Территориальная организация местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ понятия «муниципальное образование» и выделение основных аспектов, связанных с реализацией данного понятия на практике.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Проследить историческое развитие понятия муниципального образования и провести параллель с современной ситуацией;
Раскрыть сущность и основные характеристики понятия муниципального образования, провести классификацию муниципальных образований;

Содержание

Введение………………………………………………...…………….…............3
1. Муниципальное образование (МО) как единица местного самоуправления в РФ………………………………………………………………….……………5
1.1. МО: исторический аспект…………………………………………………..5
1.2. Современные МО: понятие, сущность, виды………..………………...…10
2. Проблемы территориальной организации МО……………….………….....16
2.1. Критерии формирование МО…………………….....................................16
2.2. Проблемы изменения границ МО………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ПАГС ГМУ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ  П.А.СТОЛЫПИНА» 
 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

  по дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

  на тему: «Территориальная организация местного  самоуправления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнил:

                               студент 4 курса, 

                                             заочной формы обучения

                                              специальности 030602.65

                        Тоноян С.Г.

                      Проверил:

                               Салтыкова О.П.

                                                                     
 
 
 
 
 

Саратов 2011 г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………...…………….…............3

1. Муниципальное  образование (МО) как единица местного  самоуправления в РФ………………………………………………………………….……………5

1.1. МО: исторический аспект…………………………………………………..5

1.2. Современные  МО: понятие, сущность, виды………..………………...…10

2. Проблемы  территориальной организации МО……………….………….....16

2.1. Критерии  формирование МО…………………….....................................16

2.2. Проблемы  изменения границ МО………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….27 

Библиографический список……………………………………………….….…29  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Местное самоуправление как форма народовластия  населения является важной основой  конституционного строя России. Местное  самоуправление признано одной из фундаментальных  составляющих российской системы народовластия  и отражает возрастающую роль местной  власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

     В ходе административно-правовой реформы  начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен  на обеспечение политической и экономической  самостоятельности муниципальных  органов власти и повышение ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной  точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

     Данным  законом был урегулирован один из важнейших аспектов местного самоуправления – территориальная организация.

     Закон о местном самоуправлении 2003 г. в  отличие от аналогичного закона о  местном самоуправлении 1995 г. закрепил важную норму: местное самоуправление осуществляется не только на уровне районов, но и в городских, сельских поселениях и на других территориях.

     В результате проведенной реформы  вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации  в соответствии с Законом 2003 г., было образовано 24 510 муниципальных образований.

     От  состояния местного самоуправления в муниципальных образованиях зависит  жизнь большей части граждан  Российского государства, поэтому  можно говорить о том, что муниципальное  образование является ключевым понятием, поскольку содержит в себе все  элементы местного самоуправления, являясь  основой его функционирования. В  связи с этим данная работа приобретает  несомненную актуальность.

     Объектом  написания курсовой работы стало  муниципальное образование как  одна из основных единиц местного самоуправления.

     В качестве предмета рассматриваются  процессы становления и формирования муниципальных образований.

     Целью данной курсовой работы является анализ понятия «муниципальное образование» и выделение основных аспектов, связанных  с реализацией данного понятия  на практике.

     В связи с этим были поставлены следующие  задачи:

  1. Проследить историческое развитие понятия муниципального образования и провести параллель с современной ситуацией;
  2. Раскрыть сущность и основные характеристики понятия муниципального образования, провести классификацию муниципальных образований;
  3. Рассмотреть основные признаки, на основании которых строится территория муниципального образования;
  4. Выявить причины и проследить порядок изменения границ, преобразования муниципальных образований, а  также выделить основные проблемы, возникающие в рамках этих процессов.

         Курсовая  работа была написана, в первую очередь, при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том  числе, законодательных актов, утративших законную силу, чтобы иметь возможность  увидеть изменения, произошедшие в  исследуемой сфере. Также основными  источниками информации стали монографические  статьи и учебные пособия российских авторов. 
     
     
     
     

1.МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ (МО) КАК ЕДИНИЦА МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

     1.1 МО: исторический аспект

     Древнерусская государственность, сложившаяся в  ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины или волости.

     Особенностью  древнерусской государственности  является тот факт, что носителем  публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась  принудительная власть по отношению  к жителям пригородов и волости  в целом. Решение столичной вечевой  общины было обязательным для всех волошан - такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни - политическую, административную, судебную, финансовую, военную1.

    Несмотря  на то, что в результате централизации  власти в Москве местное самоуправление впоследствии было постепенно ликвидировано, традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.

     В XVI столетии, после длительного периода преобладания централизованного управления, был сделан первый шаг на пути к возрождению начал самоуправления в стране. Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах2.

     Территория  была разделена на следующие территориальные  единицы:

  • губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);
  • волость - земский староста (из черносошного населения);
  • город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

     Таким образом, вся территория Российского  государства делилась на различные  по размеру и статусу уезды.

     Такая ситуация имела место вплоть до 1708 года, когда Петром I в ходе Областной  реформы были образованы первые 8 губерний. В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов  и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись  губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. Генерал-губернаторы были также  командующими войсками в подведомственных им губерниях. В 1710—1713 году губернии были разделены на доли, управляемые ландратом. В 1714 году вышел указ Петра I, по которому доли становились единицей местного самоуправления, ландрат выбирался местными дворянами. Однако фактически это распоряжение выполнено не было, сенат утверждал ландратов по спискам, представленных губернаторами. В 1719 году Петром I была проведена реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только в военных вопросах, в гражданских делах воеводы отчитывались только перед сенатом.

     Вплоть  до правления Екатерины II ситуация оставалась неизменной. 7 ноября 1775 года был издан указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, ликвидированы провинции и изменена нарезка уездов. Новая сетка административно-территориального деления составлялась так, чтобы в губернии проживало 300—400 тыс. человек, в уезде — 20-30 тыс. человек. Большинство новых административно-территориальных единиц, за редким исключением, получило официальное название «наместничество». Обширные по территории наместничества делились на области3.

     В 1785 году, после завершения реформы, Российская империя делилась на 38 наместничеств, 3 губернии и 1 область (Таврическую) на правах наместничества. Кроме того в состав империи входило Жилище Донских казаков, в котором было казачье самоуправление.

     В XIX веке структурные единицы местного самоуправления вновь претерпели изменения. Российская империя разделялась на губернии, области и градоначальства. Каждая губерния состояла из уездов и городов. В ходе крестьянской реформы вводилось распределение уездов на волости – единицы сословного крестьянского управления. В волости объединялись «селения крестьян и прочих сельских обывателей»4.

     Кроме того, реформа 1861 г. наложила на трехзвенное  деление губерния – уезд – волость  сеть округов: военного, учебного, судебного, путей сообщения, полицейского управления, фабричной инспекции и акцизный. В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» создавалась двухъярусная система крестьянского самоуправления: нижним звеном являлось сельское управление во главе с сельским старостой, верхним – волостное управление во главе с волостным старостой. В основу образования сельского общества было положено помещичье имение.

     Губернский  аппарат местного управления оставался  в силе до XX века. После Февральской  революции в 1917 году Временное правительство  России сохранило всю систему  губернских учреждений, только губернаторы  были заменены губернскими комиссарами (в уездах — соответственно уездные  комиссары), однако с преобладанием  дворянско-помещичьего состава. Одновременно с этим формировалась система  Советов, противостоявшая местным  властям Временного правительства5.

     К началу свершения Октябрьской революции 1917 года Российская империя в административно-территориальном  отношении была разделена на 74 губернии, 605 уездов и 13913 волостей, которые, в  свою очередь, делились на сельские общества.

Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления