Китайские иероглифы: Поэзия, живопись, музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:41, доклад

Описание работы

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет. Также Китай — одна из крупнейших стран Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты.

Содержание

1) Введение (стр.3)
2) Историческая периодизация Древнего Китая (стр.3-4)
§1. Доимперский Китай (стр.3)
§2. Имперский Китай (стр.4)
§3. Новый Китай (стр.4)
3) Развитие искусства в Древнем Китае (стр.4-5)
4) Иероглиф как искусство. Роль письменности (стр.6-9)
§1. Каллиграфия (стр.6-7)
§2. Примеры (стр.6-7)
§3. Письменность (стр.7-9)
5) Дополнительная литература (стр.10)
6) Приложения (стр.11)

Работа содержит 1 файл

История МП,китайские иероглифы-поэзия,живопись,музыка.docx

— 35.64 Кб (Скачать)
 
 

Китайские иероглифы:

             Поэзия, живопись, музыка. 
 
 
 
 
 

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             

           

                                                                                                               
 

                                                                                     Виктория Васильева

                                                                                                МП-18

Оглавление:

1) Введение (стр.3)

2) Историческая периодизация Древнего Китая (стр.3-4)

     §1. Доимперский Китай (стр.3)

    §2. Имперский Китай (стр.4)

    §3. Новый Китай (стр.4)

3) Развитие искусства в Древнем Китае (стр.4-5)

4) Иероглиф как искусство. Роль письменности (стр.6-9)

     §1. Каллиграфия (стр.6-7)

       §2.   Примеры (стр.6-7)

    §3. Письменность (стр.7-9)

5) Дополнительная литература (стр.10)

6) Приложения (стр.11) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Стр. 2

Глава 1. Введение.

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет. Также Китай — одна из крупнейших стран Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты. 

Эпоха Китая активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:

Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н.э)

Имперский Китай (Цинь — Цин)

Новый Китай (1911 —  совр.) 

Глава 2. Историческая периодизация Древнего Китая.

§1. Доимперский Китай.

Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) — группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао.  

Государство Шан-Инь.

Государство Шан-Инь(商殷)(династия Шан, кит. , пиньинь shāng), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников.  
 

Государство Чжоу.

Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований. Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы.

Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи. 

Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:

Цуньцу («Период Весны и Осени» VIII—V вв. до н. э.);

Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III вв. до н. э.). 
 

                                                                Стр. 3

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. 

Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу. 

§2. Имперский Китай.

Делится на такие  части, как: Империя Цинь, империя Хань, государство Цзинь,  государство Суй, государство Сун, государство Юань, государство Мин, государство Цин. 

§3. Новый Китай.

Революция 1911 года и  создание Китайской Республики. 

В 1911 году в Китае  началось Учанское восстание. Оно стало началом Синьхайской революции (1911—1913), в результате которой было свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.

После падения монархии, Богдо-хан Монголии отказался повиноваться республике и объявил, что его страна признавала сюзеренитет маньчжурской династии, а не Китайской республики. 3 ноября 1912 г. было заключено соглашение Монголии с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для усиления своего влияния в Тибете. Тибет поднялся на борьбу и заставил китайский гарнизон покинуть страну. С тех пор вплоть до "мирного освобождения" Китаем Тибет оставался независимым государством. Россия согласилась считать Тибет английской сферой влияния, а Англия признала русские интересы в независимой (Внешней) Монголии. 

12 февраля 1912 года  Император Пу И отрекся от престола. К власти пришёл генерал Юань Шикай премьер-министр и главнокомандующий армией. Вскоре он был провозглашен президентом Китая. 

В 1913 году произошла  «Вторая революция» под предводительством  Сунь Ятсена. Юань Шикай подавил разрозненные выступления в центральных и южных провинциях. В стране устанавливается военная диктатура Юань Шикая, основателя группировки бэйянских (северных) милитаристов. Сунь Ятсен вынужден был эмигрировать за границу. 

Глава 3. Развитие искусства в Древнем Китае.

Уже в третьем  тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится  ко времени господства династии Шан (около 1300 г. до н. э.), пришедшей на смену культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.— середина II тысячелетия до н. э.).  

Первые памятники  древней китайской культуры были обнаружены при раскопках в 20-х  гг. нашего века. Они дают представление о культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.— середина II тысячелетия до н. э.), на смену которой пришли памятники эпохи Шан (Инь) (ок. XVI—XI вв. до н. э.).  

                                                                Стр. 4 

Это был мифологический этап развития философской мысли. Главными были представления о небе, дарующем жизнь, и о земном начале, а также  культ предков, духов неба и земли, которые причудливо сочетали в себе черты животных, птиц и людей. Им приносились жертвы вином и мясом, для чего из бронзы отливались специальные  обрядовые сосуды. На сосудах типа Шан (Инь) обнаружены и первоначальные формы иероглифической письменности.  

В XII—III вв. до н. э. заканчивается мифологический этап развития представлений о природе. Развиваются учения даосизма и конфуцианства, которые по-новому раскрыли тему мира и человека в нем. Сами мифологические божества стали восприниматься более условно, зато образ человека делается конкретнее. В сосудах V—III вв. до н. э. появляются целые сцены труда, охоты, сбора урожая.  

Своего наивысшего подъема китайская культура достигает  при правлении династии Чжоу, длившемся  около 8 веков (вплоть до III в. до н. э.).  

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма, который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого.. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.  

В Китае строятся первые пагоды и скальные монастыри, состоящие из сотен больших и  малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и  заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15—17-метровой высоты, можно  видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью  мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII—X вв.) в  росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.  

Такое отношение  к пейзажу сохранилось и в  эпоху Сун (X—XIII вв.), когда этот жанр живописи сделался наивысшим выражением духовных исканий китайских художников. Согласно вероучениям того времени, мир — человек и природа — един в своих законах. Сущность его — во взаимодействии двух начал — «инь» (воды) и «ян» (гор).  

В 1127 г. весь север  страны захватили кочевые племена  чжурчжэней. Правителям Китая пришлось отступить на юг, где была основана новая столица Ханчжоу. Позор  поражения, тоска по оставленным  землям во многом определили настроения искусства XII—XIII вв. Природа стала  как бы единственным утешением в  печали, и в ее трактовке возникли новые черты. Она становится более соразмерной человеку. 
 
 
 

                                                                Стр. 5 

Глава 4. Иероглиф как искусство. Роль письменности. 

§1. Каллиграфия — это не только умение красиво и чётко писать, а древнее искусство, требующее большого таланта и прилежания. Считается, что стать настоящим мастером каллиграфии может только тот человек, который умеет хорошо контролировать свои эмоции…

 §2. К примеру, Джон Вин Хуа пишет не только кистью, но и ладонями и пальцами. Выводить иероглифы может чем угодно, хоть овощами. Кроме того, у него своеобразный стиль работы. Он пишет одновременно двумя руками, перевернув хлопковую или льняную бумагу верхней частью к себе и двигаясь от последнего слова к началу текста. Обычному человеку даже предложение написать так затруднительно, не то что выводить красивые и сложные знаки. Его любимые иероглифы — «счастье», «долголетие», «спокойствие», «удача» и «здоровье». Он помнит наизусть многие строки из стихов древнего поэта Поднебесной Ван Ши Хуа: «Солнце на закате на запад садится. Большая река впадает в Желтое море»… Мастерская и галерея одного из самых известных в стране мастеров каллиграфии находится на территории Пекинского университета.

 Джон Вин Хуа прославился и как каллиграф, и как живописец. Но именно каллиграфию он считает самым сложным из всех изящных искусств, требующим силы духа и умения отрешиться от суетного. Недавно в свет вышел большой красочный альбом с лучшими работами мастера. «Если хотите научиться просто красиво писать слова, каллиграфией лучше не заниматься», — говорит он своим ученикам на первом же занятии. Это искусство требует от человека частички его души в каждом написанном им на ткани или бумаге слове. Мало изобразить иероглифом, к примеру, сидящего, идущего или бегущего человека. Нужно передать ещё и его внутреннее состояние.

 С древних времен  в Китае мастера вместо подписи  пользовались личными печатями. Их хранили как зеницу ока,  ведь это были персональные  «знаки качества». Сделав красный  печатный оттиск, Джон Вин Хуа подтверждает тем самым, что работа создана им лично. Цены на работы каллиграфов в Китае могут быть разными. Самую недорогую можно купить за 400 юаней, это примерно 2000 рублей. Произведения же знаменитых мастеров стоят намного дороже. Творение известного мастера, написанное кистью из козьей шерсти, может стоить до двух миллионов рублей!

Информация о работе Китайские иероглифы: Поэзия, живопись, музыка