Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:23, контрольная работа
Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания ребёнка. Хорошо пишет об огромном значении музыки известный композитор Д. Шостакович: «Музыка вызывает к жизни слабые и ещё неосознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание».
Введение…………………………………………………………………………… 3
I. Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности)…….. 4
II. Анализ музыкального произведения……………………………………….. 20
III. Конспект музыкального занятия……………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Литература……………………………………………………………………….. 33
11. Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты.
12. Одночастная форма.
13. Впоследствии “Танец с саблями” был переложен для разных инструментов, и для разных составов ансамблей.
III. Конспект музыкального занятия
ДЕТЯМ О ЧАЙКОВСКОМ
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством П.И.Чайковского.
Воспитатель: Дети есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик - Петя.
В семье было много детей, Петя был младшим, все его любили, т.к. он был добрым. С Петей всегда было радостно и занимательно. Он был горазд на выдумки и весёлые игры.
Однажды произошёл случай: в доме были гости, играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был оживлён и весел. Но, к концу вечера ушёл спать, сказав гостям, что «музыка повсюду, она не даёт мне покоя».
Вот таким был маленький Петя Чайковский.
У него был племянник, честь него он написал «Детский альбом». Необычайно забавные пьесы. Послушаем?
Дети: - Да!-
Дети слушают «Марш оловянных солдатиков» (определяют характер, «рисуют» мысленно картинки).
Воспитатель: Слышите, как дрожит земля, как шумят деревья – это летит Баба Яга (игрушечная кукла), дети вместе с воспитателем произносят слова:
Нос крючком
Зубы торчком
А в волосах ветер свищет
Куда несется старая?
На какие злые дела?
(Ответы детей, слушаю «Бабу Ягу»).
На солнце тёмный лес зазрел
В долине Пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто, с вышины поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны!»
(Дети слушают «Песню жаворонка»,- определяют характер произведения). Ребята давай – те рассмотрим птиц со всех сторон.
В пьесе "Песня жаворонка" П.И.Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.
Воспитатель:
Ну-ка парни,
Ну, девчонки!
Вам ли в танце не кружиться!
Все танцуют до упаду
Музыкантов ждет награда.
Пляшут сердце и душа
Больно пляска хороша!
(Дети слушают « Комаринская»).
Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой.
Заключение
Таким образом, музыка может рассказывать о многом: о грустном, веселом, о том как шумят деревья, о журчании ручейков. У детей формируются первые представления о содержании песен, пьес, об их форме (вступление, заключительная часть, запев), о наиболее ярких средствах музыкальной выразительности.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
Литература
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М., 1991.
2. Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М.1995.
3. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.
4. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. М.:- 1995.
5. Девуцкий В.Э. Особенности фразировки в музыке.- М., 1987.
6. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. – М., 1997.
Информация о работе Как рассказывает музыка. Средства музыкальной выразительности