Теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ вопроса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Содержание

Глава 1 Теоретическое исследование происхождения государства и права……………………………………………………………………………..…5
1.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права...5
1.2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и
права……………………………………………………………………..13
Глава 2 Теории происхождения государства и права……………………….23
2.1. Материалистическая теория происхождения государства и
права……………………………………………………………………...23
2.2 Естественно-правовая теория………………………………………….29
2.3.Теория насилия…………………………………………………………..35
2.4.Другие теории происхождения государства и права………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Необходимо  также упомянуть Органическую теорию, происхождения государства, исходящую из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в.в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики. Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников позитивизма английский философ и социолог Г. Спенсер, а также Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

      Подобно тому, как среди биологических  организмов в результате естественного  отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также  естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.

      Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др.

      В фашистской Германии на основе расовой  идеологии создавалась особая система  ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. 

      Заключение 

        Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои  действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

      Государство явление многогранное. Рассмотренные  нами теории по разному объясняют  причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

      История цивилизации знает десятки, сотни  правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

      В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Акмалова  А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2002, - с.112.
  2. Алексеев С. С., Корельский В. М. Теория государства и права. М., 2000. С. 49—50
  3. Бержаль, Жан-Луи. Общая теория права  / Жан-Луи Бержаль. Ред. В.И. Даниленко, Пер. с фр. В.И. Чуршикова. -М.: Nota bene, 2000. – 574с.
  4. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования  / Г. Берман, -  М., 1994.
  5. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19
  6. Д.  Рикардо.  Начала  политической  экономии  и  налогового  обложения.// Сочинения. М., 1995. Т.1.
  7. Еллинек Г. Общее учение о государстве // Антология мировой политической мысли. В 5 т. - М.,1997, Т. 1, С. 141
  8. Зорькин, В.Д. Позитивистская теория  права в России  / В.Д. Зорькин. - М., 1978г.
  9. Историческое и логическое в познании государства и права. -  Л.: 1988.
  10. История государства и права зарубежных стран. Ч. II / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидков. М., 1991. С. 65-66.
  11. История первобытного общества. Эпоха классобразования . - М. 1982.
  12. Каутский, К. Материалистическое понимание истории / К. Каутский; т. 2. - М., 1931
  13. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. - М., 1999.
  14. Кащеев, В.И. Эллинистический мир в Риме  / В.И. Кащеев. - М., 1993.
  15. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб., 1998. С. 204.
  16. Косарев, А.И. Происхождение и сущность государства  / А.И. Косарев. - М., 1969.
  17. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 33. М., 1974. С. 7.
  18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7.
  19. Ленин, В.И. О государстве  / В.И. Ленин; полн. собр. соч., т. 39.
  20. О доклассовых обществ к раннеклассовым. - М., 1987.
  21. Першиц, А.И. История первобытного общества  /А.И. Першиц, А.Л. Менгайт, В.П. Алексеев. - М., 1984.
  22. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
  23. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект,  2001- С.134
  24. Филиппов, Г.Г. Социальная организация общества и политическая власть  / Г.Г. Филиппов. -   М., 1985.
  25. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, – 944 с.
  26. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
  27. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 1. Выпуск 1 / Вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 1995. С. 212-213.
  28. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана  / Ф. Энгельс, К. Маркс; собр. соч., т.21,  гл. IV-V1; VIII; IX.

Информация о работе Теории происхождения государства и права