардар (вербное воскресенье), посвящен приходу весны. В этот день многие ходят с опушившимися ивовыми ветками. Молодежь веселится, поет шуточные песни. Амбарцум (вознесение) – праздник весны и любви; он целиком принадлежит девушкам и невестам, которые в его обряды вкладывают сокровеннейшие чувства и надежды. Собираясь к празднику, они опускают в пулик (вид крынки) сувенир – пуговку, наперсток, бусинку; затем наполняют кувшин водой "из семи родников", прикрывают его букетом "из семи цветков", и оставляют на ночь под звездами. С утра девушки направляются в поля и сады, поют песни и веселятся. Затем начинается самое главное: поются вещие частушки (джан-гюлум) и маленькая девочка, наряженная специально для этой роли, наугад вынимает сувениры один за другим; каждая спетая частушка предвещает судьбу обладательницы одного из сувениров. Праздник дрындез, или тярындарач, бывает в начале лета. Во дворах молодожены складывают кучи хвороста и с горящими свечами в руках и с песнями зажигают костры; один за другим молодые люди прыгают через костер, чтобы "очиститься" в его пламени. В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа. Слово "Вардавар" имеет разные значения. В одном из вариантов, слово "Вардавар" состоит из корней "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов. Как и другие традиционные праздники, "Вардавар" также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников. Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник "Вардаматн", связывая слово "Вардавар" с корнем "вард (роза)". Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви. В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, - христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д. И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем. Затик , олицетворяющая пробуждение природы, самый долгожданный и большой в ряду армянских праздников. По решению, принятому Вселенским Собором в 1325 году, он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. День Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля, в течение 35 дней. Пасха празднуется пышно и организованно. Первая и основная идея праздника - пробуждение природы, определение и разделение времен года. Слово "разделение" здесь символизирует также освобождение природной окраски от серости и однообразия. Это время, когда земля покрывается красками, расцветают деревья, бурлит жизнь. И разве не это праздник? Как можно не отмечать и не праздновать пробуждение природы весельем и жертвоприношением? Раскрашенные в разные цвета яйца - символ весенних красок. По некоторым источникам, слово "Затик" означает освобождение, т.е., окончание великого Поста и освобождение от его ограничений, когда люди, очищая тело и душу сорокадневным Постом, наконец получают право пользоваться пищей животного происхождения. И поэтому все несли по яйцу в церковь на вечернюю службу и после ее окончания съедали его. Люди готовились к празднику с большим торжеством. Заранее убирали дома. В субботу рано утром подростки начинали играть в яйца. Старшие голодали. Предпраздничный ужин состоял из плова, тушенной зелени и рыбы. В этот день всей семьей или большими группами люди совершали паломничество в находящееся за деревней святые места. Паломники несли с собой ягненка для жертвоприношения, вино, яйца, лепешки и молочные продукты. Посещение кладбищ родственников в Пасху в некоторых местах совершалось в воскресенье после службы, а в других местах - в понедельник. Христианское толкование Затика связано с идеей воскрешения Христа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Традиционные  музыкальные инструменты 

Дудук

- язычковый духовой  инструмент, изготавливаемый из  древесины абрикосового дерева. История дудука уходит своими  корнями в дохристианские времена. Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как “абрикосовая труба” либо “душа абрикосового дерева”.

Музыка на армянском  дудуке чаще всего исполняется в  парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое  остинатное звучание главных ступеней лада.

Дудук состоит  из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой  стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий  и одно-два для большого пальца — на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см.

Дгол

- ударный музыкальный  инструмент, род двустороннего барабана. Появление дгола связывают с  культом поклонения древней богине  Анахит (3000-2000 гг. до н.э.). Корпус инструмента  выполнен из дерева грецкого  ореха с мембранами из кожи.

Саз

- струнный щипковый  музыкальный инструмент. Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха. Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны.

Размеры сазов  бывают различными: большой саз состоит  обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн. 

Современный саз  считают совершенным потомком гопуза. Считается, что свою современную  форму саз принял в эпоху Шаха Исмаила Хатаи (XVI в.).

Тар

- струнный щипковый  музыкальный инструмент, разновидность  лютни с длинным грифом и  обтянутой кожей передней декой.  Родина тара - Восточная Армения.  Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки.

Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный  звукоряд, включающий мелкие (менее  полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром.

Существуют две  модификации инструмента: иранский тар (более древний 6-струнный инструмент) и азербайджанский тар (11-струнная модификация иранского тара, возник в XIX веке).

Уд

- струнный щипковый  музыкальный инструмент, прототип  европейской лютни. Имеет мягкое, романтическое, камерное звучание. Уд состоит из трёх частей: корпуса в виде груши, шейки и головки. Корпус изготавливается из таких видов дерева, как груша, орех или сандал. К головке уда прикрепляются колки, при помощи которых настраиваются струны. На современных азербайджанских удах навязывают обычно 6 струн, пять из которых бывают парные, а одна одинарная. Струны изготавливаются из шёлковой нити, особого капрона или кишок барана. В странах Средней Азии, например в Туркменистане, уд состоит из пяти струн и не имеет при этом ладов. В различных арабских странах число струн уда может колебаться от двух до семи. Классическим признан четырёхструнный вариант (со всеми парными струнами). Родственником уду приходится рабаб, или ребаб, отличающийся длинным грифом и, как правило, ладами. Рабаб традиционно располагает двумя струнами. 

Зурна

- деревянный  духовой музыкальный инструмент, предшественница гобоя. Впервые  упоминается в IX веке в эпосе  "Давид Сасунский". Характеризуется  звонким, пронзительным звучанием.  Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.

На лицевой  стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний  конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и  вытачивается из дикорастущей ивы, ореха  или абрикоса. Назначение втулки в  том, чтобы регулировать настройку  пластины. Мундштук, изготовленный  особым способом из камыша, произраставшего  в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость  рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны  охватывает звуки от «си бемоль»  малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить еще  на несколько звуков. Эти звуки  в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным  образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время  народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие  разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа  зурна», «шехаби зурна». Зурна, как  правило, входит в состав ансамблей  духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна  в составе ансамблей или оркестров  используется для исполнения некоторых  танцевальных мелодий, в том числе  «джанги» и других музыкальных образцов. Узеир Гаджибеков в своей опере  «Кёроглу» ввел зурну в состав симфонического оркестра.

Кяманча

- струнный смычковый  музыкальный инструмент, разновидность  скрипки. При игре инструмент  располагается вертикально, звук  извлекается смычком из конского  волоса. Состоит кяманча из корпуса, грифа и шпиля, который проходит сквозь внутреннюю часть корпуса наружу и соединяет обе половины корпуса. Корпус, гриф и колки кяманчи изготавливаются на специальном станке. Важным условием хорошего звучания инструмента является расчет расстояния между грифом и струнами. Общая длина инструмента — 700 мм, высота корпуса — 175 мм, а ширина — 195 мм.

Канон

- струнный щипковый  музыкальный инструмент, род наколенной  арфы. Предшественник клавесина  и фортепьяно. Звук извлекается  плектром. Историческая родина канона - Западная Армения. 

Шви

- цельнодеревянный  духовой музыкальный инструмент, род свирели. Характеризуется  мелодичным, чистым звуком. Длина инструмента — около 30 сантиметров. На передней стороне имеется 7 игровых отверстий и одно для большого пальца.

В отличие от дудука или зурны у шви нет  отдельной трости, так как здесь  она является частью самого инструмента.

Шви делается из дерева, как правило, абрикосового. А также из тростника, коры ивы  и орехового дерева.

Диапазон шви  — полторы октавы. Переход во вторую октаву осуществляется за счёт чуть более сильного давления воздуха. Нижняя октава звучит подобно обычной  деревянной флейте. Верхняя напоминает звучание флейты-пикколо. Способность  издавать очень высокие ноты делает шви незаменимым инструментом для  имитации голосов различных птиц.

Обычно на шви  исполняются пастушьи песни.

Сулич

- керамическая  свистулька, род окарины, округлой  формы с ясным, мелодичным тоном. 

Сантур

- струнный ударный  музыкальный инструмент, род цимбал. Звук извлекается деревянными  палочками. Сантур издревле использовался,  в основном, в городском фольклоре.  Сантур представляет собой трапециевидный деревянный ящик, части которого изготавливаются из отборного орехового дерева, а колки и струнодержатель — из металла. Состоит из рамы, верхней и нижней деревянных крышек. Струны металлические. Через каждую подставку проходят 4 струны одной настройки. Нижняя дека инструмента представляет цельную доску толщиной в 7 мм, а верхняя — толщиной в 5 мм.

Длина сантура  с 12 подставками — 892 мм

Ширина — 315 мм

Высота — 69 мм. .

Количество струн  — 96.

В связи с  типом настройки инструмента, в  исполнительской среде используются такие названия, как «сантур соль», «сантур ля» и «сантур си».

Кавал

- духовой инструмент, род деревянной продольной флейты  без мундштука, традиционный инструмент  пастухов. Обладает мягким, приглушенным  тембром. Представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6—8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3—4 отверстий, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала — диатонический. Размеры достигают 50—70 см.

Давул

- ударный инструмент, большой, двусторонний барабан  с мембранам из овечьей и  козлиной кожи. Как правило, используется  в качестве сопровождения зурны. 

Думбег 

- ударный инструмент, односторонний барабанБарабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной  выгодно отличаются тем, что можно  настраивать звук, контролируя степень  натяжения мембраны с помощью  болтов, а также тем, что практически  неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо  более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья  кожа чуть более стойка к воде, чем  козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде  бубна — небольшие съёмные  металлические тарелочки (zills(англ.)), позвякивающие при игре.

Информация о работе Народное музыкальное творчество Армении