Биография Мусоргского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:12, доклад

Описание работы

Мусоргский родился 9 (21 марта) 1839 г. в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусорских. Фамилией «Мусорский» композитор подписывал деловые бумаги, букву «г» внёс в 1860-х гг. в частной переписке. До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле.

Работа содержит 1 файл

Биография Мусоргского.docx

— 17.39 Кб (Скачать)

Биография 

Мусоргский родился 9 (21 марта) 1839 г. в имении родителей  в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусорских. Фамилией «Мусорский» композитор подписывал деловые бумаги, букву «г» внёс в 1860-х гг. в частной переписке. До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле.

Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. 

Игре на фортепиано Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. Хотя пению Мусоргский не учился, он обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского. В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. 

Написав несколько  романсов, Мусоргский принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений композитора. Для оперной обработки Мусоргский сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

Известность Мусоргскому  принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. Поставлена была вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию оперы за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее  десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья Мусоргского, отрицательно сказалось на интенсивности  его творчества. После ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства он довольствовался случайными заработками и некоторой финансовой поддержкой друзей. Мусоргский умер 16 (28) марта 1881 г. в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет композитора был написан Ильёй Репиным там же за несколько дней до смерти. Мусоргский похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. 

В 1972 году в деревне  Наумово (Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия Мусоргского) открыт Музей-заповедник М.П.Мусоргского. Усадьба Мусоргских в селе Карево (расположенном рядом) не сохранилась.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872)

«Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883)

«Калистрат»,

«Сиротка»

«Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916),

фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874),

вокальный цикл «Детская» (1872),

вокальный цикл «Без солнца» (1874),

цикл «Песни и  пляски смерти» (1877)

БОРИС ГОДУНОВ, ИДЕЯ

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя  для написания либретто текст  Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «КАРТИН»

1. 1. Мусоргский и  Гартман 

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл  в историю искусства XIX века как  один из основоположников «русского  стиля» в  архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек  незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как  стипендиат («пенсионер»)  Академии художеств. По возвращении в Россию за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика.

Стремление Гартмана вводить в проекты русские  национальные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности  В. В. Стасову, который пропагандировал  идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые  увиделся с 36-летним художником. Гартман  обладал живостью характера и  лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

В феврале—марте 1874 г. в  Императорской академии художеств  по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных  за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий;

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к  созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую  тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение  большинства из них неизвестно.

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые  «картинки» из будущего цикла импровизировались  автором[1]. Но окончательно замысел  сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись  от написания песен «Без солнца», принялся за новое сочинение. Весь цикл был написан на творческом подъёме  всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты  было «Гартман». Мусоргский писал Стасову: «Гартман кипит, как кипел „Борис“, — звуки и мысль в воздухе  повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю  царапать на бумаге … Хочу скорее и надёжнее сделать … До сих пор считаю удачным». Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил сюиту.

Сюита — яркий  образец  программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой  и образами прошлого. Пьесы-«картины»  связываются между собой темой-интермедией  «Прогулка», изображающей проход по галерее  и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Картинки с выставки - Прогулка (1.23 Мб)

Картинки с выставки - Гном (2.48 Мб)

Картинки с выставки - Прогулка (2) (0.73 Мб)

Картинки с выставки - Старый замок (4.47 Мб)

Картинки с выставки - Прогулка (3) (0.42 Мб)

Картинки с выставки - Тюильрийский сад (0.92 Мб)

Картинки с выставки - Быдло (3.06 Мб)

Картинки с выставки - Прогулка (4) (0.53 Мб)

Картинки с выставки - Балет невылурившихся птенцов (1.06 Мб)

Картинки с выставки - Два еврея, богатый и бедный (2.23 Мб)

Картинки с выставки - Прогулка (5) (1.26 Мб)

Картинки с выставки - Лимож. Рынок (1.18 Мб)

Картинки с выставки - Катакомбы (2.12 Мб)

Картинки с выставки - С мертвыми на мертвом языке (1.76 Мб)

Картинки с выставки - Избушка на курьих ножках (3.05 Мб)

Картинки с выставки - Богатырские ворота (4.99 Мб)

Информация о работе Биография Мусоргского