А.С. Даргомыжский. Русалка – первый образец лирико-психологической оперы в русской классической музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:58, доклад

Описание работы

Деятельность Даргомыжского приходится на переходный период в истории России - от первого этапа освободительного движения ко второму, «разночинскому». В области искусства этот исторический процесс нашел отражение в постепенной демократизации художественно-культурной жизни, в нарастании социально-критического, обличительного направления в творчестве русских писателей, художников, музыкантов, в утверждении метода критического реализма в литературе и живописи. Связь творчества Даргомыжского с этими важными новыми явлениями делает фигуру композитора по-особому примечательной и интересной в русской музыке

Содержание

А.С. Даргомыжский (1813-1869) – продолжатель русской музыкальной классики (значение творчества в истории).....................................................3
Характеристика творчества Даргомыжского..................................................4
Краткое содержание..........................................................................................8
«Русалка»..........................................................................................................11
Список литературы..........................................................................................15

Работа содержит 1 файл

доклад Русалка.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

Действие  четвёртое

Картина 1

Подводный терем русалок. Появляется Наташа. Из скромной дочери Мельника она превратилась в могущественную повелительницу днепровских вод. А, бросившись в воду любящей девушкой, очнулась на дне реки, русалкою холодной, но могучей. Её снедает лишь "жар  мщенья". Наташа отсылает русалок "поплавать  под небом". Вбегает Русалочка  – дочь Наташи и князя. Ласково  говоря с ней, мать просит девочку  плыть наверх, найти князя и  заманить его в их подводный терем.  
Русалочка убегает, а Наташа остаётся ждать "желанного часа мести"

Картина 2

Берег Днепра. Князь опять  здесь. Вдали показываются княгиня  и Ольга. Увидев князя, они поспешно прячутся. Выходит Русалочка. Князь  узнаёт, что она его дочь и, услышав  от неё призыв Наташи, решается идти вслед за девочкой. Княгиня и Ольга  пытаются преградить ему дорогу. Князь  возмущён и разгневан. Русалочка  зовёт князя за собой, а тут  ещё из глубины вод раздаётся голос любимой Наташи, зовущий его. 
Княгиня и Ольга умоляют князя вернуться домой, но князь как зачарованный следует за манящей его девочкой. Вбегает Мельник. И... в тот момент, когда Русалочка бросается в воду, Мельник сталкивает в Днепр и князя. Княгиня падает без чувств. Вбегают охотники, но поздно... Только смех русалок звучит в ночной тишине. Видение подводного царства Наташи. Русалки влекут безжизненное тело князя к стопам своей повелительницы. Мощно и торжествующе звучит в оркестре мотив призыва Наташи. 

  1. «Русалка»

Опера в четырёх  действиях, шести  картинах

Либретто  А. Даргомыжского  по драме А. Пушкина.

Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П. И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки.

Вынашивая замысел оперы  «Русалка», композитор внимательно  изучил всё значительное, что было в литературе того времени, - образцы  устной народной поэзии, описания народного  быта, обрядов. И особенно - русские  народные песни. Он и сам записывал  их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его  творчестве.

Но сочинение продвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы. В итоге работа над оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет.

В апреле 1853 года состоялся  концерт из произведений Даргомыжского, где участвовали лучшие певцы  Петербурга. Концерт имел большой  успех, и это придало композитору  новые силы.

Теперь композитор вплотную подошёл к созданию оперы. В основу её либретто легла неоконченная пушкинская драма. Даргомыжского она привлекла  социальной направленностью сюжета, в осуждении неправедности существовавшего  жизненного уклада. Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа - угнетённого  и бесправного.

Либретто «Русалки» принадлежит  самому композитору и написано умелой рукой опытного мастера-драматурга. Кое в чем оно, правда, сбивается  на трафареты музыкального театра первой половины XIX века, например - в заключительном апофеозе, который Кюи считал единственным, но крупным промахом Даргомыжского-либреттиста. Сохранив народные черты драмы Пушкина, композитор развил бытовые элементы пьесы и ввел в оперу несколько  бытовых сцен. В некоторых из них  он воспользовался народными песенными  текстами (крестьянские хоры в I действии, свадебные - во II), в других (например, песня Ольги) свободно компоновал поэтические  и текстовые элементы фольклора.

Почти во всех этих случаях  Даргомыжский сочинял свои мелодии  на подлинные народные слова и, как  отмечает М. С. Пекелис, «... большей частью не проявлял интереса к тому, какой  в народном искусстве напев с  ним (с текстом) связан». В «Русалке», сравнительно немного подлинных народных напевов. Они встречаются в нетронутом или переработанном виде в хоре из I действия «Как на горе мы пиво варили» (песня, начинающаяся словами «Среди двора, из-под древа»; она имеется среди записей Даргомыжского), в финалах I и IV действий: в обращении Наташи «Днепра царица» (песня на слова «Ах! Девица, красавица» или со словами «Ох-ти, горе великое!»), в призыве Русалки (колыбельный напев «Идет коза рогатая»). Примером свободного претворения опере народно-песенного музыкального стиля может служить хор «Ах ты сердце, мое сердце», интонационно близкий к мелодии свадебной песни « Как не пава-свет».

Несмотря на некоторую  условность времени и места действия, характеристики образов отличаются яркостью национального облика. По складу переживаний и чувств, по «приметам» музыкально-речевой интонации  действующие лица оперы кажутся  «современниками» Даргомыжского, весьма примечательна в этом отношении  близость интонационного строя «Русалки»  к романсам и песням композитора  зрелой поры его творчества. В мелодике оперы преобладает песенно-романсовое начало, язык городской бытовой песни  и романса второй четверти XIX века. Отпечаток современности особенно заметен в речитативах главных  действующих лиц - Наташи и Мельника. Они столь же жизненные, психологически правдивые, и музыкально-речевые  «высказывания» лирических и бытовых  героев романсах и песнях композитора. Как раз господство мелодики городского песенно-романсового склада, обилие замечательных речитативов, лирико-драматических  и бытовых, коренящихся в русской  народной речи, в житейских повседневных интонациях, заметно отличают «Русалку»  от опер Глинки, в которых на первый план выступает широкий распевный  склад старинной крестьянской песни, величавая, эпически обобщенная интонация. По мнению Чайковского, в «Русалке»  отчетливо проявилась наиболее сильная  сторона таланта Даргомыжского  – мастерство речитативного письма. «Известно, что сила Даргомыжского, - писал Чайковский,- заключается  в его удивительно реальном и  вместе с (тем изящно певучем речитативе, придающем его великолепной опере  прелесть неподражаемой оригинальности).

Характерная черта драматургии  «Русалки» - это сквозное развитие драматического конфликта. В опере проходят две драматические линии. Действие в опере протекает, можно сказать, по «гребню» кульминаций, возникающих в каждом действии. Особой, небывалой стремительностью и направленностью драматического развития отличается I действие. Уже во второй его сцене рождается завязка (Князь сообщает Наташе о разлуке). Во второй половине I действия (после народных хоров) наступает бурное развитие драмы. В сценах Наташи и Князя, Наташи и Мельника достигаются две сильнейшие кульминации, которые в финале действия завершаются трагической развязкой - гибелью Наташи. Как уже заметил Серов, все это придает I действию оперы известную самостоятельность и даже драматургическую обособленность. В нем отсутствуют традиционные вступительные бытовые сцены - опера сразу начинается с важного в драматургическом отношении эпизода, с арии Мельника.

В последующем течении  действия драматическими вершинами  служат: во II действии - песня Наташи, в III- Мельника и Князя (2-я картина), в IV - сцена, в которой Цариц салок  увлекает за собой Князя в волны  Днепра (финал оперы «Отстраняющую» роль играют в опере бытовые эпизоды: крестьянские хоры - в I действии; свадебные  хоры - во II; песенка Ольги, хоры и  танцы русалок - в III и IV. Во всяком случае, они нигде не останавливают надолго  действия и занимают подчиненное  место в общей драматургии  произведения. Оригинальна в «Русалке»  и драматургия оперных образов, именно главных героев - Наташи и  Мельника. Важнейшая их особенность - сквозное развитие, углубленность психологических характеристик, и, вместе с тем, - цельность и выдержанность индивидуальны музыкальных «портретов».

В опере  «Русалка» перед  хором стоят сложные  исполнительские  задачи. Хоровой коллектив  должен воплотить  художественные образы различных социальных групп русского народа: крестьян, бояр, сенных девушек, дружины  князя, а так же русалок.

Многогранность  сценических задач  дала возможность  композитору использовать самые различные  приёмы хорового изложения.

В 1855 году была завершена "Русалка".

Премьера состоялась 4 мая 1856 года. Оперу приняли не сразу. Она выдержала до 1961 года всего 26 представлений. В Москве «Русалка» поставлена впервые в 1858 г. Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики... радикально изменились». Эти изменения были вызваны обновлением всей социальной атмосферы, демократизацией всех форм общественной жизни. Отношение к Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х гг. он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Так что когда в 1864 г. Даргомыжский предпринял новое заграничное путешествие, зарубежная публика в его лице приветствовала крупного представителя русской музыкальной культуры.

Возобновленная в 1865 г. с  Платоновой и Комиссаржевским «Русалка», имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших русских опер.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Орлова Е.М. «Лекции по истории русской музыки. – М., 1979
  2. Орлова Е.М. «Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века»: учебное пособие для муз. ВУЗов. – М.,1990
  3. Рапацкая Л.А. «История русской музыки. От древней Руси до «серебряного века»: учебник для ВУЗов. – М.,2001

 


Информация о работе А.С. Даргомыжский. Русалка – первый образец лирико-психологической оперы в русской классической музыке