Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат
Казахи – создатели богатейщей и самобытнишей художественной культуры. Инструментальный пласт в ней – инструментальная музыка, инструмнтальное исполнительство и музыкальный инструментарий – занимает значительное место и выступает на паритетных началах с песенно-поэтическим.
Музыкальный инструментарий казахов разнообразен, богат и специфичен. Он включает в себя более 20 разновидностей инструментов, - история инструментов уходит своими корнями в глубь веков.
Казахи –
создатели богатейщей и самобытнишей
художественной культуры. Инструментальный
пласт в ней – инструментальная
музыка, инструмнтальное
Музыкальный
инструментарий казахов
Традиционные инструменты, их своеобразие и функционирование обусловлены кочевым и скотоводческим укладом жизни казахов, бытом и обычаями, спецификой мировозрения, особенностью мышления и психологией эстетического восприятия. Процесс становления, развития и совершенствования музыкалного инструментария представляет собой сложный многовековой процесс, тесно связанный со всем ходом исторического, социально-экономического и культурного развития народа.
Эволюция
инструментария, его функции и
место в обществе подтверждают,
что это был процесс «
Этот эволюционный
процесс не следует упрощать
и представлять себе
2. Казахские
фольклорные музыкальные
^ Духовые инструменты
Духовые инструменты у тюркских народов бытовали с глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены у народов Средней Азии.
Название сырнай является общераспространенным термином, применяемым к различным видам музыкальных инструментов. Например: камыс сырнай – инструмент из камыша, муиз сырнай – инструмент из рога (муиз - рог), кос сырнай – инструмент, состоящий из двух трубок (кос - пара), саз сырнай – инструмент, изготовленный из глины (саз – глина).
^ Камыс сырнай, кос сырнай и муиз сырнай.
Камыс сырнай и кос сырнай, изготовленные из камыша, отличаются от других духовых казахских инструментов силой звучания и тембровой окраской. Своеобразный тембр создается благодаря язычку, посредством которого извлекается звук.
^ Камыс сырнай
имеет следующие
Звукоряд
и строй сырная и кос сырная
зависят от расположения
Если из сыбызгы, которая имеет всего три отверстия, извлекается до двадцати звуков при диапазоне ее в две с половиной октавы, то камыс сырнай, имея пять отверстий, дает всего шесть звуков в объеме большой сексты. Этот инструмент обладает довольно сильным звучанием, несмотря на его миниатюрный размер.
Мїіз сырнай - продольно изогнутый рог (натуральная труба без мундштука). При его изготовлении используется только полая часть рога горного козла. Назначение инструмента в быту – сугубо практическое, прикладное. Это сигнальный инструмент, которым пользовались воины-батыры, пастухи или мергены-охотники, трубившие сбор, призывая к началу охоты, атаки.
^ Саз сырнай, ускирик и тастаук
Їскірік – также бытовал с древних времен. Он представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий силуэт летящей птицы.
Тасауыќ – (тас – камень, тауыќ - курица) изготавливается народными умельцами из глины таким же способом, как и ускирик. Этот инструмент имел три или четыре игровых отверстия. Тастаук отличался от саз сырная и ускирика внешней формой – в его контурах можно было увидеть сходство с курицей.
Керней – продольная прямая натуральная трубка. Внешне он представлял собой довольно больших размеров деревянную трубку, вдетую в верблюжью гортань. Корней имел сильный зычный звук – сигнал призыва, бедствия, победной фанфары, далеко разносившийся в степи или горах.
Сыбызєы – инструмент древнейший. Он идентичен наю узбеков, таджиков, уйгуров, сыбызгы-наю киргизов.
Диатонический
строй сыбызгы зависил от
Сыбызгы имеет
неповторимы специфический
^ Струнные инструменты
Во всех работах исследователей давалось точное описание конструктивных особенностей древнего семиструнного инструмента – жетыгена, - отмечалось сходство его с гуслями, арфой, лютней, орбращалось внимание на его необычайно мягкий звук.
Эти импровезационные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием«Жетігенніѕ жетеуі» («Семь кюев жетыгена»).
Шертер
Он отличается от
домбры меньшими размерами,
Домбыра – самый распространенный инструмент казахского народа.
Инструмент под названием
домбра (думра, донбура, думбрак,
тамдыра и др.) сохранился у
многих народов, близким
Домбра стала тем инструментом, который делил радость и горе казахского народа на протяжении всей его истории.
Домбры изготавливались в народе кустарным способом. Качество инструмента зависело от уровня мастерства изготавливавшего ее музыканта и материала – ели, чинары, клена, липы.
Казахские домбры всех видов имеют лады-перевязи-перне из жильных струн в два или три обхвата. Их число на западно-казахстанской домре – 12-15; на восточно-казахстанской – 7-9. Две струны, натягиваемые на домбре, изготавливались из бараньих и козлиных кишок.
Казахская домбра имеет
три вида разновидности строя:
квартовый (самый
Широкому распространению домбры способствовало то, что она удобна для игры в любых условиях, доступна и имеет большие возможности. Скромная домбра в руках умелого исполнителя, писал А. Затаевич, «порою возвышается до невозможных для ее средств возможностей. Она то поет – тянет звук, как духовой инструмент, - то брызжет тончайшими фигурками пассажей, то изумляет скоростью звуковых пунктиров».
Кылкобыз – смычковый инструмент с двумя волосяными струнами. Он выдалбливается из цельного куска дерева – березы, сосны, можжевельника. Формой кылкобыз напоминает взлетающего лебедя.
Кылкобыз состоит из трех частей: головной (бас), средний (основание - кеуде) и нижней (аяк). Основание имеет форму открытой чаши, вытянутой книзу. Нижняя часть инструмента обтягивается кожей, являясь, таким образом декой. Струны для кылкобыза изготавливались из конского волоса, что придавало инструменту богатое обертонами звучание, близкое по тембру человеческому голосу. Возможно, что это важное качество привлекало шаманов и способствовало тому, что в инструментарии казахов кылкобыз занимает особое место.
^ Ударные инструменты.
Дабыл.
В устном народном творчестве
дабыл – это инструмент, служивший
для подачи сигналов. Обычно им пользовались
воины в наступлении или
Дабыл отличается от других ударных инструментов тем, что на его ободок с двух сторон натягивалась кожа. Для подвешивания к седлу сбоку прикреплялась деревянная ручка либо петли из кожи. Судя по простоте устройства, дабыл, вероятно, является наиболее древним из казахских ударных инструментов.
Дангыра и кепшик также относятся к инструментам группы мембранных. В отличие от дабыла дангыра обтягивалась кожей лишь с одной стороны и внутри обвешивалась металлическими цепочками, колечками, пластинками различных форм. Кепшик по своему устройству отличался от дангыры лишь отсутствием на нём металлических подвесок. Эти инструменты имели открытый и резкий звук. Национальные разновидности дангыры были у многих народов. Например, чуваши свой инструмент называют хангрма, алтайцы и калмыки – дунгурга, киргизы и тувинцы – дунгур, узбеки – дойра, уйгуры – дап и т.д.
Дауылпаз и шындауыл – инструменты древнего происхождения, по своему устройству более сложные, чем дабыл и дангыра. Они имели котлообразные корпуса, полая часть которых обтягивалась кожей. Друг от друга эти инструменты отличались тем, что дауылпаз имел деревянный корпус, а шындауыл металлический и звучал значительно сильнее. Название «дауылпаз», видимо, состоит из двух слов – дауыл и паз, подобно киргизскому доол-бас, азербайджанскому тэбль-баас или уйгурскому тевил-ваз. В народном быту эти два инструмента употреблялись как сигнальные.
^ Самозвучащие музыкальные инструменты.
Асатаяк – шумовой музыкальный инструмент, который наряду с дангырой и кылкобызом был широко распространён среди баксы. Слово «аса» происходит от древнетюркского «хасса», что означает трость, жезл.
Этот Асатаяк изготовлен
из целого куска дерева. Его
головка, обвешенная десятью
Конырау (колокольчик) – музыкальный инструмент, широко использованный в прошлом народными исполнителями. Применяется для сопровождения народных песен и кюев. Инструментом пользовались кылкобызисты, домбристы, шанкобызисты, а также и баксы. Домбристы и кылкобызисты навешивали Конырау на головку, шейку, либо во внутрь корпуса инструмента. В нужный момент исполнитель, потрясывая инструмент, создавал звон, тем самым усиливая звук и придавая своеобразное звучание народной музыке. Женщины, игравшие на шанкобызе, навешивали Конырау на пальцы. Здесь звучание Конырау определялось движением пальцев, ударявших по стержню. Баксы, навешивая Конырау на головки асатаяка и кылкобыза, применяли их при исполнении ритуальных мелодий. Временами заставляя звучать Конырау, баксы усиливали звучание кылкобыза и голоса.
В настоящее
время, восстановив