Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:52, реферат
В музыке, литературе и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – оратория, опера, симфония… Род произведений, их разновидность, часто определяемая по типичным признакам, в пределах одного какого-то искусства называют французским словомжанр (род, вид).
Танцевальные жанры
Танцевальная музыка крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности. Широко развита русская народно-плясовая музыка: трепак, камаринская, «Барыня», более новые жанры – кадриль, плясовые частушечные «припевки», местные разновидности танцев. Хорошо развиты и плясовые жанры украинской (гопак, казачок), молдавской (жок, молдавеняска), белорусской (лявониха, бульба, полька-янка), дагестанской (лезгинка), грузинской (лекури или картули) народной музыки. Знамениты и танцы народов других стран – польские мазурка и краковяк, чешская полька, югославское коло, венгерский чардаш, итальянская тарантелла, испанские хота, фанданго, болеро, австрийский лендлер, немецкий гросфатер.
Ритмический рисунок – своего рода «зеркало танца». Он так передает характер движения, что по ритму, по характеру аккомпанемента мы можем угадать, каков сам танец – плавны или резки его «па», состоит ли из мелких шажков или включает смелые прыжки, горделив ли он или тих и спокоен.
Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.
Гавот – появился как видоизмененный французский бранль, широкую известность получил в 17-18 веке. Двухдольный и четырехдольный размер. Подвижный, веселый танец, исполнялся с подскоками и вприпрыжку. По характеру ему близок галоп.
Краковяк – польский танец, получил свое название от города Кракова. Характер живой, стремительный, жизнерадостный, горделивый. Движения имеют много общего с мазуркой. Ритм острый, синкопированный. Размер двухдольный.
Мазурка – национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.
«…Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…»
Так описывал мазурку А.С.Пушкин.
Ритмика этого танца своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Эмоциональное богатство этого танца, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности. Как и вальс она стала инструментальной музыкой, но, благодаря своеобразному ритму, можно без труда узнать этот танец.
Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.
Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов.
Полька – национальный чешский танец. Живой ритм, веселый и жизнерадостный характер способствовали в 19 веке популярности среди молодежи нового бального танца. Использовали во время исполнения легкие прыжки, боковой галоп. Положение рук крест-накрест с движением вперед, кружением на месте.
Сарабанда – медленный танец испанского происхождения (с 16 века). Постепенно она приобрела величавый, скорбный характер. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трехдольный метр и акцент на второй доле такта.
Содержание музыкального произведения конкретизируется через ряд понятий. Характеризуя музыкальное содержание, мы говорили о ключевом значении представлений. Не только по своей предметности, – что стало совершенно очевидно, – но и по своей емкости и художественной предназначенности в музыке представления разнообразны. Выделим те из них, которые именуются музыкальными образами.
Музыкальные образы даются человеку как опосредования музыкальных звучаний (реальных или воображаемых), звукового движения, развертывания музыкальной ткани. В музыкальном произведении образы не только получают собственные звуковые очертания, но и, взаимодействуя друг с другом определенным способом, складываются в целостную образно-художественную картину.
Музыкальный образ
– относительно крупная или (учитывая
преимущественно временную
Информация о работе Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста