Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель работы: изучить практику применения личностно-
ориентированного подхода в системе музыкального образования.
Объект: система образования, организованная на принципах современной педагогики.
Предмет: личностно-ориентированное обучение в системе музыкального образования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение…………...4
1.1 Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения……....................................................................................................4
1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения………………………………………………………………………7
1.3 Технология личностно-ориентированного образовательного процесса……………………………………………………………………….10
Глава 2. Личностно-ориентированный подход на уроках музыки в общеобразовательной школе.………………………………………………...15
2.1 Роль урока музыки в развитии личности школьника………………15
2.2 Практика применения личностно-ориентированного подхода на примере урока музыки во 2м классе………………………….........................19
Заключение …………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………….24
Задачи: 1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная
Тип
урока: Углубление
Музыкальный ряд урока: 1. Попевка «Мы мальчики»
Используемые
методы: Метод размышления
о музыке, метод перспективы
и ретроспективы, метод
восприятия музыки
Урок
разработан по программе
«Музыка» под руководством
Д.Б. Кабалевского, Москва
«Просвещение», 2007.
Экспозиция.
Дети входят в класс под марш «Мы мальчики» Кабалевского.
Вопрос учителя: Почему они зашли именно так?
Определяют черты маршевости в этой попевке.
Затем мальчики
исполняют эту попевку и
Задание: передать в пении характер марша.
Учитель обращает внимание на ХПИ и задает вопрос: как можно определить человека по шагам?
ХПИ становится проблемой урока.
Разработка.
Симфония №5
Бетховена, 3я часть. Напоминаем детям,
что с музыкой этого
Перед прослушиванием учитель дает детям задание: послушать, какой характер у этой музыки? Можно ли в ней услышать шаги?
Слушая эту новую для них музыку, они ощутят ее сильный, мужественный характер. Следует сказать, что в произведениях Бетховена они часто смогут услышать героическое звучание, симфония №5 – один из самых ярких образцов именно такой музыки.
После прослушивания дети отвечают, что начальный мотив можно сравнить с шагами. Они начинаются издалека, но эти шаги очень уверенные. Значит это идет сильный и мужественный человек. Возможно, дети скажут, что Бетховен изображал себя в этой музыке.
Разучиваем с ребятами мелодию из 3й части симфонии №5 Бетховена (слоги, на которые ее лучше исполнять учащиеся находят сами). Нужно обратить внимание ребят на маршевые ритмы музыки, подчеркивающие характерные черты художественного образа – твердость характера, мужественность, героизм. Важно, чтобы ученики поразмышляли над тем, какие стороны жизни, чувства человека способна воплотить маршевая музыка, и постарались передать их в своем исполнении.
Учитель: послушайте, а в следующем произведении какую можно дать характеристику герою? и почему?
Контрастом к бетховенской музыке звучит сатирическая, высмеивающая царя Гороха музыка Р. Щедрина (фрагмент «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»).
Дети ответят, что этот персонаж неуверенный в себе, противоположный предыдущему образу, потому что музыка с самого начала смешная, нелепая, высмеивающая.
Учитель задает вопрос: а сейчас чьи шаги слышны в музыке? (Учитель исполняет песню «Дорогою добра»). Ответы детей.
Вопрос: всегда
ли слово «дорога» надо понимать в прямом
смысле?
Кульминация.
Песня «Дорогою добра». Учитель говорит ребятам, что важно выбрать в жизни правильную дорогу, ведь их много. Предлагает им идти дорогою добра. Вопрос учителя: о чем эта песня?
Итог
урока.
Возвращаемся
к ХПИ. Дети делают вывод, что через
шаги можно представить характер человека.
Учитель говорит ребятам, что важно не
только как ты идешь, но и какой дорогой,
куда и с кем…
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:
Основной целью моей работы было – изучение практики применения личностно-ориентированного подхода в системе музыкального образования. В ходе преследования цели я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход, направленный на признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса обязательно должен применяться на уроках музыки.
В процессе моего исследования, поставленные мною задачи, были выполнены:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Раскрытие направленности личностно-ориентированного подхода на мотивацию учащихся.
3. Анализ технологии реализации личностно-ориентированного подхода.
4. Представление практики применения
личностно-ориентированного подхода в
системе музыкального образования.
Список
литературы
Информация о работе Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования