Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:52, реферат
Музыка. Слово привычное настолько, что редко кто из нас задумывается, что же оно означает. Музыка сопровождает нас практически на каждом шагу, служит фоном нашей повседневной деятельности. Мы настолько к ней привыкли, что часто даже не замечаем что именно звучит вокруг нас, привыкли не воспринимать её всерьёз.
Пункт I: Музыка – Величайшее изобретение человечества
Пункт II: Истоки музыки
Пункт III: Влияние звуковых волн определённой частоты на человека как на биологический объект.
Пункт IV: Палитра классической музыки.
Пункт V: Возвращение классической музыки.
Аристотель также
утверждал, что с помощью музыки
можно определенным образом влиять
на формирование человека, и что музыка
способна оказывать известное воздействие
на этическую сторону души.
Великий врачеватель
древности Авиценна называл мелодию
"нелекарственным" способом лечения
наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском
царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский
центр. Здесь музыкой лечили от тоски и
душевных переживаний.
Древние трактаты утверждают:
Вселенная звучит, но привычный человеческий
слух не улавливает небесных звучаний.
Их воспроизводит музыка – отражение
космической гармонии. Человек, как часть
Вселенной, настраиваясь посредством
прекрасных мелодий на гармонические
звучания Космоса, обретает духовные силы
и физическое здоровье.
Особого расцвета музыкальная
стимуляция трудовых процессов и
различных физических упражнений достигает
в античной Греции. В понимании
древних греков музыка была составной
частью философии, поэтому интерес
к ней проявляли почти все
греческие философы. Идеал воспитания
древние греки видели в так называемой
калокагатии, под которой понималась неразрывная
совокупность прекрасных физических,
моральных и духовных качеств. Согласно
этому принципу от каждого свободного
гражданина требовалась необходимая психофизическая
соразмерность, т.е. сильное, тренированное
тело и одновременно определенное духовное
развитие и моральная чистота. И музыке
как одухотворяющему, связующему началу
в этом социальном процессе отводилась
весьма важная роль.
Музыка воспитывала,
помогала и облегчала жизнь греку во многих
житейских ситуациях, она была одним из
основных предметов его занятий в палестре,
активизировала его деятельность в спортивных
тренировках и состязаниях, услаждала
его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями.
В своем трактате “Политика” Аристотель
констатирует: “Важнейшими предметами
обучения являются для греков грамматика
(чтение и письмо), гимнастика” музыка
и иногда рисование... Предки наши поместили
музыку в число общеобразовательных предметов
потому, что сама природа стремится доставить
нам возможность не только правильно направлять
свою деятельность, но и прекрасно пользоваться
нашим досугом”.
Как видите, в отличие
от нас для древних греков музыка
являлась, прежде всего, активным стимулятором
выполняемой под нее
В связи с этим
сведения о прикладном использовании
музыки в самых разных видах деятельности
человека сообщаются также в произведениях
Платона, Аристотеля, Пиндара, Страбона,
Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила,
Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно
известных античных авторов.
Эти представления,
весьма разумно интегрировавшие
гуманитарные достижения своего времени,
стали на несколько последующих
столетий основополагающими ориентирами
для всего античного общества.
С 1969 года в Швеции
существует музыкально-терапевтическое
общество. Благодаря сотрудникам
этой организации стало известно
всему миру, что звуки колокола,
содержащие резонансное ультразвуковое
излучение, за считанные секунды убивают
тифозные палочки, возбудителей желтухи
и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев
рассматривал колокольный звон и его типы
как особую сферу народной музыки.
Западные учёные,
проведя многочисленные исследования
и эксперименты, пришли к убеждению:
некоторые мелодии действительно обладают
сильным терапевтическим эффектом. Духовная,
религиозная музыка восстанавливает душевное
равновесие, дарит чувство покоя. Если
сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная
музыка – анальгетик в мире звуков, то
есть она облегчает боль. Пение весёлых
песен помогает при сердечных недугах,
способствует долголетию. Но самый большой
эффект на человека оказывают мелодии
Моцарта. Этот музыкальный феномен, до
конца ещё не объяснённый, так и назвали
– “эффект Моцарта”. Медики установили,
что струнные инструменты наиболее эффективны
при болезнях сердца. Кларнет улучшает
работу кровеносных сосудов, флейта оказывает
положительное воздействие на лёгкие
и бронхи, а труба эффективна при радикулитах
и невритах.
Начиная с XIX века, наука
накопила немало жизненно важных сведений
о воздействии музыки на человека, полученных
в результате экспериментальных исследований.
Научно доказано, что музыка может укреплять
иммунную систему, приводит к снижению
заболеваемости, улучшает обмен веществ
и, как следствие, активнее идут восстановительные
процессы. В начале XX века было экспериментально
доказано, что музыкальнее звуки заставляют
вибрировать каждую клетку нашего организма,
электромагнитные волны воздействуют
на изменение кровяного давления, частоту
сердечных сокращений, ритм и глубину
дыхания. Не случайно в современной медицине
всё большее распространение получает
наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия.
Речь идёт о восстановлении здоровья человека
при помощи занятий музыкой.
В московском центре
“Эйдос” музыкальная терапия
используется для лечения сахарного
диабета, так как было установлено,
что между уровнем сахара в
крови и психическим состоянием
существует прямая связь. Таким образом,
изменяя и регулируя своё психическое
состояние, человек может изменять уровень
сахара в крови. В этом большую помощь
оказывают звуки природных шумов: прибоя,
пения птиц, рокота океанических волн,
раскатов грома, шума дождя. Исследования
центра под руководством М.Лазарева показали,
что музыкальные вибрации оказывают благотворное
влияние на весь организм, особенно на
костную структуру, щитовидную железу,
массируют внутренние органы, достигая
глубоко лежащих тканей, стимулируя в
них кровообращение. Музыка повышает способность
организма к высвобождению эндорфинов
– мозговых биохимических веществ, помогающих
справляться с болью и стрессом.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
влияние музыки великих
гениев человечества, индивидуальное
воздействие отдельных
воздействие на организм
человека традиционной народной музыки.
Следует подчеркнуть,
что в России музыкотерапию Минздрав
признал официальным методом лечения
в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия
в мире становится признанной наукой.
Более того, в целом ряде западных вузов
сегодня готовят профессиональных докторов,
врачующих музыкой. Россия так же взяла
на вооружение этот опыт. При Музыкальной
академии имени Гнесиных создано отделение
музыкальной реабилитации. Отделение
музыкотерапии и реабилитации успешно
работает и в Российской академии медицинских
наук. Педагогам – музыкантам необходимо
идти в ногу с актуальными тенденциями
в науке. Музыкальная терапия вместе с
арттерапией, то есть терапией средствами
изобразительного искусства, может стать
эффективным методом лечения школьных
неврозов, которые сегодня всё больше
поражают учащихся, как в процессе получения
образования, так и в современной жизни
вообще.
Музыка существует
в нашей жизни как живое
знание и представление человека
о самом себе, как средство самопознания
и самовыражения. Восприятие и понимание
музыки заключается в ощущении её
связками, мышцами, движением, дыханием.
Используя классическую музыку в целях
музыкальной терапии, не следует забывать,
что среди произведений современной лёгкой
музыки, в том числе среди джаза и рока,
можно найти немало таких, которые могут
быть использованы в терапевтических
целях.
Музыка как, пожалуй,
никакое другое искусство, может
влиять на настроение, создавать его.
Все музыкальные произведения можно
условно разделить на активизирующие,
тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Восприятие музыки тесно связано
с умственными процессами, то есть требует
внимания, наблюдательности, сообразительности.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором,
воздействует на общее состояние всего
организма, вызывает реакции, связаннее
с изменением кровообращения, дыхания.
В.М.Бехтерев, подчеркивая
эту особенность, доказал, что если установить
механизмы влияния музыки на организм,
то можно вызвать или ослабить возбуждение.
Наблюдая за поведением
детей на уроках, мне хотелось проанализировать
воздействие отдельных
Мои наблюдения и
анализ результатов показывают, что
музыка, зачастую сопровождаемая просмотром
репродукций произведений изобразительного
искусства, прослушивание записей
“звучащей” природы положительно
влияют на психоэмоциональное состояние.
Здесь учитель выступает в роли терапевта,
которому нужно поставить правильный
диагноз.
Ребятам 5 класса была
предложена работа, где они должны
были написать о своих чувствах,
которые вызывает у них прослушиваемое
музыкальное произведение Э.Грига
“Утро”. Ниже приведена таблица, где мы
можем увидеть – какие предметы предшествовали
предмету “Музыка”.
Класс Предмет до музыки
5 “А” Литература
5 “Б” История
5 “В” Физическая культура
Работы ребят из
5 “А” класса были более романтичны,
глубоки и изобразительны по своему
содержанию, так как предыдущий урок настроил
их на положительные эмоции. Чуть суховаты
были работы следующего класса, который
до этого побывал на истории, где царят
четкость и лаконичность. 5 “В” класс
потряс меня разнообразием своих работ.
Некоторые учащиеся не смогли сразу переключиться
с одного вида деятельности (физические
упражнения) на эмоциональное восприятие
музыки. Поэтому в связи с вышесказанным
делаем вывод о том, что нельзя после уроков
физической культуры в расписании ставить
урок музыки. Но для опытного учителя это,
конечно, не помеха. Ведь не зря мы сказали
выше, что учитель терапевт, который ставит
правильный диагноз и назначает правильное
лечение. Но большинство ребят справились
с заданием, ведь перед началом восприятия
музыкального произведения мне пришлось
чуть по-другому построить свою тактику
ведения урока, нежели в других классах.
С ребятами пятых
же классов была проведена ещё
одна экспериментальная работа, целью
которой было: выявить настроение
детей посредством арттерапии и
музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства,
которые они ощущали, слушая музыкальное
произведение Н.А.Римского-Корсакова “Океан
– море синее”. По тематике работы получились
разнообразными. Ребята рисовали посредством
красок море, природу, портрет человека
или сказочного героя.
Класс Кол-во человек
в классе Море Природа Портрет
5 “А”
25
10 11
2
2
5 “Б”
28
10
12
2
4
5 “В”
28
По результатам
наблюдения делаю вывод: все работы учащихся
имели эмоциональную направленность,
которую они выразили в своих рисунках.
С ребятами 6 класса была проведена творческая работа по произведению Понкелли “Вальс часов” из оперы “Джоконда”, где посредством красок учащиеся должны были выразить своё отношение к музыкальному отрывку. Прослушав его, ребята выбрали определённые цвета красок и попытались передать настроение в красках. Работы получились очень интересные.
Класс Кол-во человек в классе Светлые тона Тёмные тона
7 “А”
33
7 “Б”
28
Выбрав тёмные цвета,
возможно, у ребят было плохое настроение
или какие-либо неприятности, а ребята,
выбравшие светлые тона, поразили меня
разнообразием “услышанных” образов.
Класс
Кол-во человек в классе Животные
Люди Природа Необычное
Разное
7 “А”
33
5
7
11
7
3
7 “Б”
28