Музыкальные инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

Вокальную музыку называют "сверстницей" человеческой речи. Не на много моложе ее и музыка для инструментов, хотя полной самостоятельности она достигла гораздо позднее, лишь в XVII веке.
Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об этом, как и вообще о процессах, происходивших на заре человеческого общества, мы можем лишь догадываться, сопоставляя немногие дошедшие до нас следы того давнего времени с наблюдениями над жизнью племен, сохранивших по тем или иным причинам первобытный уклад жизни.

Работа содержит 1 файл

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" 
1. Вокальную музыку называют "сверстницей" человеческой речи. Не на много моложе ее и музыка для инструментов, хотя полной самостоятельности она достигла гораздо позднее, лишь в XVII веке. 
 Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об этом, как и вообще о процессах, происходивших на заре человеческого общества, мы можем лишь догадываться, сопоставляя немногие дошедшие до нас следы того давнего времени с наблюдениями над жизнью племен, сохранивших по тем или иным причинам первобытный уклад жизни.

При раскопках  становищ первобытного человека ученые нередко находят в соседстве с каменными топорами и наконечниками стрел духовые инструменты, сделанные из костей животных. В них просверлены отверстия — значит, 
человек каменного века уже додумался, как извлекать из этого инструмента различные по высоте звуки, закрывая и открывая отверстия. А это говорит уже о достаточном развитии музыкального сознания. 
 
Именно развитие музыкального сознания было причиной того, что человек стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности и многое, казавшееся раньше ему простым шумом, стало для него музыкой. Он научился 
извлекать музыкальные звуки из различных предметов, и они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами. 
 
Музыкальные инструменты первобытных людей были так же грубы и примитивны, как и их орудия труда. Сейчас их звучание может вызвать у нас только улыбку. И все же мы должны отнестись к их изобретателям с полным уважением: 
ведь они впервые открывали самые принципы устройства музыкальных инструментов, оставив на долю последующих поколений развитие этих принципов. 
 
Как известно, первые орудия труда, придуманные человеком, были как бы "заменой" или "продолжением" его естественного орудия — руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Вместо того чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притопывать ногами, люди стали 
постукивать двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешками. Звук получался более громкий и звонкий. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в "оркестре" первобытных людей. 
 
Надо сказать, что они были весьма разнообразны. 
Колотушки, трещотки, погремушки из выдолбленных и высушенных плодов с камешками и косточками внутри, наконец, целое семейство барабанов. 
 
Изобретение барабана говорит уже о том, что человек открыл свойство пустых внутри предметов резонировать, увеличивать силу звука. На это открытие могла натолкнуть случайность: ударив по дуплистому дереву, человек заметил, что гулкий звук отличается от звука удара по здоровому дереву. О том, что дело происходило именно так, говорит сама форма первобытных барабанов, 
представлявших собой просто выдолбленный деревянный чурбан. Такой же чурбан, но обтянутый звериной шкурой, выполняющий роль эластичной звучащей мембраны, уже очень близок современному барабану. 
 
Столь же случайно мог зазвучать и пустой стебель тростника, из которого потом научились делать духовые инструменты, то есть инструменты, звук которых 
образуется от вдувания воздуха в трубку. Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели, и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя и других. 
 
Потом научились делать духовые инструменты из костей животных — такие флейты можно теперь видеть в музеях среди разных орудий каменного века. 
 
Изготовляя лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Тысячи раз слышали 
этот звук люди, не обращая внимания. Но вот однажды кто-то прислушался к нему, стал снова и снова трогать тетиву и слушать ее пение. Так тетива стала струной, а охотничий лук — музыкальным инструментом. Много веков прошло, прежде чем к этой, единственной, струне добавили еще несколько, и получилась арфа — один из древнейших инструментов. Конечно, она была очень мало похожа на нашу 
современную арфу — красивый, многострунный, раззолоченный музыкальный инструмент, но все-таки это уже был инструмент, далеко ушедший от примитивного "музыкального лука". 
 
 
2. Когда наши далекие предки обнаруживали свойство какого-нибудь предмета звучать, им такие открытия казались настоящими чудесами: на их глазах мертвые 
предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много народных сказок, легенд и песен. В одной из них рассказывается, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она 
запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт Лермонтов: 
 
Сидел рыбак веселый  
На берегу реки,  
И перед ним по ветру  
Качались тростники.  
 Сухой тростник он срезал  
И скважины проткнул,  
Один конец зажал он, 
В другой конец подул.  
И будто оживленный,  
Тростник заговорил —  
То голос человека  
И голос ветра был. 
 
 
3. Используя презентацию "Музыкальные инструменты - просмотр", посмотри, какие бывают музыкальные инструменты. Постарайся запомнить как можно больше. 

Теперь, используя  презентацию "Музыкальные инструменты -закрепление" постарайся вспомнить  названия музыкальных инструментов, которые увидишь на экране. Если что-то не вспоминается - не беда! Нажми подсказку. 
 
Скачать презентацию "Музыкальные инструменты - просмотр" 
-
http://forchel.ru//files/prez/muz-instr-prosmotr.rar 
Скачать презентацию "Музыкальные инструменты - 
закрепление" -
http://forchel.ru//files/prez/muz-instr-zakreplenie.rar 
 
4. Отгадай загадки. 
 
Три струны, а звук какой! 
С переливами, живой. Узнаю его в момент  
-Самый русский инструмент. 
(Балалайка.) 
 
Деревянные подружки 
Пляшут на его макушке, 
Бьют его, а он гремит – 
В ногу всем шагать велит.  
(Барабан) 
 
У нее вся душа нараспашку,  
И хоть пуговки есть — не рубашка,  
Не индюшка, а надувается,  
И не птица, а заливается.  
(гармонь) 
 
Дед Егор ещё не старый, 
Внуку сделал он подарок, 
И теперь у нас Ванютка 
Целый день дудит на... 
(дудке) 
 
Больше скрипки в десять раз, 
Инструмент тот - ... 
(Контрабас) 
 
Инструмент тот с давних пор 
Украшал собой собор. 
Украшает и играет, 
Весь оркестр заменяет. 
(Орган) 
 
Стоит шкаф: крышку открываешь — зубы торчат.  
Пальцами нажимаешь — звуки получаешь.  
(Пианино) 
 
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.  
Зубы – белые. Педаль. Как зовут меня? 
(рояль) 
 
Движения плавные смычка приводят в трепет струны, 
Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный. 
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. 
Звучит мечтательный мотив, я называюсь  
(скрипка) 
 
Этот медный духовой 
То короче, то длиннее. 
Ведь кулису он имеет! 
Громче всех в оркестре он. 
Как зовут его?..  
(тромбон) 
ИГРА.  
Игра для распечатки "Музыкальные инструменты". 
Скачать -
http://forchel.ru/files/igra-muz-instr.rar 
 
 
Письменные задания.  
Скачать -
http://forch

Музыкальная шкатулка «Золотой рыбки»

Нужно ли тратить  драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки  и фантазии в «пошумелках», сделанных  руками педагогов из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень  любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные  своими руками, как правило, созданы  из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они  такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет  ребенку сочетать игру с пением и  с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности.

Варьируя способы  игры, ребенок исследует звук и  создает различные музыкальные  образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке» (К.Орф).

Шумовые инструменты  несложно изготовить. И это открывает  новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.

                                                         Погремушка.

                                          

Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре—шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п.

Играют погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.

                                                   Деревянная трещотка

Трещотка изготовлена из остатков плинтуса, напиленного на равные части. Заготовки прикручиваются на цельный кусок дерева шурупами, но не плотно, чтобы извлекаемый звук был звонче. Звук можно извлекать деревянной палочкой (громкий, звонкий) или метелочкой для коктейля (шуршащий, легкий), проводя ее по трещотке сверху вниз.

Стукалка

Стукалка изготовлена  из двух деревянных брусков, соединенных  оконной петлей. С внешних сторон к брускам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобнее держать. Звук производится при ударе брусков друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.

                Металлические трубочки

Одна металлическая  трубочка подвешивается на предмет, выполняющий функции ручки. Ручку должно быть удобно держать пальцами. Звук извлекается легкими ударами по трубочке другой металлической трубочкой.

Гремелки

 

Для изготовления гремелок используются круглые дверные  ручки, соединенные металлическим  стержнем. Предварительно на стержень надевают несколько круглых металлических пластин. Звук издается за счет встряхивания гремелок. Можно встряхивать гремелки поочередно, а можно — одновременно.

Мини-маракасы

Для изготовления инструмента используют пластмассовое  яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа.

Четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробиваются гвоздем. (Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.) Затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие побольше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушки.

Информация о работе Музыкальные инструменты