Управления муниципальными хозяйствующими субъектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

Для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления необходимо создавать обособленные хозяйствующие субъекты. Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах:
коммерческие - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия;
некоммерческие – муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации.

Содержание

Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов
Общие положения о муниципальных унитарных предприятиях
Муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения
Казенные муниципальные предприятия
Управления муниципальными хозяйствующими субъектами
Проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями
Управление муниципальными учреждениями

Работа содержит 1 файл

Зотов.docx

— 43.37 Кб (Скачать)

План

  1. Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов
  2. Общие положения о муниципальных унитарных предприятиях
    1. Муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения
    2. Казенные муниципальные предприятия
  3. Управления муниципальными хозяйствующими субъектами
    1. Проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями
    2. Управление муниципальными учреждениями

 

 

  1.   Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов

     Для осуществления полномочий по решению  вопросов местного значения органы местного самоуправления необходимо создавать  обособленные хозяйствующие субъекты. Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах:

    • коммерческие  - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия;
    • некоммерческие – муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации.

     К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения. Органы местного самоуправления цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности. Собственниками имущества, переданного МУП, являются муниципальные образования.

     Муниципальным унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарным могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часто производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

     Муниципальное учреждение – это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих,  социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

     Правовой  основой деятельности муниципальных  предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и  Федерального закона РФ № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон). Особенность управления  названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное в управление муниципальное имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения,  а у муниципальных учреждений и казенных предприятий – на праве оперативного управления.

     Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное  образование) устанавливает лишь общие  правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его  текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

     Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или  учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным  имуществом только в соответствии с  целями своей деятельности и заданиями  собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению  имущество  и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

     Муниципальные предприятия  имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они  выполняют подавляющую часть  муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и т.д. 

     Целесообразность  создания муниципальных предприятий  обусловлена следующими факторами:

     - потребностью в бесперебойном  и гарантированном по объему  и минимальным стандартам качества  исполнении некоторых важнейших  муниципальных услуг;

     - локальным монополизмом предприятий  в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного  самоуправления не желает быть  зависимым от частника;

     - стремлением к обеспечению социальной  справедливости и предотвращению  дискриминации потребителей услуг  (по районам проживания, по категориям  потребителей);

     - возможностью муниципальной власти  влиять на цены и тарифы.

     МУП – самостоятельный хозяйствующий  субъект, обладающий правоспособностью юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно. В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось около 45 тыс. муниципальных унитарных предприятий.

     Муниципальное казенное предприятие создается  органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть  производимой ими продукции, работ и услуг предназначена  для муниципального образования, либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

      Муниципальное учреждение финансируется из средств  местного бюджета полностью или  частично (за вычетом дохода от оказания муниципальных услуг).

  1. Общие положения о муниципальных унитарных предприятиях

            Закон, который регулирует правовое положение унитарных предприятий, был принят Государственной Думой РФ 11 октября 2002 года и вступил в силу с момента его опубликования в «Российской газете» - с 3 декабря 2002 г. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности.

     Термин "унитарное" (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии  такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.

     1. Унитарное предприятие может  иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве  собственности имущество, закрепленное  за таким предприятием.

     2. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам  (долям, паям), в том числе между  работниками предприятия. 

     3. Собственник имущества сохраняет  в отношении этого имущества  важнейшее вещное право - право  собственности. Только собственник  определяет стратегию хозяйственного  развития унитарного предприятия,  согласовывает его важнейшие  действия, контролирует целевое  использование и сохранность  закрепленного за предприятием  имущества, осуществляет иные  важнейшие правомочия, которые не  могут быть переданы другим  собственникам.

     4. Текущей деятельностью унитарного  предприятия руководит единоличный  исполнительный орган, назначаемый  собственником, полностью ему  подотчетный и действующий в  пределах своей компетенции на  основе единоначалия. Это - руководитель  унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование  иных исполнительных органов  в унитарном предприятии законодательством  не предусмотрено, допускается  лишь создание совещательных  органов.

     Все это отличает унитарное предприятие  от других коммерческих организаций, в  частности, хозяйственных товариществ  и обществ, которые основаны на коллективных началах.

           Учредительным документом унитарного  предприятия является его устав. При создании МУП собственник имущества в обязательном порядке должен определить в уставе предмет, виды и цели деятельности предприятия. В Уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия - муниципальном образовании и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). На весь имущественный комплекс (предприятие) МУП принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а муниципальному образованию - право собственности.

          Полное фирменное наименование  МУП на русском языке должно содержать слова «муниципальное предприятие» или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - муниципальное образование.

          Руководитель муниципального унитарного предприятия (Устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель муниципального унитарного предприятия может назначаться на должность на конкурсной основе. Руководитель муниципального унитарного предприятия подлежит аттестации, регулярно отчитывается о деятельности предприятия в порядке, установленном собственником его имущества – муниципальным образованием, как правило перед главой местной администрации и местным представительным органом.

        Руководитель муниципального унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Муниципальное образование вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных МУП, к руководителю унитарного предприятия.

   Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам,  уполномоченным управлять муниципальным  имуществом, в составе и сроки,  предусмотренные Законом о бухгалтерском  учете, руководитель отчитывается  также по установленной форме  о выполнении показателей экономической  эффективности деятельности предприятия.

        Муниципальное унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

        Муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Муниципальные унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Информация о работе Управления муниципальными хозяйствующими субъектами