Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:01, статья
Система работы с хоровым коллективом в учреждении дополнительного образования детей
Мальцева О. И.,
преподаватель предметно-цикловой комиссии
«Хоровое дирижирование».
Стаж работы 33 года
ДОМАШНЯЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ
НАД ОСВОЕНИЕМ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ
Домашняя работа студента-хормейстера над хоровой партитурой начинается с момента знакомства с нотным текстом данного произведения. Партитура (с итальянского partitura - разделение, распределение) - это нотная запись ансамблевой музыки. В ней сведены партии всех голосов, звучащих одновременно. Данный термин возник в XV в. Партитурой тогда называли новый вид нотной записи хорового многоголосия. В дальнейшем в связи с развитием мелодической и ритмической самостоятельности партий возникла необходимость выделять для каждого голоса строку нотного стана и размещать их одну под другой. Принцип параллельного размещения сохранился до сих пор.
Строки партитуры объединяются тактовыми чертами и специальной скобкой-акколадой. Хоровая партитура дает общую картину мелодического и ритмического движения голосов, текст, распевы, роль каждой хоровой партии. В записи хоровой партитуры существует значительное разнообразие - от однострочных до восьмистрочных и более, в зависимости от состава, типа и вида хора, количества хоровых партий.
Первое чтение - разбор хорового произведения - дает возможность разобраться в нотном тексте, играть с остановками и повторами сложные фрагменты, а также использовать медленный темп исполнения.
Этот период можно разделить на следующие моменты:
- зрительное прочтение партитуры;
- обзорное исполнение;
- более детальное изучение (аппликатура, цезуры, фразировка и т. д.).
В звучании на фортепиано должны быть переданы свойства вокального звуковедения и пения:
- соблюдать плавное «протяженное» legato;
- максимально связывать пальцами звуки;
- определять точную аппликатуру;
- обращать внимание на особенность вокально-хоровой фразировки хорового произведения;
- учитывать смену дыхания;
- играть, не глядя на клавиши и руки, ощущать инструмент;
желательно «охватывать взглядом» и ноты, и литературный текст для определения музыкальной фразы и цезур.
Зрение должно опережать исполнение. Исполнение хоровых партий на фортепиано требует постоянной тренировки. Читать с листа, предварительно просмотрев и определив тональность, тип, вид хора, размер, отклонения и т. д., - такой навык просто необходим дирижеру-хормейстеру. Конечно, первокурсникам сложно сразу понять и почувствовать разницу в исполнении хоровых произведений на фортепиано; этот навык требует вдумчивой работы в овладении «певучего звука». На начальном периоде обучения несложные хоровые партитуры лучше играть без педали, соединяя звуки максимально связно. Этой работе может помочь пропевание хоровых партий, пение одного голоса с игрой другого.
После первого знакомства с произведением начинается скрупулезное изучение, осознание всех деталей. Сложное произведение необходимо учить по частям, разделам, фразам, мотивам. По мере того как становятся ясными все сложные моменты, разобраны ритм, метр, гармония, - произведение начинает звучать более слаженно, обдуманно, прочувствованно.
Очень помогает и такой вариант работы, как игра в ансамбле: студент играет хоровую партитуру, а педагог - аккомпанемент. Ансамблевое исполнение делает невозможным остановки, повторение аккордов, активизирует внимание, заставляет слушать себя в ансамбле. Кроме сказанного, хочется отметить такой вариант работы, как исполнение упрощенного аккомпанемента в сочетании с игрой хоровой партитуры. Полученный навык необходим в работе с хором, в отсутствии концертмейстера, дает свободу музыкального творчества.
Большое художественное значение имеет педализация. В хоровой партитуре педаль меняется на каждый аккорд. Чаще применяется педаль запаздывающая, чтобы отразить певучесть звука. Своевременная и верная педаль расширяет тембровые возможности фортепиано в передаче хорового звучания.
По мере усвоения музыки в деталях следует представить дирижерскую манеру передачи музыкальных образов произведения. Точное соблюдение авторских указаний в игре на фортепиано поможет студенту наполнить дирижерский жест элементами выразительности. Многократные повторения игры хоровой партитуры на фортепиано дадут свободу мышцам, автоматизм перейдет и на мануальную технику. Результатом большой, регулярной работы будет яркое воплощение музыкального образа и выполнение творческого замысла композитора.
Далее следует период музыкально-теоретического осмысления. Необходимость анализировать хоровые произведения как обязательное условие подготовки дирижера к работе с хором, успешной исполнительской работы нашло свое отражение в трудах лучших отечественных дирижеров. «Не берись за работу над сочинением, которого не воспринимаешь полностью своим сознанием и чувством. Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобою не изученным, не проанализированным всесторонне» - так звучат советы П. Г. Чеснокова, изложенные в его работе «Хор и управление им».
Анализ партитуры помогает выявить технические, стилистические, вокальные и другие особенности произведения. На основе анализа хоровой партитуры дирижер определяет конкретные выразительные средства для практического воплощения, составляет исполнительский план произведения.
Работа над анализом хоровой партитуры обогащает общие и специфические знания студента в области истории музыки, гармонии, музыкальной формы, хороведения, приемов дирижерской техники. Накопление этих сведений является необходимым условием развития личности дирижера-хормейстера.
Существует план анализа хоровой партитуры, содержащий примерный круг вопросов:
1) общие сведения о произведении (автор музыки, эпоха, стиль);
2) анализ литературного текста (автор текст*, эпоха, стиль);
3) анализ теоретических, музыкально-выразительных средств;
4) анализ вокально-хоровых особенностей;
5) составление исполнительского плана.
Одним из главных вопросов является уяснение содержания произведения. Он касается и музыки, и литературных средств, поэтому важен вопрос о соотношении поэтического текста и музыки.
Следующий момент, который определяет основу исполнительской интерпретации, - правильное понимание структуры произведения. Разделы формы должны служить отправными точками исполнения, их нужно оттенить средствами артикуляции, динамики, агогики. Конкретные результаты анализа хорового произведения, его качества зависят от объема музыкально-теоретических знаний студента, его аналитических способностей и навыков, опыта, накопленного в результате работы над хоровыми произведениями.
Далее, когда студент досконально изучил хоровую партитуру: игру, владение звучностью, формой, стилем, голосами, когда он имеет свое слышание, можно перейти к освоению дирижерских жестов. Дирижерская техника складывается из гибких навыков, способных объединить все умение студента в дирижировании «под рояль». Долг концертмейстера стараться точно исполнять указания дирижера, выполняя дыхание, снятие звука по руке. Это достаточно сложный вид работы, так как не всегда совпадают две величины - внутренний слух студента и реальное звучание на фортепиано. Установление реальной связи между творческим слухом и дирижерской техникой, всемерное развитие и укрепление этой связи - процесс длительный.
Студент, механически следующий за преподавателем, бессознательно повторяющий его приемы и манеры, не учится самостоятельно мыслить, а «натаскивается». В дальнейшем он не сможет самостоятельно найти способы и приемы управления хором. Задача педагога - выявить слабые моменты в работе студента и стимулировать поиски нужного варианта.
Единственно верный путь в работе над хоровой партитурой заключается в глубоком постижении стиля и характера произведения, в осознании общей драматургической линии, в отборе и шлифовке жестов, соответствующих музыке. Разделение исполнительского процесса на составные части является условным, так как на практике они взаимодействуют друг с другом. Изучение и постижение хорового произведения никогда не заканчивается, а продолжается в процессе воплощения реального звучания музыки.
Приложение
Советы молодым дирижерам П. Г. Чеснокова
(фрагменты из книги «Хор и управление им».
М.: Музгиз, 1961):
1. Техника помогает вдохновению, а потому выучивай сочинение с хором прежде всего технически совершенно.
2. Помни, что ты руководитель в своем деле; сознание ответственности поможет тебе в преодолении многих трудностей.
3. Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя.
4. При управлении хором будь всегда хотя бы отчасти на подъеме; отсутствие подъема ослабляет исполнение.
5. На занятиях с хором будь оживленным, изобретательным, остроумным; завоевывай авторитет у хора интересными занятиями и артистическим исполнением выученных сочинений.
6. Перед выходом на эстраду возьми 2-3 глубоких, медленных дыхания; это благоприятно действует на нервную систему.
7. Цени и уважай хорового певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательность - необходимые условия для художественной работы.
Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры.