Лирическая песня

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:24, доклад

Описание работы

Народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях (см. это слово) — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 12.46 Кб (Скачать)

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ —  народные песни, выражающие личные чувства  и настроения поющих. Согласно с  исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых  песнях (см. это слово) — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях  деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить  на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение  замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном,

 

 

но наряду с такими грустными, т. н. протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные дышащие беззаветным  весельем. (Недаром Пушкин отметил  в русских песнях контрастные  настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного  состояния с каким-либо внешним  проявлением природы. Параллелизм  этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при  этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими  нередко уже не сознается, а символические  образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики  народной лирики обращения, воззвания  к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти  не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и  всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в.в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной  или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли т. н. песенники (см. ст. Народная словесность). Целый ряд стихотворений  Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки (см. это слово).

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

Сборники: А. И. Соболевский. Великорусские народные песни. Т. I—VII. Спб. 1895—1902. П. В. Шейн. Великорусс в  своих песнях. Т. I. Спб. 1898—1900. Н. М. Лопатин  и В. П. Прокунин. Сборник русских  народных лирических песен. М. 1889 г. 2 ч. Б. и Ю. Соколовы. Сказки и песни  Белозерского края. М. 1915. (См. также  библиографию

 

 

в статье «Народная словесность»).

 

Исследования: Н. И. Костомаров. Об историческом значении русской народной песни. Харьков. 1843. А. А. Потебня. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. I и II. Варшава. 1883—87. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика (сочинения. Т. I). Я. Автономов. Символика растений в  великорусских песнях. Ж. М. Н. Пр. 1902, № 11—12. Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая  песня на Западе и у славян. Спб. Отд. Русск. Яз. и Словесн. А Наук. Т. 74 и 78 (1903 и 1905 г.г.)


Информация о работе Лирическая песня