Территориальная основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление выступает как важный инструмент проведения широкомасштабных реформ различных сторон общественной и государственной жизни. Вопрос о территориальной организации местного самоуправления все годы становления местного самоуправления в нашей стране остается одним из актуальных и спорных, вызывающих оживленные дискуссии в кругах научных и практических работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Территориальная организация местного самоуправления 4
1.1 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12
2 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления 14
3 Становление системы органов местного самоуправления в истории г. Пензы с 1994 по 2009 гг. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

контрольная по муниц праву.docx

— 301.71 Кб (Скачать)

     Выборные  должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов  депутатов от установленной численности  представительного органа муниципального образования, а если численность  представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек  — 1 депутат. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

     В муниципальных образованиях образуются органы местного самоуправления.

     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 8.

     Наименования  представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) устанавливаются  законом субъекта Российской Федерации  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Структура органов местного самоуправления определяется непосредственно населением или  представительным органом муниципального образования и закрепляется в  уставе муниципального образования. В соответствии со ст.18 устава Пензенской области структуру органов местного самоуправления составляют:

     1. Пензенская городская Дума (городская Дума) – представительный орган города Пензы;

     2. Глава муниципального образования (далее Глава города Пензы) – высшее должностное лицо города Пензы, избираемое Пензенской городской Думой из своего состава и исполняющее полномочия председателя Пензенской городской Думы;

     3. Администрация города Пензы –  исполнительно-распорядительный орган  города Пензы;

     4. Иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом 9.

     Член  выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах10.

 

3 Становление системы  органов местного  самоуправления в  истории  г.  Пензы с 1994 по 2009 гг.

      
           Первый этап становления местного самоуправления -это период устранения советских представительных органов власти, который начался с момента обнародования Указа Президента РФ от 9 января «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Этот этап длился до начала 1993 г. Первые выборы в депутаты Законодательного Собрания и в органы местного самоуправления Пензенской области состоялись 30 января 1994 г. Именно тогда, Пензенская область одна из первых в России, опираясь на Указы Президента РФ и Временное Положение об органах представительной и исполнительной власти в системе государственного управления и местного самоуправления в Пензенской области, утвержденное постановлением Главы Администрации Пензенской области от 20 декабря 1993 г. № 533, сформировала новые представительные органы власти. Для проведения этих и последующих выборов были сформированы Избирательные комиссии. 
          Вслед за этим начался второй этап, связанный с формированием созданной системы местного самоуправления. Он длился на протяжении 1994 — 1995 гг., когда одновременно шли два процесса: во-первых, новая структура власти должна была обеспечить баланс представительных и исполнительных органов власти; подвести под систему местного самоуправления прочную финансово-экономическую базу. В итоге вся предварительная работа позволила принять Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     С этого момента начался третий этап становления местного самоуправления, для которого определяющим признаком  является наработка законодательной  базы для осуществления Закона в  субъектах Федерации. Чтобы реализовать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понадобилось принять (до 1996 г.) порядка десяти областных законодательных актов. Важнейшие среди них: «Устав Пензенской области», «О местном самоуправлении Пензенской области», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пензенской области», «О финансовых основах местного самоуправления в Пензенской области» и др. Перенос выборов в органы местного самоуправления на декабрь 1996 г. по Указу Президента РФ представил возможность использовать запас времени для работы над законодательной базой. Однако проблемы к концу 1996 г. оставались — это проблемы разделения полномочий между центром и субъектами Федерации, между областными органами власти и органами муниципального управления. Но следует отметить, что к 1996 году в городе Пензе складывалась уже довольно стройная система местного самоуправления. 
В связи с этим 3аконодательное Собрание области приняло Закон «О территориальных органах государственного управления исполнительной власти». Его суть заключалась в том, чтобы организовать эффективное взаимодействие органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления в решении социально-экономических задач региона. По этому Закону глава администрации района назначался и освобождался главой администрации области и являлся представителем исполнительного органа территории при взаимодействии с муниципальными образованиями, другими территориями области.

     Выборы  в органы местного самоуправления 1994 г. проходили по мажоритарной избирательной  системе относительного большинства  по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Выборы депутатов  комитетов самоуправления проходили  на общих собраниях и сходах граждан. Каждый населенный пункт, расположенный  на территории сельсовета, поселка, должен был быть представлен в комитете не менее чем одним депутатом. Эти выборы показали, что впереди предстоит большая работа по совершенствованию избирательной системы.

     Следующая избирательная кампания в Пензенской области проходила 22 декабря 1996 г. -30 марта 1997 г. в сложной обстановке. Возникли трудности из-за отсутствия финансовых средств. Впервые реализовывались  избирательные законы в Пензенской области в условиях новой структуры  местного самоуправления, когда избирательные  мероприятия переместились на уровень  территориальных избирательных  комиссий муниципальных образований. В состав Пензенской городской Думы II-го созыва были избраны депутаты по 21-му избирательным округам, Главой города Пензы был избран А. С. Калашников. В ходе избирательной кампании выявились правовые проблемы и несоответствия законов области нормам Федеральных законов, в связи с чем были внесены поправки в законы области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пензенской области», «О выборах главы администрации, главы местного самоуправления муниципального образования в Пензенской области».

     Правовую  основу для проведения выборов 2001 г. в органы местного самоуправления составляли Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и прав на участие  в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд законов Пензенской области. Кандидаты в депутаты местного самоуправления могли быть выдвинуты избирателями в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Одновременно с выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления выдвигались кандидаты на должность главы администрации, главы местного самоуправления муниципальных образований в Пензенской области. В результате выборов во всех городах областного значения с большим преимуществом победили действующие главы местного самоуправления. Так в городе Пензе Главой города вновь был избран А. С. Калашников.  
В состав Пензенской городской Думы III-го созыва были избраны 21 депутат, а Председателем Пензенской городской Думы депутаты избрали Пинишину Светлану Федоровну.

     До 2002 г. административно-территориальное  устройство Пензенской области включало 403 муниципальных образования, в  том числе 11 городов, 376 сельских поселений  и 16 прочих муниципальных образований. В 2000–2001гг. во всех муниципальных образованиях прошли выборы органов местного самоуправления; были сформированы исполнительные и  представительные органы власти. Однако анализ действующей в области  системы показал, что она не оправдала  своего предназначения, вследствие неспособности  большинства из 403 муниципальных  образований самостоятельно решать отнесенные Законами к компетенции  органов самоуправления вопросы  местного значения. В силу исторически  сложившейся социально-экономической  инфраструктуры, они решались на уровне района. В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 17 сентября 2002 г. были созданы  муниципальные образования в  границах сельских районов. 
22 декабря 2002 г. и 23 марта 2003 г. были проведены выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в 28 сельских районах Пензенской области. Законодательной базой при подготовке и проведении выборов послужили Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Пензенской области от 18 сентября 2002 г. «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области».

     Пензенская  Гордума самостоятельно утверждает структуру и систему органов  городского самоуправления. Работу Думы возглавляет Председатель, который  избирается на сессии Гордумы из числа  депутатов. Контроль за реализацией решений Думы осуществляют постоянные комиссии Думы.  
Исполнительным органом является администрация г. Пензы, формируемая главой администрации (мэром) г. Пензы.

     Исполнительный  орган после упразднения в 1991 г. Совета народных депутатов возглавляли: Дубинчук Феодосии Федорович — глава администрации г. Пензы (11.12.1991 г. — 16.10.1992 г.); Калашников Александр Серафимович — глава администрации г. Пензы (25.02.1992 г. — 24.12.1996 г.), глава местного самоуправления г. Пензы (глава г. Пензы) с 24.12.1996 г. по 24.12.2000 г., с 25.12.2000 г. — глава администрации г. Пензы, мэр до сентября 2004 г.; Анисимов Владимир Николаевич — и. о. главы администрации г. Пензы (21.09.2004 г. — 17.02.2005 г.); Пашков Александр Владимирович (17.02.2005 г. — 25.11.2005 г.), которого сменил Чернов Роман Борисович — ныне действующий глава администрации г. Пензы.

     Становление и усовершенствование системы местного самоуправления в г. Пензе продолжается. В связи с принятием и вступлением  в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 — ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее —  Федеральный закон № 131 — ФЗ) возникла необходимость приведения основного  законодательного акта — Устава города Пензы в соответствие с данным Федеральным законом. Необходимые изменения и дополнения в Устав города Пензы были рассмотрены и приняты депутатами на 49 сессии городской Думы, которая состоялась 29 апреля 2004 г. Решением Пензенской городской Думы от 29 апреля 2004 г. № 663/49 «О принятии изменений и дополнений в Устав города Пензы» в Устав города была введена Глава 8 «Переходные положения», которой определялся статус Пензенской городской Думы, как представительного органа городского самоуправления, и основные положения по организации выборов депутатов в городскую Думу и организации её работы. Этим же решением городской Думы устанавливался статус депутата городской Думы и её членный состав — с принятием данного решения численный состав городской Думы был установлен в количестве 35-ти депутатов вместо 21-го, как это было раньше.

     26 декабря 2004 г. прошли очередные  выборы в городскую Думу IV-го  созыва. В результате выборов  депутатами городской Думы было  избрано 35 человек. Председателем  городской Думы депутатами тайным  голосованием был избран Иван  Александрович Белозерцев, депутат  по 28-му избирательному округу, в  2000 — 2004 гг. — депутат Пензенской городской Думы III созыва. В целях приведения Устава города Пензы в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 — ФЗ, Законом Пензенской области от 3 сентября 1996 г. № 2 — ЗПО «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области» и на основании Заключения Законодательного Собрания Пензенской области от 3 марта 2005 г. на изменения и дополнения в Устав города Пензы, на состоявшейся 15 марта 2005 г. 5-й сессии Пензенской городской Думы депутатами городской Думы было принято решение № 41 — 5/4 «О принятии изменений и дополнений в Устав города Пензы». Данным решением определялись и устанавливались:

Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления