Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ понятия «муниципальное образование» и выделение основных аспектов, связанных с реализацией данного понятия на практике.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Проследить историческое развитие понятия муниципального образования и провести параллель с современной ситуацией;
Раскрыть сущность и основные характеристики понятия муниципального образования, провести классификацию муниципальных образований;
Введение………………………………………………...…………….…............3
1. Муниципальное образование (МО) как единица местного самоуправления в РФ………………………………………………………………….……………5
1.1. МО: исторический аспект…………………………………………………..5
1.2. Современные МО: понятие, сущность, виды………..………………...…10
2. Проблемы территориальной организации МО……………….………….....16
2.1. Критерии формирование МО…………………….....................................16
2.2. Проблемы изменения границ МО………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………………
Таким образом, муниципальное образование определяется как населенная территория. Следовательно, квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения.
В состав территории городского поселения могут входить:
Закон
предусматривает два варианта территориальной
организации сельского
Численность
населения является важным фактором
при определении статуса
Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения, т.е. не является самостоятельным муниципальным образованием. Вместе с тем из этого правила возможны и исключения.
Законами
субъекта РФ статусом сельского поселения
может наделяться сельский населенный
пункт с численностью населения
менее 1000 человек. Данная норма позволяет
сделать исключение из общего правила
и при территориальной
Не
менее важным фактором при определении
типа муниципального образования является
плотность населения. Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ» устанавливает
критерием определения
Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района. Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Таким образом, устанавливается критерий целостности муниципального образования, т.е. все муниципальное образование должно иметь непрерывную границу. Кроме того, границы поселения не могут пересекаться с границами населенного пункта, территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения, границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.
Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Таким образом, распространение двухуровневой модели местного самоуправления на крупные города не осуществляется, так как признается нецелесообразным. Городской округ остается одноуровневым, т.е. он не входит в состав муниципального района и не содержит в своем составе самостоятельных городских и сельских поселений.
Границы муниципального района устанавливаются с учетом двух факторов:
Следовательно,
территория муниципального образования
должна быть такой, чтобы проживающее
в ее границах население было объединено
общими интересами в тех вопросах,
решение которых отнесено к ведению
местного самоуправления. В этой связи
на территории муниципального образования
желательно наличие социальной и
коммунальной инфраструктуры, необходимой
для решения вопросов местного значения
и осуществления отдельных
Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование территориальных основ самоуправления:
1. Местное самоуправление является территориальным, т. е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга. Субъекты Российской Федерации по-разному решают вопрос о том, на каких территориях осуществляется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации без каких-либо изъятий.
3. Территория муниципального образования является целостной, т. е. все муниципальное образование должно иметь непрерывную границу.
4. Муниципальное образование определяется как населенная территория. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения.
5. Территория
муниципального образования
6.
Границы административно-
7. На территории муниципального образования желательно наличие необходимой для решения местных вопросов социальной и коммунальной инфраструктуры, что может потребовать объединения нескольких поселений в одно муниципальное образование.
8. При
определении территории
9. При установлении территории муниципальных образований нельзя не учитывать традиционный способ хозяйствования населения, например скотоводство и связанный с ним кочевой образ жизни или хуторское хозяйствование. Действующее федеральное и региональное законодательство закрепляет обязательность учета национальных, исторических и иных особенностей и традиций соответствующей территории.17
Таким
образом, на сегодняшний момент выделяют
несколько критериев
2.2. Изменение границ МО
Складывающаяся муниципальная практика позволяет выделить наиболее типичные ситуации, приводящие к необходимости изменения границ муниципального образования:
Приведенные примеры иллюстрируют необходимость постановки вопроса об изменении границ муниципального образования, его реорганизации.
В
отличие от предшествующего закона
Федеральный закон от 6 октября 2003
г. «Об общих принципах
Закон 2003 г. Расширяет перечень субъектов, которые вправе выступать с инициативой об изменении границ муниципального образования:
Учет
мнения населения соответствующих
территорий при изменении границ
муниципального образования должен
обеспечиваться путем определения
в законах субъектов РФ конкретной
формы – местного референдума. Причем,
согласно Федеральному закону от 6 октября
2003 г. «Об общих принципах
Как уже было сказано, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования по данному вопросу проводится голосование в виде проведения местного референдума. Законом предусматривается, что голосование проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
Если в голосовании приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, такое голосование считается состоявшимся. Если за изменение границ муниципального образования проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей, тог согласие на изменение границ считается полученным.20
На
голосование жителей выносится
один вопрос, например, о возможности
разделения муниципального образования
на конкретные части. Соответственно,
в случае изменения границ поселений
(влекущего переход населенных пунктов
в другие поселения) также необходимо
учитывать мнение населения, выраженного
либо в форме голосования, либо на
сходах граждан, а также мнение представительных
органов соответствующих
Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления