Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:43, реферат
В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, не меркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Красота и художественная правда его сочинений находила и находит взволнованный отклик и в сердцах современников Глинки, и в наших сердцах. Его музыка – неотъемлемая часть духовного богатства нашего народа, бесценный вклад великого композитора в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, не меркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Красота и художественная правда его сочинений находила и находит взволнованный отклик и в сердцах современников Глинки, и в наших сердцах. Его музыка – неотъемлемая часть духовного богатства нашего народа, бесценный вклад великого композитора в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Он открыл собственно «период русской музыки», четко разграничив её развитие на этапы: доглинский и послеглинский.
Таким образом, с именем великого композитора справедливо связано создание русской музыкальной классики, национальной классической музыкальной школы, основанной на тех же музыкальных принципах, которые обусловили музыкальную художественность музыки Глинки, сделав его творчество важнейшей составной частью русской культуры первой половины 19 века.
Он говорил: «Музыку создает народ, а мы, художники, только её аранжируем.» Он был способен выразить «истинный народных дух» , писал замечательный русский критик В.В.Стасов.
Прежде всего, мелодика композитора коренным образом связана именно с русским национальным мелосом.
Дальний край русской земли . Смоленщина. Село Новоспасское. Здесь на утренней заре 20 мая 1804 года в поместье у Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил. С ранних лет он слушал народные сказки и песни – это отразилось в его будущем творчестве, до последних дней русская песня была его любимейшей музыкой.
Грянули грозные события Отечественной войны 1812 года. огненный отблеск тех лет навсегда запечатлился в юной душе будущего музыканта. неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой ,на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки- художника и гражданина.
Развитие музыкальных способностей глинки способствовало домашнее воспитание. Он научился игре на фортепьяно и на скрипке. Осенью 1817 года , 13-ти летний Михаил отправился в педагогический институт в Петербург. Кончилось детство , начиналась юность.
2 февраля 1817 года мальчик был зачислен в список пансионных воспитанников. Одним из преподавателей Глинки был друг А.С Пушкина В.К. Кюхельбекер.
Воспитывался там и Левушка Пушкин , младший брат А.С.Пушкина. тогда же Глинка впервые встретился с А.С Пушкиным.
Занятия музыкой Глинка возобновил сразу же по приезде в Петербург.
Родители постоянно водили его в театр .балеты и оперы приводили тогда юношу в неописанный восторг.
Закончив пансион в 1822 году, глинка не торопился с поступлением на службу .все свое время Глинка отдавал игре на фортепьяно и сочинению музыки. Первыми сочинениями были вариации не тему Моцарта и вальс для фортепьяно. Весной 1823 года , для поправления здоровья Михаил был отправлен на Кавказ. Красочные картины народной жизни , первое прикосно
овение к востоку- память об этом стала источником лучших восточных вдохновений Глинки ( 3 и 4 действие «Руслан и Людмила»)
Вернувшись домой весной 1824 года ,молодой композитор с новым рвением взялся за сочинение музыки, игру на скрипке и фортепьяно.
Трагический день 14 декабря 1825 года Глинка был на Дворцовой площади. Он видел полки восставших солдат и во главе их много «очень знакомых» людей. В 1826 году Глинка почти не мог сочинять . В 1828 году он оставил службу и работал над формами камерно-вокальными романсами и русскими песнями. в 1828 году познакомился и даже музицировал с А.С. Грибоедовым
Но вскоре Глинку «посетила» болезнь : возросли жестокие нервные боли. Поездка композитора в Италию и Германию была вызвана надеждами на выздоровление . 3 года проведенных Глинкой в Италии , стали временем окончательного созревания его таланта. Он часто посещал театр Ла Скала ,знакомясь с оперными шедеврами Доницетти , Россини, Беллини. Он много странствовал по Италии . В марте 33года в Венеции познакомился с Карлом Брюлловым, писавшим тогда свою картину «Последний день Помпеи». Европейские музыканты относились к Глинке с большим уважением. Здесь в Италии были изданы его инструментальные и вокальные сочинения . По возвращению в Россию Глинка решил написать русскую оперу . По вечерам он бывал у В.А. Жуковского ,который предложил ему сюжет на историю героического подвига крестьянина Ивина Сусанина. Свое сочинение Глинка назвал « Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера в пяти действиях». Либретто для оперы написал барон Розен , но директор театров согласился поставить ее если Глинка не будет требовать за нее денежного вознаграждения и переименует в «Жизнь за царя». Первое представление состоялось в 1836 году. На премьере присутствовал А. С. Пушкин :
зависть, злобой омрачась,
пусть скрежещет , но уж глинку
затоптать не может в грязь.
В 1835 году Глинка женился на М. П. Ивановой и был счастлив в браке.
В конце 37-го года глинке предложили место капельмейстера в Придворной певческой капелле.
Глинка начинает работу над оперой «Руслан и Людмила» ,но из-за работы в капелле приходилось работать над оперой с перерывами.
Его произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье» были посвящены Е. Керн .
1839 году Глинка переехал на квартиру Степанова и подал прошение об отставке от службы в капелле.
В 1842 году Глинка представил партитуру «Русланы и Людмилы» директору театров и тот согласился на ее постановку. Но путь оперы на сцену оказался тернистым.
Глинке не терпится вырваться из Петербурга. начинаются годы странствий. он едет в Париж. В париже он виделся с А. Мериме , В. Гюго ,Г. Берлиозом. Глинка пропагандировал русскую музыку в Париже в этом помогал ему Берлиоз .в 1845 году глинка отправляется в Испанию . Испанцы показались ему добрыми и радушными, а если иногда и вспыльчивыми ,то не надолго. Они больше других «иностранцев» соответствовали «его характеру». В Мадриде он нашел необходимые для него условия, для жизни.
народная музыка Испании послужила созданию «Арагонской хоты»
В 1847 году композитор вернулся после 3-х лет скитаний в Новоспасское.
Но уже в 1848 году от суетливой жизни Глинка уехал в Варшаву. В ноябре 1848 года решил вернуться в Петербург . Теперь Глинку окружала молодежь- братья Стасовы, А. Серов, Балакирев . Последующие годы Глинка провел между Парижем и Петербургом. Здоровье Глинки слабело .и 3\15 февраля 1857 он скончался. Похоронен он в Петербурге в Александро- Невской лавре.
Подобно Пушкину Глинка мог бы сказать о себе : «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой». Творчество композитора получило, однако, полное признание не только в России и Советском Союзе, но и во всем мире. Нелегким был путь его постепенного , последовательного и настойчивого завоевания. Трудным было преодоление враждебности, снисходительного пренебрежения и равнодушия к творчеству великого русского композитора, так же как и к самому факту существования русской музыки вообще.