Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, реферат
Сегодня рок-музыка не так востребована, как раньше. Когда мои родители были молоды, рок музыка была очень популярна, и не было подростка, который не слушал рок.
Было очень много групп, которые сейчас потеряли свою популярность: Агата Кристи, Аквариум, Алиса, ДДТ, Король и Шут, Машина Времени, Nautilus Pompilius, Чиж&Co. Лишь некоторые группы и по сей день сохраняют свою популярность, не смотря на то, что вкусы общества постоянно изменяются.
Но моя задача рассказать об истории русской рок-музыки, о первых ее шагах.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Цель……………………………………………………………………………………………………………4
1.Итак, что же такое рок-музыка………………………………………………………………………5
2.Первые шаги…………………………………………………………………………………………………6
3.Русский рок…………………………………………………………………………………………………7
4.Зарождение…………………………………………………………………………………………………7
5.Расцвет, 80-е………………………………………………………………………………………………8
6.Региональные сцены………………………………………………………………………………………9
6.1. Ленинград
6.2. Москва
6.3. Урал и Свердловск
6.4. Сибирь
6.5. Харьков
7.«Красная волна» …………………………………………………………………………………………11
8.Конец 80-х – начало 90-х …………………………………………………………………………………11
9.90-е и современность……………………………………………………………………………………12
10.Русский рок за пределами России ……………………………………………………………………13
11.Рок-группы Украины ……………………………………………………………………………………13
12.Особенности ……………………………………………………………………………………………13
13. Опрос…………………………………………………………………………………………………………
Выводы ………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы ………………………………………………………………………………………15
Несмотря на то, что
увлечение рок-музыкой в СССР
было повсеместным, к концу 80-х оформился
ряд центров советского рок-движения, заметно
отличавшихся друг от друга как по стилю,
так и по организационным особенностям.
Прежде всего выделяются три крупнейших
центра русского рока — Москва, Ленинград (
Центрами рок-музыки в СССР были:
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).
После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом(Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).
Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.
С этого момента создавались
многочисленные новые группы, дорога
которым была уже открыта. В России
впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постп
Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».
Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.
По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».
В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.
Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.
Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», «Мара»), Леонид Бурлаков(«Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.
В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь», «Хуго-Уго»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Темнозорь», «Аркона», "Butterfly Temple"), дум — и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.
Появился русский альтернативны
Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.
10.Русский рок за пределами России
Иногда к русскому
року относят себя некоторые русскоязычные
группы за пределами России, а также различные группы в странах
бывшего СССР, на которые оказал влияние русский
рок. Например, одна из таких рок-групп —
«Адаптация», которая, несмотря на нахождение
в Казахстане (Актюбинск), имеет полное
право называться русским роком. В связи
с этим возникло название «советский рок»,
так как, по большей части, группы бывшего
СССР по звучанию — именно то, что называют
русским роком. Есть группы, созданные
русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Кан
На Украине рок развивался со времён СССР. Наиболее известные группы — такие как «5'NIZZA», «Вопли Видоплясова», «Братья Гадюкины» и «Океан Эльзы» — и многие другие в течение 80-х — 2000-х годов сформировали самобытный украинский рок, однако и русский рок представлен в творчестве музыкантов Украины тоже достаточно ярко. В частности это группы «Мы100», «ТОЛ», «Хламида», «Димна суміш», «MARVEL», «Дороги меняют цвет». С русскоязычных песен начинала свой путь группа «Кому вниз» (альбом «Падая вверх»), отдельные русскоязычные песни есть у группы «Вопли Видоплясова».
12.Особенности
Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в западном, у него есть и свои, национальные, особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии. Не все рок-группы из России играют русский рок.
13. Опрос
Я провела в своем учебном заведении опрос, связанный с музыкальными предпочтениями молодежи. Результаты опроса приведены ниже (Табл.1).
Таблица 1. Результаты опроса
Кол-во опрошенных |
Положительно |
Отрицательно |
Нейтрально | |
Как вы относитесь к рок-музыке? |
30 |
15 |
10 |
5 |
Как вы относитесь к русскому року? |
30 |
12 |
6 |
12 |
Из таблицы видно, что рок популярен, но в основном зарубежный.
Вывод
История Русского рока весьма интересна и разнообразна, и я считаю, что потратила время с пользой, изучая историю любимого жанра. Также я узнала о группах, про которые раньше даже не слышала, и это подтолкнуло меня к тому, чтобы ознакомиться с русским роком в более обширном диапазоне прослушиваемых мною композиций.
И пусть, сейчас рок-музыка не так востребована в обществе как раньше, но все же я рада, что остались еще те люди, которые, как и я, преданы року.
Список литературы:
1.Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Рок-музыка»
2.Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Русский рок»