Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить практику применения личностно-

ориентированного подхода в системе музыкального образования.


Объект: система образования, организованная на принципах современной педагогики.

Предмет: личностно-ориентированное обучение в системе музыкального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


Глава 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение…………...4


1.1 Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения……....................................................................................................4


1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения………………………………………………………………………7



1.3 Технология личностно-ориентированного образовательного процесса……………………………………………………………………….10


Глава 2. Личностно-ориентированный подход на уроках музыки в общеобразовательной школе.………………………………………………...15


2.1 Роль урока музыки в развитии личности школьника………………15


2.2 Практика применения личностно-ориентированного подхода на примере урока музыки во 2м классе………………………….........................19


Заключение …………………………………………………………………….22


Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Задачи: 1. Образовательная

                   2. Развивающая

                   3. Воспитательная 

     Тип урока: Углубление 

     Музыкальный ряд урока: 1. Попевка «Мы мальчики»                          

                                                2. Симфония №5 Бетховена, экспозиция 3й части.

                                                3. Фрагменты из балета «Конек-Горбунок» Щедрина, «Царь Горох».

                                         4. Е.Крылатов «Дорогою добра». 

     Используемые  методы: Метод размышления о музыке, метод перспективы и ретроспективы, метод восприятия музыки 

     Урок  разработан по программе  «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского, Москва «Просвещение», 2007.  

Экспозиция. 

Дети входят в класс под марш «Мы мальчики» Кабалевского.

Вопрос  учителя: Почему они зашли именно так?

Определяют черты  маршевости в этой попевке.

Затем мальчики исполняют эту попевку и маршируют.

Задание: передать в пении характер марша.

Учитель обращает внимание на ХПИ и задает вопрос: как можно определить человека по шагам?

ХПИ становится проблемой урока.

       

Разработка. 

Симфония №5 Бетховена, 3я часть. Напоминаем детям, что с музыкой этого композитора  они начали знакомство уже в 1м  классе («Сурок», «Весело. Грустно» и т.д.), но даем краткие сведения о жизни композитора, о его судьбе. Понятие симфонии (большое музыкальное произведение для оркестра).

  Перед прослушиванием учитель дает детям задание: послушать, какой характер у этой музыки? Можно ли в ней услышать шаги?

Слушая эту  новую для них музыку, они ощутят ее сильный, мужественный характер. Следует  сказать, что в произведениях  Бетховена они часто смогут услышать героическое звучание, симфония №5 – один из самых ярких образцов именно такой музыки.

После прослушивания дети отвечают, что начальный мотив можно сравнить с шагами. Они начинаются издалека, но эти шаги очень уверенные. Значит это идет сильный и мужественный человек. Возможно, дети скажут, что Бетховен изображал себя в этой музыке.

Разучиваем с  ребятами мелодию из 3й части симфонии №5 Бетховена (слоги, на которые ее лучше исполнять учащиеся находят сами). Нужно обратить внимание ребят на маршевые ритмы музыки, подчеркивающие характерные черты художественного образа – твердость характера, мужественность, героизм. Важно, чтобы ученики поразмышляли над тем, какие стороны жизни, чувства человека способна воплотить маршевая музыка, и постарались передать их в своем исполнении.

Учитель: послушайте, а в следующем произведении какую можно дать характеристику герою? и почему?

Контрастом к  бетховенской музыке звучит сатирическая, высмеивающая царя Гороха музыка Р. Щедрина (фрагмент «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»).

Дети  ответят, что этот персонаж неуверенный в себе, противоположный предыдущему образу, потому что музыка с самого начала смешная, нелепая, высмеивающая.

Учитель задает вопрос: а сейчас чьи шаги слышны в музыке? (Учитель исполняет песню  «Дорогою добра»). Ответы детей.

Вопрос: всегда ли слово «дорога» надо понимать в прямом смысле?          

Кульминация. 

Песня «Дорогою добра». Учитель говорит ребятам, что важно выбрать в жизни  правильную дорогу, ведь их много. Предлагает им идти дорогою добра. Вопрос учителя: о чем эта песня?

          

Итог  урока. 

Возвращаемся  к ХПИ. Дети делают вывод, что через шаги можно представить характер человека. Учитель говорит ребятам, что важно не только как ты идешь, но и какой дорогой, куда и с кем…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение 

     Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

     Развитие  ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

     учение  как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

     основным  результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

     Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

     Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:

  1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
  2. повысить их познавательную активность;
  3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
  5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
  6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
  8. отследить динамику развития учащихся;
  9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

          Основной  целью моей работы было – изучение практики применения личностно-ориентированного подхода в системе музыкального образования. В ходе преследования цели я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход, направленный на признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса обязательно должен применяться на уроках музыки.

          В процессе моего исследования, поставленные мною задачи, были выполнены:

           1. Изучение литературы по теме исследования.

           2. Раскрытие направленности личностно-ориентированного подхода на мотивацию учащихся.

           3. Анализ технологии реализации личностно-ориентированного подхода.

           4. Представление практики применения личностно-ориентированного подхода в системе музыкального образования. 
     
     
     

     Список  литературы 

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского  педагогического университета, 2000. -352с.
  2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
  3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
  6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
  7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
  9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования